10 апреля 2022 года исполнилось 205 лет со дня рождения русского писателя, публициста Константина Сергеевича Аксакова.
Аксаков являлся видным деятелем движения славянофилов России начала – середины XIX века. Его взгляды, предполагающие предоставление прав сельской общине, были прогрессивными для своего времени, омраченного крепостным рабством. От деда, суворовского генерала, Константину достались личностные качества: патриотизм и пылкость. Убежденным славянофилом вошел в историю Константин Аксаков. Его биография содержит сведения о многих чудачествах.
Интересно, что многие современники запомнили Константина Аксакова не как философа и писателя, а как бородатого чудака в зипуне и мурмолке (старинной шапке). Он носил крестьянскую одежду, противясь моде на европейские костюмы и демонстрируя свою верность русской старине и народным обычаям. Это нередко делало его предметом насмешек. Например, Александр Герцен однажды написал: «Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». Но Аксаков относился к своему наряду очень серьёзно, для него это был символ смирения и благочестия: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда. Россия, по-моему, должна скинуть фрак и надеть зипун — и внутренним и внешним образом», но вернемся к его биографии: Константин Сергеевич получил среднее образование в пансионате Погодина. Еще в подростковом возрасте проявились его жажда к знаниям и литературный талант. Юноша был идеалистом, человеком непрактичным и немеркантильным. Пятнадцатилетним он поступил на словесное отделение Московского университета, на кафедру профессоров Победоносцева, Надеждина. В студенческие годы будущий публицист вместе с Виссарионом Белинским, Иваном Тургеневым, Василием Бакуниным, Василием Боткиным участвовал в кружке немецкой философии писателя Станкевича, затем – в обществе славянофилов Самарина, Хомякова. Атмосферу этих собраний Иван Тургенев отобразил в романе «Рудин». Себя со студенческой скамьи и до последних дней Аксаков называл «славянофилом и гегельянцем».
Магистерская работа Константина Сергеевича представляла собой исследование о месте Ломоносова в русской литературе. Пытливый аналитический ум Аксакова был высоко оценен, ему предложили ученую карьеру в Киеве, однако уезжать из Москвы молодой человек не собирался.
Первые стихи Аксаков Константин публиковал в журналах «Отечественные записки», «Телескоп», «Московский наблюдатель». Поэзия Аксакова культивировала идеалы романтизма, она пришлась по душе его современникам благодаря легкости звучания. Его читателям запоминались образы русской природы, философские темы, выражение человеческих чувств. Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков. Позже П. И. Чайковский написал музыку на один из его измененных стихов.
Повести и рассказы Константина Аксакова были написаны в том же духе. К примеру, в повести «Облако» читатель вначале знакомится с одухотворенным и мечтательным отроком Лотарием Грюненфельдом, проводящим время за созерцанием природы. Затем он предстает молодым человеком, уже не столь безгрешным. Лотарий разучился видеть хорошее в людях, равнодушие затронуло его чувства. Но когда в его жизни встретилась девушка, полюбившая его, то все наносное как будто смыло светлыми воспоминаниями детства об одухотворенной природе, о высоком чистом небе с облаками.
Константин Аксаков создал несколько произведений для театра. Драматические произведения Константин Сергеевич писал под псевдонимом Еврипидин, среди них «Князь Луповицкий», «Освобождение Москвы», «Почтовая карета». Впрочем, драматургом Аксаков был посредственным, его пьесы отличались умозрительностью, их идейность превалировала над художественностью. Особенной популярностью у публики они не пользовались.
Поприще литературной критики оказалось для Аксакова более успешным. Он издал брошюру по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где написал об эпичности произведения, о правдивости изображения в нем помещичьих психотипов Ноздрева, Манилова, Собакевича. Однако самым главным в поэме Николая Васильевича Аксаков считает «русскость», «дух и образ великого, могучего пространства». Он также упоминает удивительный по художественной силе и метафоричности гоголевский образ вечной русской песни, которая, не умолкая, вечно летает над огромной державой, слышная то в одном месте, то в другом.
Аксаков в журнале «Московитянин» диспутировал с Виссарионом Белинским по поводу этого же произведения Николая Васильевича. Его визави считал слабостью произведения «попытки Гоголя предстать национальным пророком», а лиризм поэмы назвал неуместным. Константин Сергеевич, для которого народная идея всегда была первейшей и главнейшей, не мог промолчать в такой ситуации. К тридцати годам Константин Аксаков опубликовал ряд других литературоведческих статей в «Московском сборнике».
Московский дом Аксаковых в конце 40-х годов слыл литературным салоном, который посещали Тургенев, Гоголь, Погодин, Белинский, Загоскин.
В 38-летнем возрасте Аксаков Константин Сергеевич написал мемуарное произведение «Воспоминания студенчества», а также «О внутреннем состоянии России». В этих работах критик презентовал взгляды на социальное и государственное устройство Российской Империи. Он полагал, что первичной социальной общностью для России является крестьянская община. Славянофильская политическая платформа базировалась на понятиях «земли» и «государства», при помощи которых обосновывался особый исторический путь России.
Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две “отдельные союзные силы”. Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. Русский народ, полагал он, есть народ не государственный, в смысле влияния на власть. Именно этим, по его мнению, объясняется «многовековая тишина внутри России». Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II “Записку о внутреннем состоянии России”, в которой, в частности, упрекал правительство за подавление свободы народа, что ведет к нравственной деградации нации. Эта критическая особенность славянофилов была тогда главным препятствием для их тесного сотрудничества с правительственными кругами.
Свои общественно-исторические взгляды Константин Аксаков выразил в исторических работах – “Об основных началах русской истории” (1861), “Родовое или общественное явление был изгой?” (1850), “О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности” (1852), “Семисотлетие Москвы” (1846), “Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома” (1851), “Замечания на статью г. Соловьева…” (1857), а также в стихотворениях (“Возврат”, “Петру”, “Москва”, “Безмолвна Русь” и др.) и в драматических произведениях (таких как “Освобождение Москвы в 1612 году”).
Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории – народа (земли) и государства (власти) – ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти – Царю, сила мнения – народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, а государство начало теснить “землю”.
Константин Сергеевич Аксаков пользовался авторитетом в научных, политических и писательских кругах. Его биография свидетельствует о том, что его славянофильские взгляды находили отклик у интеллигенции того времени. Однако творческий и жизненный путь Константина Сергеевича закончился вскоре после смерти его отца в 1859 году. Сын крайне тяжело перенес утрату, будучи душевно привязанным к родителю. Имея от природы крепкое здоровье, он просто на глазах исхудал, ослаб и заболел туберкулезом.
Через полтора года после смерти папы Аксаков Константин Сергеевич умер, пребывая на лечении на средиземноморском острове Зант. Его похоронили на кладбище Симоновского монастыря, рядом с могилой отца. В XX веке Аксаковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовил Кобяцкий В.И.