Мы часто слышим о гениальных музыкантах, писателях, поэтах. Применительно к архитектуре слово «гениальный» используется гораздо реже. Возможно, потому, что реализовать такой талант намного сложнее, чем любой другой. Тем ценнее для истории каждый, кто сумел пополнить архитектурное наследие человечества неповторимыми по красоте творениями.
Самым ярким и загадочным среди таких гениев является испанский архитектор Антонио Гауди – создатель легендарного собора Саграда Фамилиа, дворца Гуэль, дома Батльо и других неповторимых шедевров, которые и сегодня украшают Барселону, делая ее поистине уникальным городом.
Антонио Гауди (25 июня 1852, Реус — 10 июня 1926, Барселона, полное имя: Antonio Gaudi y Cornet), – выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне.
Антонио Гауди выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии. Архитектурный ансамбль одного из самых прекрасных городов мира – Барселоны – и его окрестностей неразрывно связан с именем А. Гауди, который в течение 48 лет создавал красивейшие дома, которые и по сей день привлекают громадное число туристов. Немногие архитекторы в мире оказали столь значительное влияние на облик своего города или создали нечто столь знаковое для своей культуры.
Антонио Гауди – самый известный архитектор Испании. Творчество Гауди ознаменовало высший расцвет испанского модерна. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач.
Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.
Эти принципы отчетливо прослеживаются во всех его 18 архитектурных творениях, которые сегодня являются гордостью Барселоны. Для них характерно смелое сочетание материалов, фактур и цветов.
В целом архитектурный стиль Антонио Гауди – фантасмагоричeский, трудно поддающийся определению, хотя архитектора называли гением модерна.
Гауди был самым ярким представителем его национально-романтического течения, каталонского модернизма. В произведениях мастера можно увидеть плавность природных линий в совокупности с особыми чертами каталонской архитектуры (мавританского, восточного и готического стилей).
Специфическую манеру Антонио Гауди отнести однозначно к определённому течению абсолютно невозможно, скорее это своеобразное своеволие в духе эклектики, выполненное в рамках тончайшего вкуса автора.
Невероятно, но ему не помогали инженеры-проектировщики, он действовал по наитию, опираясь лишь на свое чувство гармонии, часто импровизировал и пытался донести свой замысел до помощников с помощью рисунков на доске.
В его архитектурных творениях есть все: причудливые конструктивные формы, скульптуры, живопись, мозаика, цветопластика. В них присутствуют люди и животные, фантастические существа, деревья, цветы.
25 июня 1852 года в семье Франсеска Гауди-и-Съерра и Антонии Корнет-и-Бертран родился мальчик. В честь матери мальчика назвали Антонио. А по испанской традиции он получил двойную фамилию — по фамилии отца и матери, то есть Гауди-и-Корнет.
У его матери, Антонии, были тяжелые, травматические, затяжные роды… Ребенок родился настолько слабым, что его крестили на следующий день, так боялись, что он не выживет.
Он был не первым ребенком в семье, у него был брат на год старше, и сестра младше его, но до этого все дети в этой семье умирали, едва родившись.
Отец Антонио был потомственным кузнецом (его специальностью была не только ковка, но и чеканка по меди). И он довольно рано научил сына понимать красоту предметного мира, а заодно привил любовь к рисованию и архитектуре.
Родители очень любили Антонио, отец часто брал его с собой на работу, в кузницу, где мальчик мог наблюдать, как раскаленная медь или железо становятся пластичными и превращаются в удивительные предметы, например, дверные ручки или решетку ограды.
В детстве у Гауди было слабое здоровье, ревматические боли в ногах не давали свободно двигаться. После занятий он почти не выходил из дома, а на прогулку часто отправлялся верхом на ослике.
И как это часто бывает у таких детей, Гауди брал умом там, где другие побеждали проворством.
Антонио любил рисовать с малых лет. Однажды, в школе детям задали нарисовать город Вифлеем в момент Рождения Христа. Дети стали смеяться над странными домиками Антонио, но учителю рисунок понравился своей лаконичностью и точностью.
Талант к рисованию в мальчике разглядел отец Франсеск Гауди. Но в школе об этом даре мальчика узнали только в 1867 году, когда Антонио отдал несколько своих рисунков в школьный журнал «Эль Арлекин»…
Уже в те годы учителя восхищались работами юного художника Гауди. А он с полной серьезностью говорил, что его талант является Божьим даром. В процессе создания своих творений он часто обращался к теме Бога, и не отклонялся от нее даже при выборе художественных аспектов своего творчества.
Мать Гауди, Антония, прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж господь оставил ему жизнь, то он, Антонио, обязательно должен выяснить — для чего.
Единственным развлечением в маленьком провинциальном городе Реусе, где жила семья Гауди, был воскресный поход в церковь. Христианская доктрина, христианская мораль и история религии составляли существенную часть среднего образования в то время. Большую часть учебного времени дети распевали псалмы. Это тоже наложило свой сильный отпечаток на восприятие мира будущим архитектором.
Однажды он услышал разговор родителей и доктора, который сказал, что с таким букетом болезней Антонио проживет пять-семь лет. Сам Гауди вспоминал, что в этот момент он почувствовал непреодолимое желание жить. Он всегда был склонен к фатализму с самого рождения и воспринимал происходящие с ним события, как судьбу или рок.
Услышав этот разговор, он решил жить. Жить — во что бы то ни стало! И позднее, он был твердо уверен, что его жизнь — это знак Божий.
Не обращая внимание на боли и приступы, он старался много ходить по окрестностям вместе с друзьями. Когда же он не мог передвигаться, он фантазировал и наблюдал за природой. Врачи предлагали ему костыли, но он был упрям и отказывался от них. Больше всего Гауди любил наблюдать за облаками, лежа на траве. Может быть там он и подсмотрел идеи для своих будущих архитектурных шедевров?
Родители Антонио Гауди совершили настоящий подвиг, сумели дать детям высшее образование! Старший брат Гауди получил высшее медицинское образование. В то время иметь начальное образование было более чем достаточно, особенно для потомственного кузнеца, сына простого ремесленника. Закончить школу — означало быть уважаемым образованным гражданином, а высшее образование открывало дорогу в жизнь!
Для Франсеска, отца Антонио, образование детей обошлось очень дорого, ему пришлось продать кузницу и земли в Реусе. Но отец был твердо уверен в том, что его дети должны добиться большего, чем быть просто ремесленниками.
Гауди всегда гордился своей родословной: «Своим хорошим пространственным воображением я обязан тому, что я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь (мастер, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт), а другой — моряк — а это тоже люди пространства и расположения. Все эти поколения дали мне необходимую подготовку».
После пяти лет(!) подготовки, в возрасте 22 лет Гауди поступил в Высшую Архитектурную Школу. Это было учебное заведение нового типа, преподаватели делали все, чтобы обучение не превратилось в рутину.
В Школе студенты поощрялись, имея возможность участия в настоящих проектах, ведь практический опыт всегда очень ценен для архитектора. Учился Антонио с удовольствием и энтузиазмом, по вечерам засиживался в библиотеке, выучил немецкий и французский языки, для того чтобы иметь возможность читать литературу по профилю. Антонио был одним из лучших учеников, но никогда не был любимым – он часто спорил с преподавателями, был несговорчивым и бескомпромиссным в отстаивании своей точки зрения.
Время учебы было самым счастливым в его жизни. Гауди снимал квартиру вместе со своим братом Франсеском, они носили один гардероб на двоих, поэтому казалось, что у Антонио несметное количество одежды. Братья вместе ходили на вечеринки, участвовали в общественных мероприятиях. Молодые люди украшали карнавальные платформы и разыгрывали политические и исторические пародии из жизни известных в Каталонии людей, путешествовали по Каталонии. К ним часто приезжал отец, а мама каждый день писала письма.
Все оборвалось совершенно внезапно. Скоропостижно скончался старший брат Антонио — Франсеск. Все случилось настолько быстро, что врачи даже не успели поставить диагноз. Многообещающая медицинская карьера Франсеска оборвалась, так и не успев начаться. Антонио обезумел от горя. Для него Франсеск был самым близким человеком.
Гауди всегда выглядел старше своих лет, а тут он просто в одночасье постарел. Вскоре семью Гауди постигает новый удар. Умирает мама, которая так и не смогла перенести потерю старшего сына. Через некоторое время Гауди решает перевезти к себе в Барселону отца и младшую сестру Розу с дочерью — одиночество стало для него невыносимым.
После переезда семьи Антонио приходится работать гораздо больше, чтобы прокормить всех. Кроме этого, ему нужно готовить дипломный проект. В 1878 году Антонио Гауди получил диплом архитектора.
Дом Висенс стал первым крупным заказом знаменитого Антонио Гауди. Он получил его почти одновременно с получением диплома архитектора в возрасте 26 лет.
Через 127 лет после создания этот дом включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а еще через 12 лет он стал музеем.
Всю свою жизнь А. Гауди старался расширить возможности архитектуры. Уже в своих ранних работах, тяготевших к стилю «мудехар» — или «мавританскому», он экспериментировал с кирпичом и облицовкой.
Жилые постройки Дома Кальвета, Дома Бальо и Дома Мила считаются одними из лучших образцов творчества Гауди. Каждая из этих работ настолько своеобразна, что трудно поверить, что все они принадлежат одному автору.
За Дом Кальвета (1898-1900), выполненный по мотивам испанского необарокко, Гауди получил ежегодную премию муниципалитета Барселоны.
Похожий на гигантского ящера, Дом Бальо (1904-1906) представляет собой удивительное, почти сюрреалистическое, сочетание устойчивости и текучести форм как во внешнем оформлении здания, так и во внутренней его планировке.
Эту идею Гауди развил, разрабатывая проект Дома Мила (1906-1910). Автор хотел увенчать здание, кажущееся порождением потустороннего мира, огромной скульптурой Богоматери с младенцем, но заказчик, опасаясь реакции радикальных антирелигиозных групп, настоял на отказе от этого замысла.
Предлагаем вашему вниманию видеоролик о творениях А. Гауди, без которых невозможно представить современную Барселону, и которые привлекают в город каждый год миллионы туристов.
Видеоролик «Творения А. Гауди»
А. Гауди и Э. Гуэль – имена, вписанные в историю
Неизвестно, сумел бы талант А. Гауди раскрыться в полной мере, если бы он не встретился с человеком, который стал его заказчиком, а с течением времени – близким другом и меценатом, безоговорочно поддерживавшим все его начинания, давшим ему полную свободу самовыражения.
Как утверждали позже биографы А. Гауди, удивительное, одно из известнейших в мире сотрудничество капитала с талантом дало результат, которым будет восхищаться не одно поколение, и навечно вписало имена обоих в историю.
В 1878 году А. Гауди получил заказ на изготовление витрины от барселонского предпринимателя и торговца перчатками Эстебана Комелья, который намеревался представить продукцию своей фирмы на Всемирной Выставке, проходившей в том же году в Париже.
Молодой Гауди, только-только получивший диплом архитектора, подошел к реализации проекта со свойственной ему основательностью. Созданная им витрина была совершенно оригинальна и по праву заслужила серебряную медаль в своем классе изделий на Выставке.
Так случилось, что в это же время в Париже находился и крупнейший предприниматель Каталонии Эусеби Гуэль, который, к тому же, являлся клиентом перчаточника Комелья.
Витрина, в которой была представлена хорошо знакомая ему продукция, понравилась Гуэлю, и он, по возращении в Барселону, решил непременно познакомиться с автором проекта. С этого знакомства и началось их сотрудничество, с течением времени переросшее в крепкую дружбу.
Э. Гуэль после знакомства с А. Гауди заказал архитектору проект мебели и торговой марки для своей компании. Эти проекты не вызвали у Гауди большого энтузиазма. Настоящее взаимопонимание между мастером и заказчиком пришло позже.
Но даже в начале работы над Усадьбой Гуэля в 1884 году фабрикант считал Гауди пусть способным, но все же рядовым архитектором. Он изменил свое мнение, когда созданные Гауди разработки, особенно «Драконовы ворота», сделали владения промышленника одним из шедевров архитектуры.
Гуэль стал страстным поклонником творчества Гауди и предоставил ему полную свободу действий – в том числе в финансовом плане. Архитектор проектировал для фабриканта Дворец Гуэля в Барселоне, а затем воплощал в жизнь их совместную мечту – Парк Гуэля.
Бухгалтер Гуэля однажды сказал: «Я наполняю карманы господина Гуэля, а господин Гауди их опустошает». – «Ну и что?» — ответил Гуэль.
Предлагаем вашему вниманию видеоролик о работах Гауди, созданных им для своего заказчика и друга Э. Гуэля.
Видеоролик «Дворец Гуэля и Парк Гуэль».
Саграда Фамилиа – недостроенный Дом Бога
Имя А. Гауди ассоциируется у большинства людей с собором Саграда Фамилиа.
В ноябре 1883 года А. Гауди был утвержден в качестве главного архитектора Саграда Фамилиа, что означало общественное признание таланта молодого архитектора, которому в то время шел тридцать второй год.
Возведение Саграда Фамилиа несколько раз прерывалось из-за проблем с бюджетом. В третий раз это случилось в 1912 году, и даже после солидных пожертвований от городских богачей средств не хватало.
Из-за экономического кризиса 1914 года строительный комитет принял решение законсервировать проект, но Гауди запротестовал, говоря, что это погубит уже сделанное, а ремонт обойдется еще дороже.
Архитектор решил посвятить все свои силы собору, отказался от платы за свои услуги, а также от всех прочих заказов. Чтобы собрать средства, он стал лично обходить дома своих знакомых с просьбой о пожертвовании. Его усилия не прошли даром, и в 1918 году строительство возобновилось.
В 1925 году Гауди переехал жить в мастерскую у собора. Ему было 73 года, он знал, что не довершит главное дело своей жизни, и стремился закончить чертежи и модели, при помощи которых строительство могли бы довести до конца другие.
Предлагаем вашему вниманию видеоролик об одном из величайших архитектурных сооружений современного мира.
Видеоролик «Недостроенный Дом Бога»
Вы знаете, что все такси в Барселоне — черно-желтого цвета?
Только черно-желтого, по особому распоряжению мэрии, изданному в 1926 году.
Как и все в Барселоне, это — память о Гауди.
Антонио Гауди погиб в том самом городе, который сам построил: не было бы Гауди — не было бы Барселоны.
Своей мировой известностью она обязана именно этому архитектору, строившему причудливые дома без инженеров-проектировщиков, без чертежей, без расчетов и без предварительного плана.
Здания с глазами вместо балконов, дворцы с зоопарком на крыше, литые ворота в виде дракона, кружевные башни, динозавр, улегшийся на крышу обыкновенного городского здания, собор, только отдаленно напоминающий собор — этому человеку в Барселоне разрешали все, и он по-настоящему старался.
7 июня 1926 года Антонио Гауди, как обычно, прогуливался по городу, вглядываясь в облака — именно их он считал совершенными созданиями природы, дающими художнику творческую идею.
Ему было семьдесят четыре года, он был очень плохо одет — не потому, что не мог себе позволить, а потому, что сиюминутное всегда было ему чуждо.
А в Барселоне только-только пустили трамвай. И старик не заметил железное чудовище. Ни один извозчик не тронулся с места, ни один автомобилист не рискнул подвезти несчастного — было очевидно, что раздавленный старик не заплатит за проезд. Его доставили в больницу для нищих стражи порядка. Там он и умер, не приходя в сознание.
Никому из них в христианнейшей, насквозь католической Барселоне в голову не пришли евангельские слова: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Евангелие от Матфея 7:12)».
Какие там Заповеди! Какое там Евангелие! Спасибо в карман не положишь, своя рубашка ближе к телу, моя хата с краю, хорошими делами прославиться нельзя…
И тогда мэрия Барселоны приказала всем извозчикам и всем таксистам города отныне и на веки веков носить на себе цвет траура по великому Гауди и цвет позора человеческой черствости.
За гробом А. Гауди шла процессия длиной в несколько километров. Местом последнего упокоения Гауди стала Саграда Фамилиа.
Гробница Антонио Гауди в подземной усыпальнице Sagrada Familia.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила Лаврова В.Ф.