Дорогие друзья! Осень – самое лирическое время года, вдохновившее многих поэтов на создание прекрасных стихотворений, раскрывающих настроение и чувства. Октябрь – один из самых ярких и красивых осенних месяцев, подаривших миру целое созвездие замечательных поэтов: Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Марину Цветаеву, Ивана Бунина, Новеллу Матвееву, Наума Коржавина, Маргариту Алигер… А ведь есть ещё ноябрь, в котором родились Апухтин, Фет, Симонов, Дудин – мастера русской лирики, создатели маленьких поэтических шедевров.
Осень — самое философское время года. Глядя на то, как мир за окном на короткий период превращается в пестрый и яркий, а затем в беспробудно серый, поневоле задумываешься о вечном. Это то время, когда мы начинаем ценить каждый солнечный день и стараемся впитать от природы как можно больше света и красок, потому что впереди — долгая и холодная зима. Практически у каждого русского поэта есть стихотворение про осень, в котором они воспевали красоту золотой листвы, романтику дождливой погоды и бодрящую силу прохлады. Стихотворения про осень «кружат» словами-ветрами, «моросят» строфами-дождями, «пестрят» эпитетами-листьями…
Вспомним несколько известных стихотворений.
Стихотворение «Осень» М. Ю. Лермонтова написано в 1828 году, когда юному поэту едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой. Именно там Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который был лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалел.
Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Афанасий Афанасьевич Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Картина, предстающая перед глазами лирического героя, неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность.
Стихотворение «Осень» Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенное недалеко от Москвы. А. Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать». Его осенний лес лишен своей загадочности и таинственности, так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождает в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Ответ прост: природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество «в зимние ночи и дни».
Три стихотворения – три разных восприятия осени. И все они находят отклик в душе человека, любящего поэзию, тонко чувствующего оттенки настроения. Чтобы усилить воздействие слова, стихи кладут на музыку, создают литературно-музыкальные композиции. Этот процесс происходит постоянно. Каждый может в этом убедиться, посетив один из праздников поэзии, например, Есенинский в селе Константиново – родине поэта.
На празднике будет работать восточный базар «Свет вечерний шафранного края…». Внимание привлекут кубачинское серебро, фарфор, изделия мастеров народных промыслов. Удивят ряды фруктов, пряностей и благовоний.
На выставке «Никогда я не был на Босфоре, я тебе придумаю о нём…» посетители увидят фотографии поэта и его окружения, автографы, рукописи произведений, публикации в периодических изданиях, живописные и графические полотна пейзажей Азербайджана, Грузии, Узбекистана. Выставка подготовлена при участии Государственного музея искусства народов Востока, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзя, Мордовского республиканского объединённого краеведческого музея имени И.Д. Воронина, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Шуйского историко-художественного и мемориального музея имени М.В. Фрунзе, Скопинского краеведческого музея
Помимо выставки «Никогда я не был на Босфоре, я тебе придумаю о нём…», посвящённой пребыванию Сергея Есенина на Востоке и в странах Кавказа, в исполнении песенно-инструментального ансамбля музея-заповедника «Радуница» прозвучат новые песни на стихотворения восточного цикла С.А. Есенина «Персидские мотивы». Музыку к лирическим произведениям написал художественный руководитель коллектива, Заслуженный деятель искусств России, композитор Александр Николаевич Ермаков.
Гости, посетившие праздник поэзии, услышат не только стихи Есенина, но и других поэтов – его последователей в деле создания лирического восприятия природы.
Песня на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории икс — Гришина Н.С.