ПАО «Роствертол» — крупнейший в мире производитель вертолетной техники.
Вместе с заводом «Ростсельмаш» его относят к градообразующим предприятиям города Ростова-на-Дону.
ПАО «Роствертол» (Ростовский вертолётный производственный комплекс «Публичное акционерное общество „Роствертол“») — российская авиастроительная компания и одноимённое авиастроительное предприятие холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех».
Ростовский вертолетный производственный комплекс Публичное акционерное общество «Роствертол» имени Б.Н. Слюсаря (ПАО «Роствертол») был основан 1 июля 1939 года.
Предприятие ведет свою историю от Государственного союзного авиационного завода № 168, образованного в г. Рязань. Авиационный завод № 168 был создан на месте Рязанского деревообделочного и мебельного предприятия.
Соответствующее постановление № 177сс было подписано 1 июля 1939 года Советом Народных Комиссаров. Позже, 8 июля 1939 года, был выпущен совместный приказ Наркомлеса и Наркомата авиационной промышленности о передаче Рязанского деревообрабатывающего завода из Главдревпрома Наркомлеса РСФСР в Наркомат авиапромышленности СССР.
Авиационный завод №168 был основан в 1939 году для производства боевых и гражданских самолётов. В дальнейшем он был перепрофилирован и стал серийным изготовителем вертолётов.
Завод начинал с изготовления деревянных пропеллеров для самолета ПО-2, самолетов УТ-2М, двадцатиместных планеров КЦ-20, а перед самым началом Великой Отечественной войны было начато производство истребителей И-16.
В 1943г. было освоено производство самолетов УТ-2М, а затем ПО-2.
УТ-2М был очень прост в управлении, прощал грубые ученические ошибки, не входил в плоский штопор, а в крутой штопор входил очень неохотно и выходил из него даже при нейтральных рулях без малейшего запаздывания. Самолет получил широкое признание и высокую оценку.
В 1949 году завод перешел на изготовление цельнометаллических машин планеров ЯК-14.
В 1956 году определилось новое направление в деятельности коллектива – производство перестроилось на выпуск серийных вертолетов МИ-1, конструкции генерального конструктора Миля М.Л
Первенцем серийного вертолётостроения стал вертолёт Ми-1, созданный конструкторским коллективом под руководством М.Л. Миля. Именно тогда началось творческое сотрудничество предприятия с Московским вертолётным заводом (МВЗ) им. Миля.
В 1956 году завод освоил выпуск первого тяжёлого транспортно-десантного вертолёта Ми-6. На нём выполнялись работы по сооружению мостов, монтажу оборудования заводов, транспортированию и установке буровых вышек и др. Ми-6 производился серийно более 20 лет.
На тяжелых вертолетах МИ-6 было установлено 12 мировых рекордов по грузоподъемности и скорости.
В 1971г. завод организовал изготовление лопастей несущего винта для вертолетов МИ-24, в 1973г. начал выпуск и самих вертолетов этого типа, который продолжается до настоящего времени в различных модификациях. Этот вертолет является основным боевым вертолетом сухопутных войск РФ.
В 1982г. выпущены первые серийные вертолеты МИ-26, которые заменили МИ-6.
«Роствертол» выпускает самые грузоподъемные в мире серийные вертолеты семейства Ми-26, способные транспортировать до 20 тонн груза внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.
Это единственный в мире вертолёт с 8-лопастным винтом диаметром 32 метра. Имеет два двигателя по 11 400 л. с. каждый. Двигатели Ми-26 потребляют по 3 тонны топлива в час.
По грузоподъемности вертолет МИ-26 вдвое превосходит самый большой американский вертолет Сикорский GH-53Е. Если Ми-26 поставить рядом с самолётом Boeing-737, то вертолёт окажется длиннее. По высоте вертолёт сравним с трёхэтажным домом.
17 мая 1982г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании, освоении серийного производства и эксплуатации новой авиационной техники, объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени. За многие годы завод неоднократно выходил победителем в соревновании среди предприятий страны, области, города, района.
В настоящее время помимо серийного производства транспортных вертолётов Ми-26Т и боевых вертолётов типа Ми-24 (Ми-35М) предприятие серийно выпускает боевой вертолёт Ми-28, модернизированный вертолёт Ми-2А, идёт подготовка к серийному выпуску лёгкого учебно-тренировочного вертолёта Ми-60 МАИ.
Первый Ми-28Н был изготовлен в августе 1996 года, а в ноябре новый вертолет совершил первый полет.
Новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» предназначен для уничтожения бронетехники, поражения низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушной разведки. Для этого у вертолета есть все необходимое: высокая скорость полета, боевая живучесть, широкая номенклатура современных средств защиты и поражения.
На «Роствертоле» с 2016 года серийно производятся две модификации «Ночного охотника»: Ми-28УБ (учебно-боевой вертолет для военно-космических сил РФ) и Ми-28НЭ с двойным управлением (экспортный вариант вертолета, отвечающий требованиям зарубежных заказчиков).
В течение многих лет «Роствертол» выпускал легендарный Ми-24В, который состоит на вооружении десятков стран мира. На его основе был создан новый многоцелевой ударный вертолёт Ми-35М, который собирают здесь с 2005 года.
Благодаря программе модернизации, вертолет Ми-35М стал многоцелевой машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме. Вертолёт предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого, Ми-35М может использоваться для перевозки различных грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске.
На предприятии освоен ремонт вертолетов МИ-24/35 и МИ-26Т, ведутся большие работы по изготовлению и ремонту комплектующих изделий к ним, а также модернизация этих вертолетов с целью повышения их тактико- и летно-технических характеристик и расширения областей применения.
Кроме основной продукции — вертолетов, ОАО «Роствертол» производит широкий ассортимент товаров народного потребления, оказывает услуги населению, ведет широкую торгово-коммерческую деятельность на базе крупнейшего на юге России торгово-выставочного центра ТВЦ «Роствертол».
ПАО «Роствертол» занимает ведущее место в вертолетостроительной отрасли России благодаря широкому спектру выпускаемых вертолетов марки «Ми» и проведению работ по ремонту и модернизации парка выпускаемых предприятием вертолетов, поставке авиационно-технического имущества и оказанию услуг.
Производимые предприятием вертолеты Ми-24/35, Ми-26, Ми-28Н составляют основную часть как вертолетного парка Вооруженных сил России, так и вертолетного парка российских авиакомпаний.
Продукция и услуги ПАО «Роствертол» составляют существенную долю вертолетной техники и связанных с ней услуг, поставляемых за рубеж, в связи с чем сохранение и развитие производственно-технических возможностей предприятия имеет важное значение не только в региональном масштабе, но и в масштабе России в целом. При этом одним из необходимых условий дальнейшего развития предприятия является обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ выпускаемой продукции.
Предприятие занимает устойчивое положение в отрасли, о чем свидетельствуют награды, полученные обществом по результатам работы 2012 года: диплом лауреата Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», диплом лауреата конкурса предприятий ЮФО «Лидер XXI века», диплом лауреата конкурса “Золотая медаль «Европейское качество» 100 лучших организаций России».
«Роствертол» выполняет полный цикл производства современной вертолетной техники, который включает механосборочное, заготовительно-штамповочное и кузнечно-прессовое, агрегатно- и монтажно-сборочное производство, а также лопастной завод.
Кузнечно-прессовое производство — одно из подразделений, с которого начинается производство вертолётов. Здесь проводятся работы по объёмной штамповке из цветных и чёрных металлов.
Для оценки качества на предприятии функционирует летно-испытательная станция. После окончания монтажа и проверки работы всех систем воздушное судно передают на лётно-испытательную станцию (ЛИС), где происходит дальнейшая отработка систем вертолёта.
«Роствертол» производит вертолеты как для российских, так и для иностранных государственных и коммерческих операторов.
Выпущенные предприятием вертолеты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии и Южной Америки.
Компания «Роствертол», входящая в Ростовское региональное отделение «Союза Машиностроителей России», славна не только своей трудовой историей, но и тем бесценным вкладом, который внесли в своё время её работники для приближения Победы в Великой Отечественной войне.
В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев истребителей МИГ-3, а затем десантных двадцатиместных планеров КЦ-20. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в г. Волжск Марийской АССР, где вместо планеров КЦ-20 было организовано производство самолётов Ут-2М.
Во время войны завод остановил производство только на время оккупации. После второго освобождения Ростова работа возобновилась. Из цехов тогда ещё самолётостроительного предприятия прямо к фронту отправляли легендарные бипланы ПО-2.
В октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года на базе бывшего автосборочного завода. Завод № 87 вошел в состав завода № 168.
История становления предприятия тесно переплетена с событиями военного времени. Когда созданный перед самой войной авиазавод № 458 вернулся из эвакуации в освобожденный Ростов, выяснилось, что два основных корпуса из трех полностью разрушены.
Донские вертолётостроители самоотверженно взялись за восстановление предприятия — разобрали металлолом, расчистили территорию, отстроили новые корпуса.
Как раз приближался конец войны, и начали демобилизовываться заводчане-фронтовики. Стояли за станками по две смены подряд – с раннего утра до позднего вечера. Люди переносили эти невзгоды стойко и работали на совесть.
На территории завода «Роствертол» открыт мемориал «Никто не забыт — ничто не забыто».
На фронтах Великой Отечественной боевые и трудовые подвиги совершили 1958 заводчан. Их имена навечно красуются на гранитных плитах мемориального комплекса «Никто не забыт, ничто не забыто».
На блестящем граните — фамилии ветеранов, которые участвовали в боевых действиях, защищая грудью страну от гитлеровцев, трудились в тылу — выпускали военную продукцию и делали всё возможное для победы советской армии. Сегодня эти легендарные люди — история «Роствертола».