Тематический вечер «Писатели-фронтовики»

Дорогие друзья!

9 мая 2021 года исполняется 76 лет со дня Великой Победы. Краеведческий библиотечно-информационный центр им. М. А. Шолохова, предлагает вспомнить о писателях-фронтовиках. Именно они – писатели и поэты, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу и отчаянный героизм, присущие тем тяжелым дням. Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память. Всё это – Победа. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может затмить её — ни годы, ни события. Не случайно День Победы — это праздник, который с годами не только не тускнеет, а занимает всё более важное место в нашей жизни.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 человек стал Героем Советского Союза.

Афанасьев Виктор Петрович (1924-2001) — русский писатель, драматург, эссеист. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий России. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны. Рядовой.

В 1942 году Виктор Астафьев ушел добровольцем в армию, а 1943 году уже попал на фронт. Боевой путь прошел его на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, затем, на Первом Украинском. На фронте Виктор Петрович сменил несколько специальностей: был разведчиком, водителем и связистом. Несколько раз был тяжело ранен. За смелость и решительность, проявленные в годы войны Астафьев отмечен наградами: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией». Заниматься литературой Виктор Астафьев стал уже после войны, когда почувствовал потребность в сочинительстве. Его первая книга сборник рассказов «До будущей весны» вышла в 1953 году. Следом выходят еще книги рассказы для детей «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, лиса, кот» и т. д. В 50-е годы произведениями Астафьева зачитывалась вся страна. В те годы он выпустил повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад». За время своей литературной деятельности, Астафьев написал и издал множество произведений «Царь Рыба», «Последний поклон» и многие другие произведения, которые прославили писателя. В частности в творчестве Астафьева были и произведения о войне: «Так хочется жить», «Пастух и пастушка», «Весёлый солдат» и «Прокляты и убиты», работа над которой была очень тяжелой. Виктор Петрович Астафьев один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком.

Одно из произведений военного цикла Виктора Петровича Астафьева. Впервые была опубликована в журнале «Новый Мир», № 5, 6 1998.Название повести — не констатация факта и не ирония: автор акцентирует внимание читателя на «обыденной» солдатской жизни, отнюдь не веселой, как не мог быть «веселыми» тяжелый военный быт, жизнь и смерть, трагичность и величие судеб человеческих.

Громкие чтения фрагмента произведения Виктора Петровича «Веселый солдат». Читает Татьяна Михайловна Евгенова, с. Мамонтово, Алтайский край.

Бондарев Юрий Васильевич (1924-2020) — русский советский писатель сценарист, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР и Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области литературы и искусства. Почётный гражданин города-героя Волгограда.   Ветеран Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи. Автора многих книг о Великой Отечественной войне.

В 1941 году юный комсомолец Юрий Бондарев участвует в оборонительных сооружениях под Смоленском. За годы войны принял участие: в форсировании Днепра, в освобождении Киева, в боях под Сталинградом, на Курской дуге, на Украине, в Польше и Чехословакии. В боях был контужен и получил обморожение и лёгкое ранение в спину. За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец — Подольский награждён второй медалью «За отвагу». Фронтовой путь будущего писателя отмечен, также орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», рядом польских наград. Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена». Настоящий творческий успех принесли Бондареву «военные повести» «Батальоны просят огня», «Тишина», «Двое», «Горячий снег», «Берег». Многие произведения Юрия Бондарева экранизированы. В 2013 году писатель стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в почетной номинации «Современная классика».

Двум артиллерийским взводам под командованием командира батареи лейтенанта Дроздовского (взводами командуют сокурсники по артиллерийскому училищу — лейтенанты Кузнецов и Давлатян), переданным в качестве противотанкового усиления стрелковому полку майора Черепанова и отдельному танковому полку Хохлова (в качестве резерва),

предстоит выполнить приказ командующего — закрепиться на рубеже реки Мышкова с тем, чтобы сдерживать атаку немецких танковых дивизий Манштейна, рвущихся на выручку к окруженной в районе Сталинграда армии Паулюса (57-й танковый корпус в составе четырёх дивизий, в том числе двух танковых в 400—450 немецких танков). Вся артиллерия начальника артиллерии армии генерала Ломидзе, за исключением армейской, приказом командующего передаётся порядкам пехоты для отражения наступления немецких танков.

На фоне сражения раскрываются непростые отношения между двумя лейтенантами — совершенно разными по характеру людьми. Лейтенант Дроздовский грезит подвигами, хочет стать героем. Но в итоге героем сражения суждено стать не ему, а Кузнецову.

Одновременно ведется повествование о людях, непосредственно не участвовавших в сражении, но имеющих к нему прямое отношение — командующем армией генерале Бессонове, полковом комиссаре Веснине, болеющем душой за своих подчинённых, ещё недавно бывшем командиром батальона командире дивизии полковнике Дееве, начальнике контрразведки полковнике Осине. Люди из «разных миров» — кадровые военные и политработник — оказываются в одной упряжке, сближенные общей ответственностью за исход битвы.

Катаев Валентин Петрович (1897-1986) – советский писатель, драматург, поэт, военный корреспондент, член Союза писателей СССР.

Во время Первой мировой войны (1914-1918), не окончив еще гимназию, Катаев уходит добровольцем на фронт. На фронте был дважды ранен. В 1919 году мобилизован в Красную Армию. Впечатления о военном периоде жизни Катаев отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне» (1920). Мировую известность принесла писателю повесть «Белеет парус одинокий», написанная в 1936 году.

Во время Великой Отечественной войны Катаев служит военным корреспондентом. В это время он пишет рассказы, очерки, публицистические статьи. Одним из ярких произведений тех лет стал рассказ «Отче наш». Написанная в 1945году повесть «Сын полка» (1945) приносит писателю огромную популярность и в 1946 году становится удостоенной Сталинской премии. По произведениям писателя были сняты фильмы: «Родина зовет» (1936), «Белеет парус одинокий» (1937), «Сын полка» (1946), «Страницы жизни» (1948), «Безумный день» (1956), «За власть Советов» (1956), «Время, вперед!» (1965), «Хуторок в степи» (1970) и др.   Много произведений создал Валентин Катаев и для детей и юношества: сказки «Дудочка и кувшинчик», «Голубок», «Цветик — Семицветик». А в 1945 выходят сказки «Жемчужинка» и «Пень», которые также вошли в экранизации произведений Валентина Катаева.

Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое.

Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим. Несмотря на то, что повесть была отмечена Сталинской премией, общественный резонанс вокруг понятия «сын полка» возник не сразу, а спустя десятилетие. Как вспоминал Павел Катаев, после «окончания инкубационного периода» почта стала чуть ли не ежедневно приносить в их дом письма, авторы которых вспоминали о фронтовых встречах с его отцом, рассказывали о своей дальнейшей судьбе. Почти все они были убеждены, что при создании образа Вани Солнцева Катаев использовал их собственную историю.

В качестве одной из версий о возможном прототипе журналисты чаще всего обращаются к биографии Исаака Ракова-Солнцева: сообщают, что его настоящая фамилия неизвестна: Солнцевым мальчика нарекли в детском доме за веснушки на лице; в начале войны он вместе со своим другом Володей Вознесенским сбежал на фронт и в лесу под Бобруйском попал к разведчикам-артиллеристам; позже покинул суворовское училище, куда его определили командиры, и снова ушёл воевать;

В то же время, по утверждению Павла Катаева, ни один из «претендентов» не был настоящим Ваней Солнцевым; одного-единственного прототипа не существует. Многочисленные разговоры Павла Катаева с отцом, в том числе во время написания повести, свидетельствуют о том, что героя «он выдумал, взял из головы.

Носов Евгений Иванович (1925-2002) — русский и советский писатель. Герой Социалистического Труда (1990). Член Союза писателей СССР, редколлегий журналов «Наш современник», «Подъём» и «Роман-газеты».

Евгений Носов в шестнадцать лет пережил фашистскую оккупацию. Едва закончил восьмой класс, в 1943 году ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву, Польшу. Носов участвовал в операции «Багратион» и в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. В 1957 году Евгений Носов серьезно занялся литературным трудом. Первым выходит сборник «На рыбачьей тропе», затем «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.   В своей повести «Усвятские шлемоносцы» Носов очень мощно описывает всю тяжесть войны, навалившиеся на стариков, женщин и детей. Биография Носова похожа на биографии многих выдающихся людей того времени, которые знали, что такое война и сколько невинных жизней она унесла, чтобы оставшиеся в живых смогли спокойно жить и трудиться на своей родной земле.

Автобиографичный рассказ Евгения Носова о Дне Победы. Написан спустя 20 лет — первый его рассказ о войне. Впервые опубликован в 1969 году в № 11 журнала «Наш современник». Издание отдельной книги 1979 года оформлено гравюрами Станислава Косенкова. В 1988 году по рассказу был снят одноимённый фильм-спектакль, а в 1990 году — фильм.

В основе рассказа лежит реальный случай. Автор в интервью указал, что рассказ полностью автобиографичный:

Что касается рассказа «Красное вино победы», он полностью автобиографичен. Я написал о своем пребывании в госпитале. Там же в госпитале застал меня День Победы. У каждого солдата, уцелевшего и вернувшегося домой, свой день победы. У меня вот такой, какой я написал в рассказе. Там ничего не добавлено, не придумано, написано именно так, как было в действительности. Единственное — рядом со мной лежал казах, а в рассказе лежит Копешкин. А все остальное полностью соответствует пережитому.

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) (1908-1981) — русский советский прозаик и киносценарист, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени. Лауреат Международной премии Мира.

С 1939-1940 года Борис Полевой принимал участие в советско-финской войне. Во время Великой Отечественной войны Полевого по его просьбе переводят в действующую армию в Москву, корреспондентом газеты «Правда». 1942 год он служил на Калининском фронте. На бомбардировщике дальнего действия Борис Николаевич летал на бомбёжку германских городов, участвовал в боях под Сталинградом, в партизанских отрядах в тылу врага и на Курской дуге, в Польше и на Карпатах. А в мае 1945 г. Б. Н. Полевой по заданию командования на самолёте «У-2» приземлился на стадионе в центре сражающейся Праги и сообщил повстанцам о продвижении к городу советских танковых армий. Здесь, под огнём немцев Полевой сначала передал в штаб фронта информацию об обстановке в городе, а затем подготовил статью в газету «Правда», диктуя её строки по заметкам, наспех сделанным на папиросной коробке. Пройдя боевой путь от Калинина (Твери) до Берлина и Праги, Борис Наколаевич создал многочисленные военные очерки, рассказы, репортажи, корреспонденции, которые вошли в основу его книг: «От Белгорода до Карпат» «Мы – советские люди», «Современники», «В ту тяжёлую зиму», «Золото». Широкую известность писателю принесла книга «Повесть о настоящем человеке» (1946), в основе которой — реальный подвиг Героя Советского Союза летчика А.П.Маресьева.

Повесть советского писателя Бориса Полевого, написанная в 1946 году. За повесть писатель был отмечен Сталинской премией II степени. В конце марта 1942 года во время воздушного боя в районе Чёрного леса Демянского кольца сбивают лётчика-истребителя Алексея Мересьева

(Алексея Маресьева), и его самолёт терпит крушение в лесу. Лежащего лётчика обнюхивает медведь, но пилот, притворившись мёртвым, незаметно вытаскивает пистолет из кармана лётной куртки и стреляет в зверя, после чего теряет сознание.

Очнувшись, он понимает, что у него сильно повреждены ноги. Оказавшись один в зимнем лесу в 50 км от расположения Красной Армии, Алексей Мересьев решает пробираться к своим. Каждый шаг даётся ему ценой неимоверных усилий. Когда ноги окончательно отказываются подчиняться ему, он ползёт на четвереньках, а когда не может больше ползти — перекатывается. 18 дней Мересьев пробирается по заснеженному лесу, пока случайно не оказывается обнаруженным жителями сожжённой эсэсовцами деревни Плавни, которые скрылись от расправы в лесу. Жители деревни некоторое время ухаживают за больным и находят способ переправить его на Большую Землю.

В госпитале Мересьеву ампутируют ступни ног — будучи совсем молодым человеком, он становится инвалидом. В палате с Мересьевым лежит серьёзно раненый полковой комиссар Воробьёв — но он не падает духом. Своим оптимизмом он поддерживает всех, кто оказался в госпитальной палате. Воробьёв восхищён мужеством Николая Островского, который, будучи парализованным, написал книгу «Как закалялась сталь».

Своей силой духа Воробьёв помогает Мересьеву поверить в то, что и без ног человек способен на многое. Убедить молодого человека, потерявшего веру в свои силы, ему помогает статья о военном лётчике поручике Карповиче, которому во время Первой Мировой войны ампутировали ступню. Тем не менее, поручик не уволился из армии и продолжал летать.

Мересьев твёрдо решает последовать примеру Карповича и вновь сесть за штурвал самолёта. Ежедневно Алексей проделывает разработанный им же комплекс упражнений. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивает время зарядки. Наконец он учится заново ходить на специально сделанных для него протезах.

Находясь на восстановлении в санатории, куда его направили после госпиталя, Мересьев тренируется в ходьбе и беге, и с помощью медсестры Зиночки даже учится танцевать. На медосмотре Мересьев убеждает докторов в своих силах и вечером того же дня на виду у всех пляшет «барыню», удивляя этим не только других солдат, но и видавшую виды врачебную комиссию. В итоге Мересьев добивается разрешения кадровиков вернуться в авиацию.

Алексей попадает в тренировочную школу для лётчиков и, совершив полёт в паре с лётным инструктором, подтверждает своё умение пилота-истребителя. Узнав, что у лётчика вместо ног протезы, инструктор по достоинству оценивает его подвиг. Мересьев возвращается в действующую армию.

Во время одного из последующих сражений Мересьев спасает своего ведомого, а также командира звена истребителей из соседней дивизии, сбив два самолёта «Focke-Wulf Fw 190 Würger», пилотируемых немецкими асами из знаменитой дивизии «Рихтгофен».

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) — русский советский писатель, журналист, киносценарист. Военный корреспондент. Полковник. Лауреат Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии, Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда.

Михаил Александрович участвовал в Гражданской войне. Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Ему часто приходилось выезжать на фронт. В 1942 году Шолохов получает контузию при аварии самолета. Заканчивает войну Шолохов в 1945году в Восточной Пруссии. За годы войны награжден орденами и медалями: «Отечественной войны», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Впервые его произведения были напечатаны в 20-х годах, три сборника: «Донские рассказы», «Лазоревая степь» и «О Колчаке, крапиве и прочем». Творчество всегда занимало, важную роль в жизни Шолохова. Широкую известность Шолохову принес роман «Тихий Дон» написанный в 1925 году. Именно за роман-эпопею «Тихий Дон» Михаил Шолохов в 1965 году удостоился Нобелевской премии по литературе. С 1932 по 1960 г. писатель создаёт роман «Поднятая целина», который 1960 году приносит писателю ещё и Ленинскую премию. Главной темой творчества писателя была гражданская война на Дону. Очерки «На Дону», «На Смоленском направлении» и рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны Шолохов начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину».

Работа над романом «Они сражались за Родину» велась в три этапа: в 1942—1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжёг рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения. Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны — отступление советских войск на Дону летом 1942 года.

Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова. Обрисовывая психологию мирного человека, ставшего вдруг солдатом, Шолохов не останавливается на описании состояний внутренней переходности, неупорядоченности чувств. Ему важно показать, что в процессе испытаний характер человека кристаллизируется, принимает чёткие очертания, не окаменевает, но отвердевает.

Михаил Александрович Шолохов так однажды сказал о писателях, прошедших войну: «Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине». Время не снижает интереса к истории подвига нашего народа, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата — героя и освободителя. Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира — они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Мероприятие подготовил заведующий схл — Кобяцкий В.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *