13 марта исполняется 85 лет со дня рождения русского писателя, лауреата литературных премий «Русский Букер» и «Ясная Поляна» — Владимира Семеновича Маканина.
Маканин — автор трех «больших» романов: «Прямая линия», с которым он дебютировал в 1965, «Портрет и вокруг» (1978) и «Андеграунд, или герой нашего времени» (1998). К романам примыкают повести, некоторые из которых, такие как «Предтеча» (1982), «Один и одна» (1987), «Стол, покрытый сукном и с графином посредине» (1993), могут расцениваться как «небольшие» романы. С другой стороны, «большие» романы Маканина, по мнению критики, «бессюжетны», точнее, бесфабульны: сюжету-фабуле (связной последовательности событий, «истории») Маканин предпочитает сюжет-ситуацию: единое сюжетное положение, воспроизводимое в разных контекстах и ракурсах на протяжении повествования
Для Владимира Семеновича было характерно не давать оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем являлся человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. Персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде.
Наиболее типичен для творчества Маканина — герой повести «Антилидер», Толик Куренков. Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. «К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа «Ключарев и Алимушкин».
Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну. Так, герой рассказа «Голубое и красное», «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.
В повести «Голоса» Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он. Для Игнатьева, героя рассказа «Река с быстрым течением», такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа «Человек свиты» недовольство начальницы, а для экстрасенса Якушкина из повести «Предтеча» собственный загадочный дар
Об источнике своего дарования размышляет главный герой повести «Где сходилось небо с холмами», Башилов, который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его иссяк. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису.
Для трех повестей Маканина: «Утрата», «Один и одна», «Отставший», написанных в 1987 году характерен общий сюжетный принцип наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий. Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора.
Исследование социальных типов, свойственное автору, ярко выражено в повести «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», за создание которой прозаик получил Букеровскую п ремию. Действующие лица этого произведения: «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».
«Кавказский пленный» — повесть, посвящённая взаимоотношениям российского солдата и молодого чеченского боевика. Написана в 1994 году и опубликована в 1995 году. Неоднократно переиздавалась, переведена на ряд европейских языков и в 2008 году экранизирована Алексеем Учителем. За этот рассказ и роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» автору была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год.
Сюжет повести разворачивается в Чечне в преддверии Первой чеченской войны. Чеченские боевики блокируют дорогу автоколонне российских военных. Найти какой-нибудь выкуп поручают опытному солдату Рубахину, который берёт с собой Вовку-стрелка. Они обращаются к подполковнику Гурову, однако не находят у него понимания — тот занят переговорами с пленным чеченцем об обмене оружия на продовольствие для солдат. Рубахину удаётся поучаствовать в «разоружении» — на боевиков организуется засада, и во время их бегства по специально оставленному коридору в лесу часть из них арестовывают. Рубахин берёт в плен одного чеченца — молодого красивого юношу. Со своим сослуживцем Вовкой, они ведут чеченца в горы, чтобы отдать его боевикам в обмен на проход автоколонны. По пути Рубахин чувствует неожиданное притяжение к юноше и очарование его красотой. После ночёвки в лесу трое оказываются в ущелье и вдруг слышат, что по обеим его сторонам идут два отряда боевиков. Чтобы не обнаружить себя, Рубахин душит юношу, не дав ему закричать. Потом они с Вовкой возвращаются к колонне грузовиков ни с чем.
«Асан» — роман писателя, посвященный вымышленному персонажу, майору Александру Жилину. Именно он ведёт своё повествование. Начало романа открывает сцена прибытия в Чечню пьяного пополнения, сопровождающего колонну с горючим. Майор Жилин делает свой бизнес, поставляя горючее федеральным войскам или боевикам. Сам Жилин выступает в романе как бы богом этой войны. Совершенный торгаш, которого породило само противостояние.
Его бросили в начале 90-х на охрану складов с оружием, на верную смерть и растерзание. Но в нём открылся дар купца, способного применять рыночные условия, используя обе противоборствующие стороны. Писатель демонстрирует эту грань, по которой как по нитке ходит Жилин: либо ты бог войны, либо никто — и значит, такого можно резать, как овцу. Асан неуязвим для чеченцев, и находит смерть от рук своих. произведение Маканина наделало очень много шума среди литературного сообщества. Роман разъярил многих. Многие представители чеченского народа тоже высказались против романа и его сюжета, что не помешало произведению стать победителем «Большой книги» 2008 года.
В целом, для писательского творчества Владимира Семеновича характерно «социальное человековедение», позволявшие прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом.
Писатель награжден Орденом «Знак Почета». Являлся членом правления Союза писателей России, а также входил в редакционную коллегию журнала «Знамя». Помимо этого, в 2007 году возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга», а в 2008 году сам оказался удостоен данной премии.
Владимир Семенович Маканин скончался 1 ноября 2017 года на 81-м году жизни. Литератор умер у себя дома, в поселке Красный под Ростовом-на-Дону.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовил Кобяцкий В.И.