Литературное ассорти «Самый английский писатель своего века»

      Комментарии к записи Литературное ассорти «Самый английский писатель своего века» отключены

8 июля исполняется 130 лет со Дня рождения Ричарда Олдингтона, писателя, которого знают многие. Он и его труды живы и актуальны долгое время. Разные характеры, обстоятельства позволяют пронаблюдать за вехой времени жизни самого писателя и его персонажей. Приглашаем вас к литературному ассорти «Самый английский писатель своего века».

Ричард Годфри Олдинктон, при рождении Эдвард, считается до сих пор одним из главных представителей имаженистов (imago — образ) — литературное направление в русской поэзии XX века, цель творчества которых состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Имажизм возник как течение в 1908 году в недрах лондонского «Клуба поэтов». Окаменелость привычных поэтичес­ких форм заставила молодых литераторов искать но­вые пути в поэзии. Первые имажисты — Томас Эрнест Хьюм и Фрэнсис Флинт. 

Родился 8 июля в Портсмуте, Гэмпшир, Великобритания.

Видеоролик «Олдингтону 130 лет»

Основные факты биографии

*Ричард Олдингтон — поэт, романист, переводчик, литературовед, критик, редактор — внёс в современную английскую культуру вклад, который нуждается в достойном признании и справедливой оценке. Талантливость, искренность и художническая честность писателя делают его книги не только интересными, но и волнующими.

*Родился и жил в семье адвоката. Он проходил обучение в Дуврском колледже , затем в Лондонском университете. Ввиду финансовых сложностей у него не получилось стать обладателем ученой степени. Интерес к литературе проявлял с детства. В юности написал много стихов, которые сжёг, понимая, что это подрожательство, так хотел быть самим собой даже в творчестве.

*В 1911 году он повстречал будущую жену Хильду Дулитл. Она была поэтессой. Они поженились через два года. Ребенок, появившейся у этой пары, оказался мертворождённым.

*С 1915 года жили отдельно. В 1919 г. попытались спасти брак.

*К этому моменту у Хильды появилась дочь. Писатель не был ей отцом. Спасти брак не удалось. Они расстались. Развод был оформлен лишь в 1938 г.

*Долгое время бывшие супруги состояли в дружеских отношениях, как и с момента встречи многое продолжало их объединять.

*Он занимался редактированием. В 1914 г. в сборнике выпустил 10 стихов, написанных им самим. В этот период он переводил греческих и римских поэтов. Вместе с Джоном Курносом  – литератором, который был близок его кругу, в 1916 г. впервые перевёл роман «Мелкий бес» Фёдора Сологуба на английский язык.

*Ричард Олдингтон был участником боевых действий в Первой мировой.

*В 1916 году был рядовым, но через недолгое время его произвели в офицеры.

*Проходил службу на Западном фронте.

*В 1917 г. был ранен. Проходил лечение в госпитале. Война кардинально изменила мироощущение нашего героя. Она отложила отпечаток безнадёжности и суровой горечи на его творчество.

*Созданная в этот период книга стихотворений «Образы войны» признана одним из лучших сборников англоязычной поэзии в истории.

*После войны страдал от посттравматического стресса /который в то время был мало изучен/. Отчасти поэтому отошёл от поэзии, стал уделять большее внимание прозе.

*Его роман под названием «Смерть героя» является частично автобиографическим.

*Ушёл из жизни 27 июля 1962 Сюри-ан-Во ( прожив всего 70 лет).

Творчество

«Смерть героя» — книга, которая до сих пор стоит  наряду с романами «Прощай, оружие!» Хемингуэя и «На западном фронте без перемен» Ремарка и, стала своеобразным манифестом «потерянного поколения». Работа над произведением заняла всего пятьдесят один день. Максим Горький назвал «Смерть героя» Олдингтона «злой, полной жуткого отчаяния» книгой, свидетельствующей об окончательной испорченности буржуазного мира. «Эта книга является надгробным плачем, – писал Олдингтон, – памятником, быть может, неискусным, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко».

«Все люди – враги» — самый яркий и жестокий роман в литературной истории английского «потерянного поколения». История Энтони — человека, для которого жизнь безжалостно разбита на половины — «до войны» и «после». «До» были чувства, надежды и иллюзии, вера и духовные искания — словом, все, что характерно для интеллигентного юноши из привилегированного класса. «После»… не осталось ничего, кроме горечи, разочарования и недоверия людям. Любовь? Болезненная плотская страсть. Дружба? Непонимание и взаимное одиночество. Основной инстинкт самосохранения по-прежнему заставляет Энтони искать в жизни какого-то смысла, какого-то наполнения.

«Семеро против Ривза» — одна из самых злых и остроумных книг XX века. Книга, не оставляющая камня на камне от «святая святых» английской литературы 1920-х годов — модернистского течения. Томас Стернз Элиот и его однокашники под безжалостным, как нож, пером Ричарда Олдингтона превращаются в уморительные карикатуры на самих себя. Этот фарс беспощаден, несправедлив и опасен. Принять его трудно. С ним хочется спорить и соглашаться. Но оторваться от гомерически смешной литературной фантасмагории Олдингтона, которую критики единодушно сравнивают с его величайшим шедевром — «Смертью героя» — невозможно.

«Сущий рай» — Англия между двумя Мировыми войнами. Сущий рай благоденствия и процветания, разумного, просвещенного консерватизма и разумного, просвещенного интеллектуального либерализма? Или — гнилое болото, в котором гибнут все нормальные человеческие существа, где человек, не похожий на других, обречен стать предметом насмешек, а высокие идеалы давно превратились в фикцию? Олдингтон смеется над тем, что видит и описывает. Но, как и в «Смерти героя», смех его превращается в злой и горький сарказм, — а фарс «сущего рая» — в беспощадную трагикомедию.

«Дочь полковника» — роман, который некогда считался одним из образцов скандальности, — но теперь, когда тема женской чувственности давным-давно уже утратила запретный флер, читатели и критики восхищаются не «сенсационностью» этого произведения, но его искренностью, реализмом и глубиной психологической достоверности. Мужчины погибли на войне, — так как же теперь быть молодым женщинам? Они не желают оставаться одинокими. Они хотят самых обычных вещей — детей, семью, постельных супружеских радостей. Но… общество, до сих пор живущее по викторианским законам, считает их бунтарками и едва ли не распутницами, клеймит и проклинает.

«Единственная любовь Казановы» — книга посвящена знаменитому итальянскому авантюристу XVIII века Джованни Джакомо Казанове. На склоне скандальной жизни, наполненной интригами, любовными похождениями, дуэлями и даже тюремным заключением, он вспоминает о своей романтической любви, единственный раз испытанной в жизни. Книга является одной из призванных  шедевров любовного романа.

«Стивенсон. Портрет бунтаря» — биографии знаменитых людей занимают значительное место в творчестве Ричарда Олдингтона, эту книгу Олдингтон посвятил биографии Роберта Луиса Стивенсона. Волевой человек, яркая личность, талантливый писатель, Стивенсон выбрал свой путь. Отказавшись от религиозных убеждений, семейных традиций, финансовой поддержки, он все же сумел обрести независимость и литературное признание. Сила духа, воля, оптимизм — в этом секрет успеха, таланта и популярности Стивенсона.

 «Прощайте, воспоминания» (сборник). В книгу известного писателя вошли рассказы из сборников «Дороги к славе» и «Короткие ответы», посвященных психологическим контрастам.

Рассказы Олдингтона затрагивают проблемы военной и послевоенной жизни, отражают быт, нравы, психологию буржуазной интеллигенции.

Так же известны его «Раздумья на могиле немецкого солдата», «О, вы, джентльмены Англии!», сборник «Кроткие ответы», «Образы желания», «Парни из нашей деревни», «Убит в бою».

В последнем крупном произведении «Лоуренс Аравийский» (1955) он развенчал легенду о подвигах своего соотечественника, полковника британской разведки и любимца английской публики Томаса Эдуарда Лоуренса. Это вызвало крайне негативную реакцию на родине, и писатель принял решение туда больше не возвращаться.

В наше время, на Международных фестивалях, в 2014 году, представлен спектакль «Война» по роману «Смерть героя», Олдингтона, где режиссёр Панаев повернул сюжет вспять, добавил отрывков и мотивов из творчества Гумилёва, Шекспира и Гомера.

В 2015, в сентябре этот спектакль был представлен на фестивале им. Чехова в Москве.

По словам современников, Ричард Олдингтон, так или иначе, был и остаётся наиболее «английским» писателем двадцатого века. Имя его выгравировано на камне в Вестминстерском аббатстве, где упомянуты шестнадцать «поэтов великой войны». Его прозаические произведения и стихи стали частью золотого фонда английской литературы. Автору вручена мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка. 

Критики разных лет и разных взглядов много спорят и сейчас о произведениях этого автора, но они не перестают оставаться теперь уже классикой мировой литературы.

Каждый автор со своей судьбой, героями, временем — призваны тронуть пытливые умы и живые души, пробудить в нас человека и удержать в этом состоянии как можно дольше.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.