Час размышлений «Духовно-творческие грани личности»

      Комментарии к записи Час размышлений «Духовно-творческие грани личности» отключены

Виктор Мари Гюго – французский писатель-путешественник, романист, поэт, прозаик и драматург , одна из главных фигур французского романтизма.

Рисовальщик, иллюстратор, либреттист, политический и общественный деятель. Сенатор Франции от департамента Сена, Член Французской академии.

*Родился 26 февраля 1802 г. во французском городе Безансоне.

У его родителей были сложные взаимоотношения, они регулярно расставались, а потом сходились вновь, поскольку их взгляды на политику и жизнь были абсолютно разными. Все это оказало влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. Семья часто переезжала, что подарило юному Виктору массу впечатлений.

*С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого.

Гюго начал писать, когда ему исполнилось четырнадцать.

С самой юности автору стало понятно, что внешность может быть обманчива, но есть сердце и душа, если они есть, конечно. Это очень ярко отражено в его творчестве. Молодой человек уже тогда знал, что наполненность добротой, состраданием, пониманием, трудолюбием – добродетелями – это добродетель души.

Всегда его тревожил вопрос духовного содержания, нравственности и правды.

*1823 год — был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец», получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала — колыбели романтизма, оказавшее большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

*1825 году автор был удостоен Ордена Французского легиона.

*1828 год — он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт».

*1829 — год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье. Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» — в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

В основе сюжетного конфликта почти во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованными деспотами и бесправным народом. Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности.

*До 1831 года он писал романы, драмы, стихотворения, в которых выступал смелым новатором, создающим новое художественное течение – романтизм. Предисловие к пьесе «Кромвель» (1827) считается своеобразным манифестом романтиков.

Виктор Мари Гюго не только политик и автор будоражащих произведений, он ещё интересный поэт, строки которого западают в сердце, взять в пример можно небольшое стихотворение «У реки», (написанное в 1857), где поднята одна из главных тем всех времён и народов – мир.

Также Виктор Гюго отличный рисовальщик, в чём можно убедиться, взглянув на некоторые его работы:

*Его творчество ещё в молодости высоко оценил Людовик XVIII, который назначил не по годам зрелому поэту премию – 1 200 франков ежегодно. Это позволило писателю жениться на подруге детства Адель Фуше. Позднее у них родилось пятеро детей.

Виктор Мари Гюго – лидер романтического литературного направления. При этом такая сила заключена в его образах, будто он заглянул в самое сердце мироздания:

… Мужчина – наиболее продвинутое существо…
Женщина – самый возвышенный из идеалов…
Он – мозг. Она – сердце…
Мозг дает свет, сердце – любовь.
Свет оплодотворяет, любовь воскрешает.
Он силен разумом. Она – слезами.
Разум убеждает. Слезы потрясают…
Мужчина способен ко всему героическому.
Женщина, – прежде всего, к мученичеству.
Героизм прославляет.
Мученичество возвеличивает…
Он – код. Она – евангелие.
Код исправляет, евангелие совершенствует…
Он думает, она мечтает.
Думать – значит иметь в черепе извилину.
Мечтать – значит иметь ореол над головой…
Мужчина – орел, который летает.
Женщина – соловей, который поет.
Летать, чтобы властвовать над пространством.
Петь, чтобы завоевать душу.
И, наконец! Он – там, где заканчивается земля.
Она – там, где начинается небо…

*Триумфом писателя стал роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), который быстро набрал популярность. На протяжении многих лет произведение неоднократно ставилось на сценах различных театров: оперы, спектакли, мюзиклы. Целую плеяду талантливых художников и иллюстраторов, балетмейстеров — он так же вдохновил на чудесные творческие работы.

Мюзикл «Нотр-Дам де Пари» /с бегущей строкой перевода /субтитры/ на русском языке/ французкая версия:

Это– французко-канадский мюзикл по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Композитор — Риккардо Коччанте, автор либретто — Люк Пламондон. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннесса как имеющий самый большой успех в первый год работы.

В оригинальной версии мюзикл гастролировал по Бельгии, Франции, Канаде и Швейцарии. Во французском театре «Могадор» в 2000 году дебютировал тот же мюзикл, но с некоторыми изменениями. Этих изменений придерживались итальянская, русская, испанская и некоторые другие версии мюзикла.

В том же году стартовала укороченная американская версия мюзикла в Лас-Вегасе и английская версия в Лондоне. В английском варианте почти все роли исполняли те же артисты, что и в оригинале. В мае 2001 г. мюзикл презентовали на Бродвее, премьера в Москве — 26 февраля 2002 года.

Отечественная версия мюзикла:

По состоянию на декабрь 2017 года, мюзикл на 8 языках посмотрело более 11 миллионов зрителей.

Этот автор, хотя минуло более двух веков со дня его рождения, продолжает волновать сердца и души человеческие до сих пор. Существует много известных кинокартин по произведениям Виктора Мари.

Своим творчеством писатель подчёркивает, что существует важнейший вопрос, которым разумный человек должен задаться: важны ли в содержании личности и творческие и духовные грани? На своём примере драматург доказывает, что – «Необходимо духовно расти, необходимо творчески думать и поступать по уму и сердцу».

За годы творческой деятельности Гюго создал немало шедевров мирового масштаба:

  • «Отверженные»;
  • «Девяносто третий год»;
  • «Труженики моря»;
  • «Человек, который смеется».

*В 1841 году романиста избрали во Французскую академию.
*1845 — он получил звание пэра.

Когда умерла любимая дочь Виктора – Леопольдина, писатель ограничил общение с людьми, погрузившись в работу над романом «Невзгоды». Так продолжалось до 1848 года, когда начало революции вновь пробудило в нем ярчайший интерес к политике, в том числе и на фоне личных потрясений.

После переворота 1851 года Гюго пришлось бежать из Франции. Когда наполеоновский режим свергли, автор смог вернуться в Париж, где сразу был избран членом Национального Собрания.

Виктор Мари Гюго не только политик и автор будоражащих произведений, он ещё интересный поэт, строки которого западают в сердце, взять в пример можно небольшое стихотворение «У реки», (написанное в 1857), где поднята одна из главных тем всех времён и народов – мир:

                  Вчера блистали вы в венках своих лавровых,

                              Властители властей, —

                  А завтра явится ряд камней известковых

                              Из царственных костей.

                  Скажите: для чего дух алчный вас за грани

                              Владений ваших вел?

                  Здесь, у одной реки, живем же мы без брани —

                              Он — лев, и я — орел.

Можно с уверенностью сказать, что свой вклад в историю, культуру и литературу автор внёс, безусловно, неоценимый. Образы, характеры, обстоятельства – ярко передаёт время, мысли, чувства, поступки героев.

Читая его произведения — со злодеями нет согласия, а добрым и правильным персонажам сопереживаешь искренне. Иногда чувствуешь ужас от ситуации, но испытываешь восторг, когда победа одерживают те, кто её достоин.

В мае 1885 года писатель заболел и 22 мая ушёл из жизни у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции.

Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.
1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.
После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон.
На 150-летие выпустили именную марку памяти писателя.

Представляем вам книги из фонда нашей библиотеки на выставке «Известные классики. Виктор Гюго»

Цитаты

Книги — это друзья, бесстрастные, но верные.

Смех — это солнце: оно прогоняет с человеческого лица зиму.
Первый признак истинной любви у молодого человека — робость, у молодой девушки — смелость.

Недостаточно быть счастливым — надо быть в мире с самим собой.

Совесть любящего мужчины — ангел-хранитель любимой им женщины.

Одно из великодушных свойств женщины — уступать.

Большая толпа — это маленькие люди.

Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией.

Высшее правосудие — это совесть.

… рай богатых создан из ада бедных…

Помните, «Чтение хороших книг — оставляет человека — человеком».

До новых встреч. Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила Васильева О.А.