Литературный портрет «Приманычский певец»

19.02.1926г.-1.05.2005г.

Дорогие друзья!

Сегодня могло бы исполниться 95 лет Владимиру Васильевичу Карпенко, замечательному писателю, автора произведений о событиях Гражданской войны.

Он родился в семье сапожника 19 февраля 1926 года в поселке Зимовники Зимовниковского района Ростовской области.

Пройдя через тяготы оккупации, прослужив год на фронте, юноша вернулся в родные края и, закончив девятилетку,  продолжил учебу в ростовском художественном училище им. Грекова, которое закончил в 1953 году. Пять лет он работал учителем рисования и черчения в средней школе и техникумах в Астрахани. Рисунок, живопись, композиция, история искусств… Предмет — человек. А чаще всего перед глазами — широкая степь, своя, Сальская, с буграми, балками, буераками, ериками…И — люди. Не один человек, который перед тобой в позе, боясь пошевелиться, вздохнуть. Огромные группы, массы! В движении, экспрессии. Конная атака, рубка…В воображении художника начали уже сливаться в единый сплав события прошлые, услышанные некогда, и свое, пережитое… Так зарождался роман «Отава». Так возникал уже и замысел романа о Борисе Думенко.

Писатель внёс поистине неоценимый вклад в создание объективной истории гражданской войны, в реабилитацию основателя красной конницы Думенко. С момента выхода книги «Тучи идут на ветер» имя легендарного командира и писателя стали тесно связаны и переплетены. Владимир Карпенко словно жил судьбой своего героя, проникся его сущностью, и немудрено, ведь десять лет он провел в архивах в поисках правды, убеждал и «уводил» на свою сторону военных прокуроров и ученых, хотя было в тот период много еще тех, кому невыгодно было вскрывать белые пятна истории. Это не только художественное произведение, но и по-настоящему научный труд. Его составляющие – многолетняя работа в архивах и поиски доказательств невиновности народного героя. Роман состоит из нескольких отдельных книг, которые «охватывают большой период гражданской войны на южном фронте… Действующие лица подлинные – известные, малоизвестные и совсем забытые». Карпенко доказывал людям, властям, что Борис Думенко не являлся преступником, каковым его считали. И хотя писателя не хотели слушать, становились на пути, запрещали издавать, но не сломили его дух, волю.

В процессе работы над книгой он часто навещал свои родные сальские степи – без прямого контакта с участниками описываемых событий нельзя было сложить целостной картины и подлинного исторического фона. Наверное, тогда в глубине его души зрело неугасимое желание вернуться к своим истокам.

По  словам хорошо знавших его людей,  свою плодотворную литературную деятельность писатель успешно совмещал с активной общественной работой. Незаурядную энергию, настойчивость проявлял он в деле сохранения исторических и национальных традиций.

Именно ему принадлежит идея восстановления полуразрушенного здания Свято-Троицкого храма. Сейчас этот один из самых красивейших храмов не восточных районов Ростовской области, но и всего юга России.

Благодаря усилиям Владимира Васильевича  в Большой Мартыновке на берегу реки Сал установлен памятный знак комкору Думенко «Сабля революции» и мемориальная доска, на которой есть надпись: «Широко разнеслась по степям слава отважного сына Дона Бориса Думенко. Он стоял у колыбели красной конницы. Под его начальством первые конные полки и бригады, не зная поражений, бросались в смертельные схватки с бандами белых атаманов, с красновскими и деникинскими войсками. Из этих полков и бригад выросли потом красные корпуса, и, в конце концов, – две конные армии».

Как только Владимир Карпенко в 1981 году  стал жителем Волгодонска, он сразу начал действовать, пропагандировать историю и традиции донской земли. «Молодежь должна знать, в каком необыкновенном месте живет!», – так он искренне считал и старался сделать что-то необыкновенное для города. По его инициативе был реализован один из самых значительных проектов в культурной жизни города: 1 июня 1985 года открылось учреждение культуры с необычным названием – «Библиотека дарственных книг издательства «Советский писатель». Предложение взять шефство было поддержано правлением издательства. Так появилась в Волгодонске библиотека, фонд которой стал пополняться книгами, подаренными московским издательством «Советский писатель», писатели и поэты присылали книги со своими автографами. Сегодня на полках и в хранилище библиотеки около 44 тысяч книг. Надо сказать, что библиотека стала не только книгохранилищем, здесь проходят выставки художников, в уютной литературной гостиной – постоянные творческие встречи. И именно здесь можно любому обратившемуся познакомиться с романами писателя, почерпнуть материал о его жизни и духовном наследии

Не всё, что хотел создать Владимир Карпенко, осуществилось, например, историко-архитектурный  ансамбль «Дикое поле». На въезде в город предлагалось возвести композицию, напоминавшую собой разрубленный на две части курган, а в разрезе – на барельефах – вся история нашего донского края; через разрез-проход – дорога к памятнику казачьему генералу Бакланову – высокочтимому земляку и заслуженному полководцу. Тот самый разрез между половинками кургана и должен был ассоциироваться со знаменитым «баклановским» ударом.

Идею оценили многие заслуженные мастера творчества. Писатель собирал художников, советовался с ними, «шлифовал» неустанно свой проект и программу. Ближайшими товарищами и сподвижниками в тот момент были наши известные художники и скульпторы Дердиященко, Остапук, Падалка. Карпенко верил, что проект можно поднять, ведь его понимали и помогали воплощать идеи, когда открывали памятник Думенко, мемориалы в Большой Мартыновке и Веселовском районе.

К сожалению, проект «Дикого поля» не был реализован. Писатель очень сильно переживал, что меркантилизм загубит общество, которое стремительно забывало о своих корнях и формировало совершенно новую, до этого чуждую и непонятную систему ценностей.

В последние годы Владимир Васильевич часто задумывался над ролью интеллигенции в современном мире, размышлял, почему она так заблуждается – вначале первая идет на баррикады, а потом раскаивается. Его терзала мысль, почему такая общественная ценность, как свобода, перерождается так быстро во вседозволенность и превращается повсеместно в эгоизм. Бились за раскрепощение духа, а в итоге просто не стало культуры. Для Карпенко было непонятно, почему зрелым и состоявшимся людям все равно, на какой земле они живут, и почему для них ничего не значат такие слова – Саркел, Танаис, сальская степь…

Владимир Васильевич Карпенко оставил богатое духовное наследие для нас, которое мы растерять и растранжирить не вправе.

Виртуальная книжная выставка «Писатель с гражданской позицией»

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории икс — Гришина Н.С.