Урок литературного краеведения «Высокое небо писателя»

Дорогие друзья!

В эти дни отмечается 105 лет со дня рождения Петра Васильевича Лебеденко, замечательного донского писателя.

Его детство прошло в Азове Ростовской области. Там он и «заболел» небом.

«Было мне, кажется, лет десять, – вспоминал Пётр Васильевич – когда я впервые увидел лётчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолёт, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города – километрах, наверное, в восьми от Дона. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и – само собой, впереди всех – мальчишки…

Летчик курил в нескольких шагах от своей чудо-машины — весь в блестящей черной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный. До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели. Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Через час летчик улетел.

В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрываю глаза — и сразу вижу самого себя в черной кожаной куртке, в таких же брюках, черные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо»

Мальчишеские мечты сбылись ровно через десять лет. В 1936 году Петр Лебеденко поступил в Батайское авиационное училище гражданского воздушного флота. Четыре года учился летать на самолетах У-2, легендарных «небесных тихоходах», вошедших в книги, фильмы и песни. Примечательно, что экзамены у молодых выпускников батайского училища принимал советский ас Валерий Чкалов.

Петр Лебеденко получил назначение в эскадрилью ГВФ (предтеча «Аэрофлота») в Уфе. Летчики обслуживали весь Северный Урал и Заполярье. Летал над тундрой, ночью, в непогоду. Когда началась война в Испании, попросился добровольцем, но не взяли.

На фронт Петр Лебеденко был призван в 1941 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Группа пилотов У-2 была направлена в Краснодар, где формировался специальный полк, состоящий из летчиков ГВФ. О том, как воевали пилоты гражданского воздушного флота, свидетельствует то, что в конце войны полк получил название «23-й Берлинский, орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиационный полк ГВФ». В нем было много товарищей Лебеденко по Батайскому училищу. И еще одна цифра: из 92-х летчиков-батайцев с войны вернулись только девять человек.

После демобилизации Петр Васильевич  получил назначение на должность начальника небольшого аэропорта в городе Миллерово. 

Самолеты летали нечасто. Бывший фронтовик откровенно скучал в сельской глуши. Пока в один из дней на него не нашло настоящее озарение.

«Почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть, — вспоминал Петр Васильевич. — И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба. Так и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу».

Классическое начало в итоге обернулось не рассказом о глухом аэродроме, а первой новеллой цикла «Сказки Тихого Дона» — пожалуй самым читаемым произведением Петра Лебеденко. «Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило», — вспоминал писатель.

К вечеру одна из сказок была написана. Наутро Лебеденко принялся за следующую, назвав ее «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Один за другим вставали перед воображением писателя яркие образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое — Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую. И герой сказки, Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи…

Так началась писательская судьба Петра Лебеденко. Потом появятся приключенческие повести и рассказы для подростков, романы о щахтёрах, сварщиках, осуществится его давняя мечта написать о профессии лётчика. Действие первого романа писателя «Навстречу ветрам» начинается в  1930-х годах.  Страна создавала в эти годы свой воздушный флот и кадры для него. Лебеденко показывает, как мечтали о полетах рабочие парни, как они шли в авиацию, как формировался их характер. Во второй части романа он рисует их вступившими в большую жизнь, опаленными войной.

Романы Лебеденко интересны нарисованными в них характерами советских людей. Герой его произведений — рабочий, летчик, партийный руководитель — человек, воспитанный комсомолом и партией, живущий интересами своей страны. Сохраняя неизменной эту социально-психологическую основу характера героя, писатель проводит его через разные этапы истории нашей страны: 30-е годы, Отечественную войну, послевоенный период, 50-60-е годы.

За свою творческую деятельность Петр Васильевич был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Петр Лебеденко стал лауреатом премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья».

Писатель-фронтовик ушел из жизни 11 февраля 2003 года.

«От штурвала до пера»

Виртуальная книжная выставка «Книги Петра Лебеденко»

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории икс — Гришина Н.С.