Литературный портрет «Писатель, журналист, драматург»

      Комментарии к записи Литературный портрет «Писатель, журналист, драматург» отключены

Дорогие друзья! 2 июня 1876 году на хуторе Романове Белоколодезянской волости Волчанского уезда Харьковской губернии родился Константин Андреевич Тренёв. Сейчас о нём напоминают музей в Ялте и памятник в Симферополе, а когда-то его пьесу «Любовь Яровая» ставили почти в каждом театре СССР. Кем же был этот человек?

Юношеские годы писатель провел в станице Каменской (ныне — город Каменск-Шахтинский Ростовской области). С 1890 по 1893 год он там учился в Донецком окружном училище, где и началось его знакомство с театром. Тогда в станице действовали летний театр в городском саду и Зимний клуб.

По окончании училища он отправился на родину отца — в Харьковскую губернию учиться в сельскохозяйственную школу. Там на станции Лозовенька (ныне — Дергачёвский район, ближний пригород Харькова) находилось с 1851 года лучшее в России земледельческое училище, которым руководил Александр Колесов. Позднее Тренёв отметится и в родном Волчанском уезде, но до этого он окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом — духовную академию в Петербурге. В 1901-1903 годах он учился в Петербургском археологическом институте. Наконец, уже будучи известным писателем, в 1921 году, Тренёв прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете в Симферополе.

Таким образом, знания его были разнообразными, что очень полезно для человека пишущего.

Будучи семинаристом, Тренёв в 1898 году опубликовал свой первый рассказ в новочеркасской газете «Донская речь».
«С описания вот этих самых мест, с описания Тихого Дона и его людей я начал свой литературный путь. Я глубоко и на всю жизнь люблю свою родину — Дон, где провёл детство, и юность, и зрелые годы. На земле нет для меня более дорогого, близкого и любимого места, чем Тихий Дон и его широкие блестящие поля», — признавался Тренёв.

В 1903-1905 годах, работая учителем, Тренёв возглавил «Донскую речь». В статьях и фельетонах там он резко критиковал администрацию и духовенство, часто выступал с театральными рецензиями. После закрытия в декабре 1905 года «Донской речи» до 1906 года редактировал газету «Донская жизнь». Подписывался редактор своей подлинной фамилией «Тренев» и псевдонимами, например «К. Харьковский».

В 1906 году он был отстранен от редактирования, а затем, уже в 1907-м, выслан за пределы Области Войска Донского.

С 1909 года Тренев живет в Симферополе, где преподает русский язык, литературу и педагогику сначала в женской гимназии Станишевской, а с 1912 года — в мужской гимназии Волошенко и реальном училище. «Педагог-то ведь я опальный, в свое время по какой-то непонятной причине удержавшийся и теперь только терпимый. Невзирая на мои некоторые в этой области положительные качества, держат меня в черном теле: дальше частной женской гимназии не пускают. Свежая иллюстрация: просился я недавно в городскую гимназию, так мне отказали, а взяли кого-то не то из банка, не то из акциза…» — пишет он Максиму Горькому.

Знакомство Тренёва с будущим пролетарским классиком состоялось в 1912 году, а переписка и встречи продолжатся вплоть до смерти «буревестника». Его собственная литературная деятельность в Крыму пошла в гору.

Фаина Раневская вспоминала: «Мне повезло, я знала дорогого моему сердцу добрейшего Константина Андреевича Тренева. Горжусь тем, что он относился ко мне дружески. В те далекие двадцатые годы он принес первую свою пьесу артистке Павле Леонтьевне Вульф, игравшей в местном театре в Симферополе.
Константин Андреевич смущался и всячески убеждал актрису в том, что пьеса его слабая и недостойная ее таланта. Такое необычное поведение автора меня пленило и очень позабавило. Он еще долго продолжал неодобрительно отзываться о своей пьесе, назвав ее «Грешница». Дальнейшей судьбы пьесы — не помню».

Актриса Павла Вульф в своих воспоминаниях приводит ещё один интересный факт: «В Крыму мне довелось увидеть Константина Андреевича и в качестве… актёра. В одном сборном спектакле-концерте писатели Тренёв и Дерман изображали сцену Счастливцева и Несчастливцева в пьесе А. Островского «Лес». Маленький Дерман и громадный Тренёв представляли комический контраст и одним видом своим вызывали шумный восторг зрительного зала.

Играл Константин Андреевич правдиво и добросовестно, очень старался и волновался ужасно. После окончания сцены я зашла к нему за кулисы. Константин Андреевич виновато посмотрел на меня. Держась за сердце, обливаясь потом, он сказал: «Ну и страшная ваша профессия, анафемская».

Первой из увидевших сцену была «Пугачевщина», которая заинтересовала В. И. Немировича-Данченко, и он поставил ее в 1925 году во МХАТе. Постановка успеха не имела, однако укрепила сценический опыт автора, до этого времени не знавшего законов сцены и не считавшего себя профессиональным драматургом. А в следующем году был триумф.
В 1926 году была завершена героическая драма Тренёва «Любовь Яровая», удостоенная в 1941 году Сталинской премии. Действие происходило в неизвестном провинциальном городе, где на протяжении одного-двух дней власть завоевывали то красные, то белые.

Знаменитая реплика оттуда: «Пустите, пустите Дуньку в Европу!» — надолго стала крылатой фразой.
Трейлер по спектаклю «Любовь Яровая» по ссылке: https://www.culture.ru/movies/904/lyubov-yarovaya

В 1941 году семья Тренёвых отправилась в эвакуацию в Чистополь. «Тренев был в числе активных членов «совета эвакуированных», который занимался неотложными нуждами писательской колонии, заполонившей купеческий Чистополь. Надо было организовать столовую для одиноких литераторов, создать детский сад, разместить людей в домах чистопольцев», — вспоминала Елизавета Тренёва.

Его подпись стоит и под направлением Марины Цветаевой в Елабугу. «А в 41-м году, осенью, Марина Ивановна повесилась в Елабуге, куда ее направили в эвакуацию, так сказать, второго ранга, потому что первого ранга оставляли в Чистополе, где жизнь была легче, а туда отправляли тех, на ком висело какое-нибудь, так сказать… тяжесть какая-нибудь перед советской властью» (Виктор Ардов).

Вернувшись из эвакуации, Тренев продолжил активную жизнь, сразу после освобождения от оккупантов поехал в Ялту. Там он беседует с многочисленными знакомыми о жизни в оккупации, о подпольщиках, задумывает новую пьесу. Но замысел не был осуществлен.

Возвращаясь из Крыма, писатель простудился, несколько месяцев болел и 19 мая 1945 года умер.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории икс — Гришина Н.С.