Исторический портрет «Пионер механизации»

      Комментарии к записи Исторический портрет «Пионер механизации» отключены

Добрый день! Краеведческий БИЦ имени М.А. Шолохова предлагает познакомиться с Петром Ивановичем Секретёвым — один из создателей автомобильных войск России.

Родился Петр Секретёв 25 февраля 1877 года (по старому стилю) в Одессе в семье казака станицы Нижне-Чирской Всевеликого войска Донского. Поскольку жили скромно, сына определили в Донской императора Александра III кадетский корпус, полагая, что в армии он сможет сделать хорошую карьеру. Вскоре у мальчика обнаружилась склонность к технике, и после окончания кадетского корпуса он поступил в Николаевское инженерное училище. Понимая, что преуспеть в жизни можно, полагаясь только на себя, юноша усердно изучал будущую специальность, в чем ему помогали природная сметливость, усидчивость и трудолюбие.

Два года пролетели незаметно, училище окончено по первому разряду, и в 1897 году Петру Ивановичу пожалован первый офицерский чин – подпоручика. Служить ему пришлось в 15-м саперном батальоне в Варшаве. Будучи волевым и самолюбивым, обладая хорошей подготовкой, Секретёв быстро обращает на себя внимание начальства – он вообще умел расположить к себе людей, показав свои сильные стороны и затушевав слабые.

Петр поступает в Варшавский политехнический институт. Служба и учеба идут параллельно. Один за другим следуют положенные чины и награды: в 1901 году он поручик, а в октябре 1904-го – штабс-капитан. В 1903 году награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. В те годы большое влияние на карьеру офицера оказывало участие в боевых действиях. В послужном списке Петра Ивановича этот период отмечен фразой: «Участвовал в Русско-Японской войне 1904–1905 гг. В сражениях был. Ранен и контужен не был».

Но вот война закончилась, и штабс-капитана Секретёва направляют в Киев. Здесь тоже есть Политехнический институт, где офицер продолжил учебу, в итоге получив диплом инженера-технолога.

Служба идет своим чередом, в 1906 году к наградам прибавляется орден Святого Станислава 2-й степени с мечами – за участие в боевых действиях. Летом 1909-го молодой офицер получает капитанский чин и продолжает подниматься по служебной лестнице. Не лишним стало и высшее техническое образование, поэтому, когда начался отбор офицеров для автомобильных войск, о Секретёве заговорили в числе первых.

Организация автомобильных частей началась в феврале 1910 года, когда в Военный Совет поступило секретное представление за № 37. Согласно этому документу, «к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа проектировано придать 5-е роты, наименованные автомобильными». Каждая рота комплектовалась 12 автомобилями, а всего при железнодорожных батальонах предполагалось содержать 108 машин: 54 легковые и столько же грузовиков.

Для подготовки офицеров и нижних чинов автовойск в столице создали Учебную автомобильную роту, которая стала первым в России заведением, готовившим кадры военных автомобилистов. Решили, что лучшей кандидатурой на должность командира является Секретёв – боевой офицер, инженер-технолог, отличный службист (в 1911 году он был уже подполковником). И Петр Иванович с присущей ему энергией занялся новым делом, а перед назначением на должность прошел стажировку за границей.

К подбору кадров для своей роты Секретёв отнесся серьезно. Согласно документам военного ведомства, в 1912 году в ее штате состояло 11 офицеров, врач и военный чиновник. Офицеры были выпускниками военно-инженерных, артиллерийских или военно-железнодорожных училищ, некоторые имели высшее техническое образование. Все они отлично знали свою специальность и великолепно справлялись со служебными обязанностями. Кроме подготовки военных механиков и водителей в обязанности роты входил отбор автомобилей для комплектования частей. Для этого по инициативе Секретёва было организовано два автопробега – легковой и грузовой.

Грузовой пробег 1912 года стал одним из самых грандиозных в мире: его протяженность составила более 2500 верст, а участвовало в нем 54 грузовика-конкурсанта и свыше двух десятков машин сопровождения. Помимо участников и членов отборочной комиссии на маршрут вышли представители французского правительства, 4 корреспондента иностранных и российских журналов и 25 специалистов фирм-производителей.

После успешного окончания пробега Секретёв был представлен императору. Он обзавелся новыми связями как среди представителей иностранных фирм, так и в высших военных кругах. Все это помогало полковнику делать карьеру и развивать свое подразделение. Хотя многие его не любили, считая выскочкой, и обвиняли в «предвзятости» при закупке автомобилей для армии.

Обучение в классах было поставлено серьезно. Прикомандированные офицеры получали не только сведения о машинах и принципах командования автомобильными частями, но и приобретали водительские навыки, становились специалистами-механиками, вулканизаторщиками. А солдаты после обучения становились инструкторами.

С началом Первой мировой войны рота полковника Секретёва стала центром приемки и подготовки автотехники для отправки на фронт. На ее базе было сформировано 20 автомобильных рот и 55 автомобильно-санитарных отрядов.

Поскольку машин, как всегда, не хватало, для их закупки за границу отправилось несколько комиссий. Одну из них возглавлял полковник Секретёв. В Англии ему удалось быстро приобрести нужную технику. И все бы хорошо, но вскоре выяснилось, что машины куплены слишком дорого. Началось разбирательство, полковника обвиняли в нечистоплотности. Но дело удалось замять под предлогом того, что «сам полковник и члены его комиссии, не зная языка, попали в Лондоне под влияние группы дельцов-авантюристов…» Поговаривали, что, дабы избежать скандала, полковнику пришлось задействовать связи «на самом верху».

В 1915 году Учебная авторота была преобразована в Военную автошколу, а ее командир получил чин генерал-майора. По Петрограду же поползли слухи, что при попустительстве генерала его подчиненные распродают наиболее дефицитные запчасти. Кто и с какой целью их распускал – неизвестно. Зато известно, что Секретёв не раз бывал за границей в составе закупочных комиссий и там использовал свои связи на автомобильных фирмах, чтобы добиться скорейшего выполнения русских заказов.

В 1917 году Петр Иванович был назначен на пост начальника автомобильных частей русской армии. Есть сведения, что в ходе Февральской революции он входил в руководство Военной комиссии Государственной Думы. Затем, однако, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда вышел только в конце октября.

После революции о генерале долго ничего не было слышно, но осенью 1919 года он вместе с женой оказался в Париже. Судя по всему, в деньгах Петр Иванович не нуждался. Первым делом он возобновил старые знакомства в автомобильных кругах, устроился на должность «инспектора для заграницы» на фирму Panhard-Levassor и открыл в Париже автомобильно-механическую школу для русских эмигрантов, а затем «Казачий дом» с приемным покоем, общежитием и библиотекой. Все это сделало Петра Ивановича значимой фигурой в эмигрантской среде.

Как и другие, Секретёв считал, что «красный режим» долго не продержится и час возвращения не за горами, а для возрождения России понадобятся квалифицированные военные и грамотные технические специалисты. Поэтому по его инициативе в Париже были основаны русские высшие военно-инженерные курсы, работавшие по программе Николаевской инженерной академии в 1930–1935 годах. Кроме того, генерал преподавал на Высших военно-научных курсах генерал-лейтенанта Н.Н. Головина и был председателем Союза технических войск.

Умер Петр Иванович 28 октября 1935 года от приступа грудной жабы в своей квартире. Газета «Возрождение» от 30 октября писала: «Внезапно скончавшийся в Париже генерал-майор Петр Иванович Секретёв оставил по себе память в самых широких кругах, и заслуги его не забудутся. В старой России он был одним из создателей, а может быть – главным создателем всего автомобильного дела. Этого уже достаточно, чтобы определить сыгранную им роль».

Видеоролик «Казак, сменивший лошадь на авто»

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Гришина Н.С.