Добрый день! В Международный женский женский день предлагаем Вам вспомнить прекрасных и талантливых женщин, связанных с Доном по месту рождения или работы. Их имена на протяжении десятилетий сохраняют в своей памяти соотечественники, высоко ценя их вклад в развитие культуры и науки, а также спортивные достижения.
Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урожденная Фаина Гиршевна Фельдман) — русская и советская актриса театра и кино. Лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961). Родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в семье мещанина Гирша Хаимовича Фельдмана и лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Ее семья была очень обеспеченной. Отец владел фабрикой сухих красок, магазином, пароходом «Святой Николай» и несколькими домами. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами». Фаина окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Она с детских лет увлекалась театром, посещала занятия в частной театральной студии. Отец философски относился к увлечению дочери театром, но лишь до той поры, пока она не заявила, что станет профессиональной актрисой. Произошел скандал, из-за которого Фаина покинула семью и отправилась в Москву.
Шёл 1915 год. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Актриса Екатерина Васильевна Гельцер порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. Юная актриса хотя и играла в массовке, считала самым настоящим счастьем находиться рядом со знаменитыми артистами. Фаина сначала робко знакомилась с ними, а потом смешила их до слез, так, как умела делать только она. Именно в эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, В. И. Качаловым. Раневская играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов на Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр, Центральный театр Красной Армии, театр драмы (ныне им. Маяковского), театр им. А.С. Пушкина, театр им. Моссовета.
Первая роль в кино состоялась в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». Талант Фаины Георгиевны заключался в том, что, даже не играя главных ролей (которых, в общем то, за всю жизнь у нее было очень мало), она становилась самым ярким и запоминающимся персонажем, будь то фильм или спектакль. В 1947 году Раневская сыграла мачеху в трогательной сказке «Золушка» у своего любимого режиссера Михаила Ромма. Вернее, не сыграла – прожила, как и все остальные роли. Раневская сама придумывала реплики и сцены. Автор сценария сказки Евгений Шварц только благословлял актрису на подобную самостоятельность, хотя всегда трепетно относился к сценарию и другим актерам такого своеволия не позволял никогда. Актриса была дружна с Анной Андреевной Ахматовой. Ее часто приглашали на озвучивание мультфильмов. Ее голосом говорит Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».
Фаина Георгиевна ушла со сцены в 1982 году, когда ей было 87. До последних минут театральной жизни, да и жизни вообще, оставалась верной себе – мудрой, доброй, эксцентричной, остроумной. Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года, похоронена на Новом Донском кладбище в Москве.
Сюжет из киножурнала «Фитиль» с участием Фаины Раневской
Ещё одна уроженка Дона совершила прорыв в медицине. Зинаида Ермольева родилась в 1898 году в семье казачьего старшины на донском хуторе Фролов. Когда девочка подросла её вместе с сестрой отправили в Новочеркасск — учиться в женской гимназии. Выпускницы этого учебного заведения считались хорошими невестами, их учили музыке и пению, рукоделию и остальным дамским премудростям, но за кулинарными книгами Зина прятала учебники по микробиологии, мечтая поступить в медуниверситет.
В 1915 году, как раз в год окончания Ермольевой гимназии, в донскую столицу эвакуировали из Варшавы Императорский университет. Зинаиде, которая забросала прошениями ректора вуза и атамана Донского войска, удалось туда поступить.
Такого фанатичного отношения к науке от юной студентки не ожидали даже учёные, посвятившие медицине жизнь. Зина приходила во двор мединститута вместе с дворниками, чтобы успеть до занятий поставить опыты. На занятия она приносила с собой ядрёный соус из хрена и яблочного уксуса, заботливо привезённого мамой с хутора, совала под нос однокурсникам и просила не стесняться слёз. Эти слёзы потом изучались под микроскопом. В итоге, выяснилось, что они содержат антибактериальные компоненты, и через несколько лет Ермольева изобрела на их основе свой первый лечебный препарат.
Но главные её открытия были впереди.
В 1922 году на Дон пришла холера. Эпидемия выкашивала целые семьи. Зинаида вместе с коллегами задумала серию опытов. Из простой водопроводной воды, через которую зачастую заражались люди, они вместе с типичными холерными вибрионами выделили и другие, отличные от них рядом свойств.
Чтобы понять, способны ли отделённые вещества также вызвать смертельную болезнь, 23-летняя девушка на глазах у ошеломлённых сотрудников, выпила стакан с исследуемым содержимым. Через несколько часов у Ермольевой поднялась температура, и начались все признаки холеры. Но молодому организму всё же удалось победить лихорадку. На основе этого опыта было лучше понято развитие болезни и созданы рекомендации по хлорированию питьевой воды, которые используются до сих пор, и благодаря которым холера ушла в прошлое.
Вскоре университетский профессор Владимир Барыкин пригласил свою любимую ученицу в Москву — руководить отделом биохимии микробов и иммунитета в институте биохимии им. А. Н. Баха. Ермольевой было 25 лет. Она взяла с собой в столицу один чемодан: в нём была коллекция из 500 холерных культур. К 1939 году, когда Ермольеву отправили бороться со вспышкой холеры в Афганистане, она успела изобрести методы экспресс-диагностики болезни и создать мощный препарат.
Через три года её срочно вызвали в Сталинград: эпидемия холеры началась в немецких войсках, и её надо было предотвратить у нас. Эшелон, в котором везли лекарство, разбомбили. Ермольевой пришлось налаживать его производство в осаждённом городе — лабораторию оборудовали в подвале. Ермольева учила сотрудников и вместе с ними хлорировала колодцы, делала уколы больным, а здоровым людям выдавала хлеб с содержанием холерного фага, проводила разъяснительные беседы с солдатами и жителями города.
От холеры умерли 78 тысяч человек, в советских войсках эпидемию удалось предотвратить. За эту работу она получила Сталинскую премию и всю её пожертвовала на строительство истребителя, который назвали — «Зинаида Ермольева». Она действительно была истребителем — бактерий.
Во время Великой Отечественной Войны на фронте ежедневно гибли тысячи человек, причём многие умирали уже в госпиталях, и не только от тяжёлых ранений, но и заражения крови. На Западе уже был разработан пенициллин, позже английский фармаколог Говард Флори за это получит Нобелевскую премию, однако делиться революционным открытием с СССР никто не хотел. Ермольевой, возглавившей отдел биохимии микробов в Московском биохимическом институте, было поручено разработать советский аналог антибиотика.
Зинаида Виссарионовна приносила в лабораторию плесень с деревьев и земли, оставляла гнить продукты, но безуспешно. Нужную пенициллиновую активность показал только 93-й по счёту образец. Это был позеленевший от сырости кирпич со стены бомбоубежища. Советский пенициллин назвали «Крустозином». И он оказался даже эффективнее, чем его западный оригинал, что признавали даже заграничные коллеги. Именно они дали Ермольевой прозвище «Мадам Пенициллин», которое прочно за ней закрепилось.
В результате применения «Крустозина» до 80% раненых солдат возвращались в строй, уровень смертности удалось значительно снизить.
После войны Зинаида Виссарионовна возглавила ВНИИ пенициллина, с 1952 года — кафедру микробиологии и лабораторию новых антибиотиков Центрального института усовершенствования врачей, основала журнал «Антибиотики» и стала его первым редактором. В списке её изобретений есть и другие известные антибиотики: левомицетин, стрептомицин, противовирусный препарат интерферон.
Ермольева стала прообразом ряда персонажей в советской литературе и кинематографе. Например, именно она послужила прототипом главной героини романа-трилогии Вениамина Каверина «Открытая книга».
Песня в исполнении Ирины Аллегровой
Видеоролик «Самые известные дончанки»
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила Гришина Н.С.