28 декабря 2023 года — 115 лет со дня рождения Евгения Вучетича.
Евгений Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 года в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина). По отцу он имел сербские корни, а по материнской линии — французские.
Несмотря на то, что Евгений Викторович родился в городе Екатеринославе , а его самое известное творение – «Родина-мать» — установлено в Волгограде, Ростов также сыграл свою роль в жизни архитектора. Именно в донской столице прошли его детство и юность. Здесь же он получил первое художественное образование — в школе Чиненовых (ныне Ростовский художественный техникум имени М.Б. Грекова).
В Ростове установлены несколько произведений скульптора.
Фонтан «Театральный»
Фонтан рядом с Ростовским академическим театром драмы имени М. Горького был возведён в 1936 году. Эта скульптура – дипломная работа молодого и перспективного архитектора Вучетича.
Фонтан представляет собой скульптурную группу из четырех могучих атлантов, стоящих на постаменте и поднимающих вверх каменную чашу. Из-за этого в советское время горожане присвоили композиции шутливое название «Дядьки с чашкой». Ступени, окружающие фонтан, украшены шестью фигурками лягушек и черепах.
Изначально скульптуры были выполнены из бетона на фоне белого цемента. Во время Великой Отечественной войны фонтан был частично разрушен. Первая масштабная реконструкция памятника состоялась в 1950 году. Скульптуру восстановили полностью, до мельчайших подробностей. Однако спустя двадцать лет фигурки лягушек и черепах сильно расшатались, поэтому было принято решение убрать их. Кроме того, были опасения, что руки бетонных силачей в какой-то момент не выдержат и обрушатся вместе с чашей. Вот почему в середину скульптуры добавили опору. В таком измененном виде фонтан пребывал довольно долгое время.
В 1999 году, когда Ростов готовился праздновать своё 250-летие, фонтан пережил вторую масштабную реконструкцию. Эта починка оказалась гораздо качественнее первой. Концепция, заданная архитектором, осталась неизменной, а всех земноводных вернули на свои законные места. Претерпели изменения лишь материалы, из которых выполнен памятник. Скульптуры, изображающие атлантов, черепах и лягушек созданы по современной технике выколотки по меди, а подиум, на котором располагается центральное изваяние, облицован природным камнем.
Памятник в честь освобождения Ростова от белогвардейцев в 1920 году
Этот памятник, известный в народе как «Конь с яйцами», установлен на площади Советов, перед зданием Правительства Ростовской области. Он был возведен в 1972 году на месте разрушенного большевиками в 30-е годы храма Александра Невского.
Изначально этот монумент планировалось установить в Волгограде под названием «Оборона Царицына в годы Гражданской войны».
Вот только, когда композиция уже была отлита, кто-то из властей города вдруг сообразил, что обороной Царицына тогда командовал Иосиф Сталин, а это имя в ту пору старались не вспоминать.
И поставить такой памятник в Волгограде означало навлечь на всех причастных большие неприятности.
Вучетич переименовал памятник в “Освобождение Ростова от белогвардейцев в 1920 году”, придал всаднику на коне черты лица легендарного командира 1-й конной Семёна Буденного и предложил его Ростову-на-Дону.
Власти и донские участники походов 1-й Конной Армии первоначально отнеслись к идее установки памятника благосклонно, но просили добавить специфические детали коню. Вучетич выполнил их просьбу.
Барельефы на памятнике отображают эпизоды военных действий Первой конной армии, сыгравшей решающую роль в освобождении Ростова. В центре скульптурной группы возвышается солдат в островерхой буденовке, на коне, с обнажённой саблей. Композицию дополняют фигура идущего в бой красноармейца в шинели с винтовкой и раненый матрос, бросающий гранату.
В 1996 году, в связи с требованием казачьего общества «Станица Ростовская» с постамента памятника была снята доска с текстом «Сооружен в ознаменование освобождения Ростова-на-Дону от белогвардейских банд в 1920 году».
А в 2012 году, когда памятнику исполнилось 40 лет, была произведена его реконструкция. Дело в том, что со временем были утеряны некоторые детали композиции. Так, одни бойцы, изображённые на барельефе, оказались без оружия, а другие – и вовсе без рук. Кроме того, частично разрушилось бетонное основание, а между плитами стала затекать вода. Все эти дефекты были устранены.
Горельеф на гостинице «Ростов»
Здание гостиницы «Ростов» принято считать памятником конструктивизма. Оно было построено в 30-х годах по проекту сразу трех ростовских архитекторов, а горельеф для него выполнен известными советскими скульпторами Сергеем Корольковым и Евгением Вучетичем.
Тема рельефа – «Великое созидание». Сам горельеф предполагал трехчастную композицию, но на фасаде почему-то появилась лишь одна его часть.
Примечательно, что с 1937 года в России и в Ростове в частности начинается что-то вроде борьбы со стилем «конструктивизм». Практически все общественные здания в этом стиле подвергаются перестройке, приобретая черты характерной «сталинской неоклассики».
Гостинице «Ростов» в этом смысле «повезло»: во время Великой Отечественной войны она была частично разрушена. При штурме города в 1943-м здание накрыла огнем советская артиллерия, оно сгорело и частично обрушилось.
После войны в полуразрушенном здании жили люди. Гостиница превратилась в дом с коммунальными квартирами. Вот почему реконструкции здание подверглось аж в 1965 году.
Бюст С.М. Будённому
Бюст Героя Советского Союза установлен на пересечении улицы Пушкинской и проспекта Будённовского. Торжественное открытие бронзового памятника, посвященного Семену Михайловичу, состоялось 26 апреля 1966 года.
Бывший Таганрогский проспект, на котором теперь стоит бюст, был центральной магистралью Ростова, по которому проходил главный путь на Кавказ. В 1923 году проспект был переименован в честь легендарного полководца и стал Буденновским.