19 июля исполнилось бы 130 лет Владимиру Владимировичу Маяковскому (1893–1930 гг.) – знаменитому советскому поэту ХХ века, публицисту, драматургу, художнику. Кроме того, он проявил себя в киноискусстве как талантливый актер кино, режиссер и сценарист. За свою короткую жизнь Маяковскому удалось оставить после себя большое литературное наследие, отличавшееся ярко выраженным слогом. Он первым начал писать стихи знаменитой «лесенкой», ставшей его «визитной карточкой».
Впервые Владимир Маяковский посетил Ростов еще в 1914 году, с тех пор продолжил сюда приезжать — целых тринадцать раз.
Молодой ростовский литератор Григорий Кац, который в те годы сотрудничал с различными изданиями, включая газету «Большевистскую смену», рассказывал, что Маяковский любил в свободные минуты прогуляться по ростовским улицам. Ростов Маяковский называл одним из красивейших городов России, говорил, что будь он почище, так в него можно было бы влюбиться.
22 ноября 1925 года он вернулся в Россию из большого путешествия по Европе и Америке, а уже через неделю «открывал» эти страны своим слушателям в стихах и устных рассказах. Сначала в Москве, а вскоре и в других городах. «Открыв» Америку, стал ездить с другими программами. Состояли они, как правило, из трех разделов: доклад на какую-то тему, чтение стихов, ответ на вопросы и записки из зала. Причем об обратной связи со зрителями сообщалось уже на афишах.
С миссией «нового Колумба» Маяковский прибыл в Ростов в начале февраля 1926 года. Конечно, изобличал заокеанскую эксплуатацию человека человеком, культ золотого тельца. Поэт выступал на сцене лучшего в донской столице досугового учреждения того времени клуба ВСАСОТР – Всероссийского союза административно-советских, общественных и торговых работников. В зале аншлаг. Но собрались не одни только поклонники его творчества. По свидетельству очевидцев, было немало тех, кто пришел из любопытства и даже с желанием задать поэту вопрос с подковыркой. Маяковский к таким вопросам давно привык, они совершенно его не смущали. Однажды, увидев в конце вечера целую кучу записок из зала, объявил, что на все ответить не успеет, заберет с собой: будет дома читать и развлекаться. Именно это слово, как вспоминалось зрителю, и употребил: «развлекаться».
А 7 февраля 1926 года знаменитый футурист выступает перед писателями и поэтами Донского края. В зале Дома печати на углу Суворова и Ворошиловского нет свободных мест — наполнен под завязку.
Из очерка Павла Максимова.
«Вечером в Доме печати (Ворошиловский, 16), в подвале, в небольшой комнате, отведенной ростовской литературной организации, шло обычное собрание. Маяковский пришел спокойный, простой, благожелательный. Он был в короткой куртке с меховым воротником, на голове − кепи, на ногах − гамаши, в руках − палка. Дорожный, походный вид.
Маяковский снял куртку и присел к столу. Читка продолжалась своим порядком. Это был как бы парад стихов ростовских поэтов перед Маяковским. Он слушал внимательно, серьезно и делал заметки карандашом на крышке папиросной коробки. Потом, когда подошла его очередь, он также высказал несколько своих замечаний о прочитанном. Говорил пpoсто и непринужденно, как старший товарищ:
− Слабо, детская работа. Главный недостаток большинства прочитанных стихов − штамп, потертая словесная монета. Крупицы хорошего тонут в словесной ветхости. Какое у вас море? − Конечно, «синее». Какие глаза? − Конечно, «чудные», или «нежные», или, там, «грустные». Ну, и звезда, разумеется, «далекая». Что нового в этих определениях? Плохо все это. Но вот у одного из товарищей в его стихах мелькнуло местное название «Нахичевань». Очень хорошее слово, его нет в стихах московских поэтов. Довольно потертых слов и мыслей! Давайте новую упаковку!
В тот же приезд поэт выступил перед 800 рабочими электровозоремонтного завода (в то время − Главных мастерских Владикавказской железной дороги).
Как сообщали газеты, после чтения стихов состоялся импровизированный диспут о новой нарождающейся советской поэзии. Любопытно, что после этого диспута было голосование. На голосование поставили вопросы: «Понимают ли рабочие стихи Маяковского? Нравятся ли они им?»
Присутствовавшие ростовские рабочие на торжественном митинге единогласно проголосовали «за».
В 1978 году была установлена памятная доска в честь Владимира Маяковского на фасаде здания заводоуправления электровозоремонтного завода имени В.И. Ленина.
На мемориальной доске написано: «В феврале 1926 года перед рабочими завода с чтением своих стихов выступал великий поэт советской эпохи Владимир Владимирович Маяковский».
Осенью 1926 года поэт выступал в «Доме Печати». Так в народе прозвали здание доходного дома, построенное в 1911 году по проекту архитектора А. Х. Закиева по заказу страхового общества «Россия» в стиле модерн.
В 1921 году доходный дом был национализирован. Здесь размещались различные советские организации. Например, правление «Крайземлеуправление» (КРАЙЗУ). В середине 1921 года часть помещения первого этажа была отдана клубу рабкоров, селькоров и военкоров Северного Кавказа. В том же году при клубе был создан первый юношеский отряд «Спартак», в 1923 году — центральный клуб пионеров. Подвальные помещения в конце 1923 года заняла Ростовская ассоциация пролетарских писателей (РостАПП).
В 1983 году на доме № 20 по Ворошиловскому проспекту установлена мемориальная доска: «В этом доме выступал лучший талантливейший поэт нашей советской эпохи В. В. Маяковский».
Павел Максимов рассказывал, как читал стихи Маяковский.
«Он читал об океане, и, казалось, огромный зал покачнулся, как палуба корабля, и каждый из сидящих в зале ясно видел «последних волн небольшие митинги»… Подняв голову и руку, произносил пророчески: «…вижу идущего через горы времени, которого не видит никто… в терновом венце революций грядет шестнадцатый год!» Сделав паузу, пояснил: «Как видите, с предсказанием революции у меня произошла ошибка только на один год…» – вспоминал Максимов.
Он описывал Маяковского как человека со спокойными и флегматичными глазами, в немодной одежде.
«Прошло немало лет, но я и сейчас ясно, до мельчайших деталей, вижу лицо Маяковского. Заложив руки за спину, медленно, спокойно поднимался по лестнице крупный, бритый, смуглый человек в черном, длинном, немодном пальто и в обычной черной, тоже немодной круглой шапке, надетой плотно и низко, почти по самые брови. Верх шапки был вогнут. Поэт был одет без всяких претензий», – пишет Максимов.
Последний раз в Ростов-на-Дону Маяковский приезжал осенью 1927 года. Вечером 23 ноября 1927 года он читал поэму «Хорошо» в здании Театра Красной Армии — старом здании ростовского театра музыкальной комедии, где до революции находился Клуб приказчиков.
На здании по адресу: ул.Серафимовича,88 установлена мемориальная доска.