Дорогие друзья! 12 декабря исполняется 200 лет со дня рождения Гюстава Флобера, французского прозаика-реалиста, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Популярность Флоберу принесли книги «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств», написанные в жанре реализма с нотками психологизма и натурализма. Будущий романист воспитывался со старшим братом Ахиллом, который унаследовал от отца не только имя, но и род занятий, став хирургом, и сестрой Кэролайн, которая родилась на 3 года позже Гюстава. Детство их прошло в безрадостной атмосфере больницы Руана, в которой работал глава семейства. В 1840 году будущий романист отправился в Париж, чтобы изучать право. Столица Франции показалась Флоберу отвратительной, а избранная профессия — скучной, поэтому в конце того же года студент пустился в путешествие по Пиренеям и Корсике. Этот период биографии писателя нашел отражение в «Мемуарах безумца» (1901). В начале 1846 года отец Флобера умер, оставив сыну 500 тыс. франков. Тогда молодой человек понял, что юриспруденция не его сфера, и бросил университет. Свалившееся наследство гарантировало юному Гюставу безбедную жизнь даже в случае безработицы, поэтому тот решил всецело посвятить себя писательству.
19 сентября 1851 года Флобер, вдохновленный друзьями Луи Буйе и Максимом Дюканом, взялся за сочинение романа «Госпожа Бовари» (в иных переводах — «Мадам Бовари»). Спустя 56 месяцев, в мае 1856-го, книга была завершена. Она выходила с 1 октября по 15 декабря того же года в журнале «Парижское обозрение». В феврале 1857 года директора «Парижского обозрения» и Гюстава Флобера обвинили в «неуважении к общественной морали и религии».
Писатель даже предстал перед судом за «вульгарное и шокирующее изображение персонажей», но наказания избежал. Снятие обвинений не только способствовало изданию «Госпожи Бовари» отдельной книгой, но и обеспечило всплеск популярности. В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.
Экранизации романа:
Мадам Бовари 1991 год Франция
Мадам Бовари/Madame Bovary, Великобритания, мини-сериал 1975 г., 1-2 серии
Госпожа Бовари (2015) Русский трейлер
Вторым известным произведением писателя был роман «Воспитание чувств» — последний опубликованный при жизни роман Гюстава Флобера. Произведение насыщено сатирическими, историческими, социально-психологическими и автобиографическими мотивами. В феврале 1843 года Флобер начал писать роман «Воспитание чувств», работу над которым он закончил 7 января 1845 года. Наряду с целым рядом других ранних произведений этот первый роман Флобера при его жизни остался неизданным.
В дальнейшем писатель к нему не возвращался; из его переписки известно, что такое (не вполне выраженное) намерение у него было, однако оно не получило продолжения. В 1852 году Флобер писал своей подруге Луизе Коле, что считает эту книгу первой пробой пера, при этом, по его мнению, он потерпел здесь творческую неудачу: «Переделывать не стал бы, но думаю, что теперь написал бы лучше. Там есть страсть, но могло бы быть больше обобщения».
Роман был впервые опубликован в 1910 году и позже неоднократно переиздавался, в том числе и отдельным изданием. По ранее распространённой и консервативной точке зрения он рассматривался всего лишь как первая редакция одноимённого зрелого романа Флобера, однако современные исследователи избегают называть его «версией» или «редакцией» романа 1869 года с тем же названием, признавая вполне самостоятельный характер первого произведения, а во французском литературоведении и книгоиздательстве сложилась традиция называть первое крупное сочинение писателя «„Воспитанием чувств “1845 года» (по году окончания работы над книгой), или «Первым „Воспитанием чувств “».
«Второе воспитание чувств» берет свое начало в марте 1862 года, когда Флобер, делясь своими литературными проектами, говорил, что среди прочих замыслов его интересует роман как жанр: «Ещё ему хотелось бы написать два-три небольших романа очень несложных, очень простых: муж, жена, любовник». Работа над новым романом продолжалась около семи лет и закончилась в мае 1869 года. По мнению биографов писателя, в романе отражены до некоторой степени автобиографический материал и личные мотивы, а отношения Фредерика Моро и Софи Арну частично являются претворением художественными средствами отношений самого Флобера и Элизы Шлезингер — жены музыкального издателя Мориса Шлезингера, с которой он познакомился в 1836 году и которая выведена в романе за инициалом Ш.
Экранизации романа:
1962 — одноименный кинофильм, режиссёр Александр Астрюк, в главной роли Жан-Клод Бриали.
1973 — мини-сериал, режиссёр Марсель Кревенн, в главной роли Жан-Пьер Лео.
1973 — «Фредерик Моро. Телевизионный фильм» — спектакль, в главной роли Леонид Филатов.
2001 — «Каждую ночь» (фр. Toutes les nuits) — художественный фильм, снятый по роману «Первое „Воспитание чувств “», режиссёр Эжен Грин; премия Луи Деллюка.
Помимо этих двух самых известных литературных произведений, были также и несколько менее известные, но не менее интересные современному читателю:
Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе, изучая исторические источники. Когда роман появился в 1862 году, его приняли с большим энтузиазмом.
В 1925 Пьер Мародон по мотивам романа Флобера снял фильм «Саламбо» с участием Жанны Бальзак.
В 1960 году режиссёр Серджо Греко снял совместный франко-итальянский фильм «Саламбо», где роль главной героини сыграла актриса Жанна Валери.
Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872 году. Автор намеревался «разнести человечество в пух и прах», показав всю глупость современников.
Из-за смерти в 1880 году автор не смог завершить роман. Роман был дважды экранизирован: «Бувар и Пекюше» 1971, режиссер Роберт Валей и «Бувар и Пекюше» 1989, режиссера Жан-Даниэль Верхак.
Повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше».
Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей. Будучи преданным спинозистом, Флобер значительно повлиял на мысль Спинозы. Он был также пантеистом.
Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовил заведующий схл — Кобяцкий В.И.