Вечер-портрет «»Тысяча душ» и деловое общение»

Дорогие друзья!

23 марта 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Писемского, писателя, драматурга, получившего признание ещё при жизни и живущего в своих произведениях и теперь.

Родился в марте 1821 года в усадьбе Раменье в Чухломском уезде Костромской губернии. Происходил из старинного дворянского рода Писемских. В 1844 году окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета со званием действительного студента и в январе 1845 года «был определён в число канцелярских чиновников Костромской палаты государственных имуществ» в чине губернского секретаря; в октябре 1845 года был переведён в московскую палату государственных имуществ по хозяйственному отделению, 1846 год —  был определён помощником столоначальника по лесному отделению.

Был уволен со службы в 1847 году — «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам».

Женился 11 октября 1848 года на дочери П. П. Свиньина, Екатерине Павловне (1829—1891). В браке с ней имел четверых детей: Павла (1850), Аполлона (1851), Николая (1852) и Евдокию (1856). В 1848 году вернулся на службу — младшим чиновником, 1849 год — произведён в коллежские секретари. 1857 год — уволен, по прошению, в отставку.

Оставшись без журналистского заработка, с 1866 по 1872 гг. он служил в московском губернском правлении. Окончательно вышел в отставку в чине надворного советника.

Интересные факты о писателе  А. Писемском:

Алексей Феофилактович Писемский появился на свет в славном городе Костроме, где позднее ему был установлен памятник.

У него могло бы быть девять братьев и сестёр, но никто из них не выжил, так что фактически Писемский оказался единственным ребёнком в семье.

Происходил литератор из дворянского рода Писемских, но его семейство никогда не было особенно богатым.

Писатель  был настолько популярен, что его авторитет в литературной среде был равен авторитету таких мастеров пера, как Ф. Достоевский и Л. Толстой.

Множество произведений А. Ф. Писемского были переведены на английский, немецкий, французский и другие европейские языки ещё при его жизни.

В детстве он мечтал стать не писателем, а актёром, и даже брал уроки актёрского мастерства.

Писемский нередко выступал на публике, читая свои произведения вслух на литературных вечерах.

Первой его публикацией был рассказ под названием «Нина», опубликованный в печати, когда начинающему писателю было двадцать семь лет.

В 1864 году Писемский просил выкупных денег за 15 крестьянских душ принадлежавшей ему деревни Вонышево Костромской губернии, по 120 руб. за душу. На вырученные деньги он купил двухэтажный дом в Москве в Борисоглебском переулке.

Литературная деятельность:

Дебютировал в печати в 1848 году. На первых порах печатался в журнале М. Погодина «Москвитянин», хотя и расходился по некоторым вопросам с его «молодой редакцией». Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Среди других авторов Писемский выделялся мастерством «рассказоведе́ния», увлекательностью сюжетостроения. Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы.

Одним из самых известных произведений А. Ф. Писемского так же считается пьеса «Горькая судьбина». Её неоднократно называли лучшей в истории российской драматургии.

Сочинения Писемского переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма.

«Тысяча душ»

«Умный человек» — первоначальное название романа, которому суждено было остаться во мнении большинства критиков разных мастей и литературоведов-  лучшим романом Писемского. У нас есть основания вдуматься именно в первоначальное название.

«Тысяча душ» — название окончательное — образ совершенно ясный и вполне однозначный: это символ того могущества, без которого человек барахтается и тонет в трясине…

Кто тонет?

Умный человек… Тут мы уже и подходим к первой неясности. Что приходится делать человеку, чтобы не потонуть, — это для Писемского вопрос решенный: приходится добывать «тысячу душ»: положение, связи, место, влияние. А вот кто добывает? Кто этот «умный человек» в нравственном отношении? Честный человек или подлец? И «деловое общение» не просит, а требует.

Помните, Толстой говорил, плуты умеют сговариваться, а честные люди не умеют, и потому — плуты торжествуют, а честные люди только жалуются, что они в этом обществе практически «лишние люди»;  так что ум как бы похищен бесчестьем, а глупость оставлена честности, — в этой ситуации, в противовес этой системе литература и пытается выдвинуть союз противоположный — союз ума и чести…

То, что происходит с главным героем на самом деле, происходит с людьми и теперь. У всех есть теория. Когда приходится выйти из напечатанных идеалий, практиковать в действительность – происходит по существу другое, чаще совершенно не желаемое. Что становится с теми, кто жаждет сделать всё вокруг только лучше?.. уже существующее пространство искажает новичка на свой манер.. Да, главный герой борется по-своему: решается плыть по течению, а после как будто просыпается, имея уже возможности «победить дракона» — оказывается обезоружен, обессилен, одинок и жалок.  Но … не перестающий бороться в душе… Полное представление обо всём и собственное мнение можно составить, конечно, прочитав произведение.

В январе 1859 года «Тысячу душ» рецензирует журнал /первоначальное/ «Русское слово», которое богач г. Кушелев–Безбородко только что отдал на редактуру Аполлону Григорьеву. О романе Писемского высказывается старый московский приятель автора Евгений Эдельсон, которому Писемский, собственно, сам же и посылает роман с прямой просьбой: «Душевно бы желалось, чтобы ты составил об нем статейку». Статейка написана мгновенно и напечатана в считанные недели:

— Теперь, когда литература погрязает в мелком обличительстве чиновных плутней, Писемский возвращает ей истинно художественное достоинство. Он не принадлежит к тем узким сатирикам, которые умышленно лгут на жизнь, превращая поэзию в ораторское искусство. Писемский — другой. Слезы навертываются на глаза, слезы умиления, и как–то спокойнее становится за Русского человека, когда видишь, как светло стоят герои Писемского среди извергов и плутов, которыми старается наполнить наша современная литература всю жизнь России…

В 1857—1860 годах Писемский совместно с А. В. Дружининым, а в 1860—1863 годах единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В журнале «Искусства» заведовал литературным и театральным отделами. В это время он продолжал напряжённо искать собственный «третий путь» между либералами и консерваторами:

«Основой его мировоззрения навсегда остался несколько скептический здравый смысл вместе с сильным русским самосознанием; чужестранное его не интересовало, но ни Россию, ни русских он не идеализировал и не разделял националистического идеализма».

В «Библиотеке для чтения» Писемский без всякого жеманства отзывался о молодом поколении и высмеивал оптимистическую веру современников в прогресс. Особенно  писателя  раздражало  торжество купеческого («торгашеского») начала в пореформенной России. Один из фельетонов, скептически упоминавший воскресные школы (Писемский был против того, чтобы говорить их ученикам «вы»), вызвал бурю негодования среди либералов, они вынудили писателя порвать с журналистикой и уехать из Петербурга в Москву.

В молодости пытался стать актёром; даже годы спустя читал свои произведения выразительнее, чем кто-либо из знаменитых писателей своего времени.

Распространено мнение, что писательскую репутацию Писемского, особенно среди читателей и критиков либеральных взглядов, уничтожило именно «Взбаламученное море». Для последующих произведений Писемского характерен мрачный колорит: «неверие в будущее страны, мотивы „заката цивилизации“, засилия плоти и материальных интересов».

В романах «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880—1881) Писемский противопоставляет безрадостной современности идеалистические увлечения людей предыдущих поколений.

Помимо крупных произведений, Писемский писал и для журналов, публикуя заметки и фельетоны. Однако, одна из его публикаций вызвала такую бурю негатива, что ему даже пришлось переехать в другой город, а также забыть о работе журналистом.

Несмотря на всю серьёзность тем, затронутых в произведениях, присутствует в сочинениях этого писателя и юмор, со своим характерным почерком.

В 1971 году снят фильм-спектакль « Тысяча душ»: с Василием Лановым в главной роли   https://ok.ru/video/1619656444506

С 1854 года ставятся пьесы по произведениям Писемского в Императорском Малом театре: «Ветеран и новобранец», «Ипохондрик», «Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Раздел», «Финансовый гений». В 1863 г. с оглушительным успехом была поставлена написанная четырьмя годами ранее трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии». Уже в наше время на сцене ТЮЗа г.Брянска идет пьеса «Барская любовь», на сцене театра г.Иркутска — спектакль «Ипохондрик.

Ушёл из жизни А.Ф. Писемский в 1881 году в Москве. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь схл — Васильева О.А.