Дорогие друзья! 7 августа 1941 года ушёл из жизни удивительных творческих способностей человек – удивительный поэт и писатель — Рабиндранат Тагор. Предлагаем вам посетить нашу поэтическую страницу «Стихи, как песня», посвящённую светлой памяти о нём.
Рабиндрана́т Таго́р (Робиндронатх Тхакур) 7 мая 1861 — 7 августа 1941 индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель, почётный доктор Калькуттского университета. Его творчество сформировало литературу в его стране и музыку Бенгалии. Он стал первым среди не европейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913г.). Переводы его поэзии рассматривались как духовная литература и вместе с его харизмой создали образ Тагора-пророка на Западе.
«Я попросил дерево: «Скажи мне о Боге». И оно зацвело».
В древнем роду в большой семье крупных землевладельцев и к тому же ещё и образованных математиков, драматургов, музыкантов, философов и общественных деятелей — мальчик взрослел, впитывая все науки и развивая все свои творческие способности.
Первые стихи он написал в восемь, первые новеллы и драмы в одиннадцать лет.
Шестнадцатилетний Рабиндранат создал поэму в стиле майтхили, основанном Видьяпати. Она была опубликована в журнале «Бхароти» под псевдонимом «Бхану симха» (Bhānusiṃha, «Солнечный лев») с пояснениями, что рукопись XV столетия была найдена в старом архиве, и была положительно оценена экспертами. Он написал «Бикхарини» («Нищенка», опубликованная в 1877 году, в июльском номере журнала «Бхароти», стала первым рассказом на языке бенгали).
Получив воспитание, пропитанное гуманизмом и любовью к родине, Тагор выступал за независимость Индии. Основал Всемирный индийский университет и Институт реконструкции сельского хозяйства. Стихи Тагора сегодня являются гимнами Индии.
В 1890 году Тагор опубликовал одну из своих самых известных работ — сборник поэм «Образ любимой».
Конец XIX века знаменуется написанием сборников песен и поэзии «Золотая ладья» (1894) и «Мгновение» (1900).
В период с 1903 по 1905 автор переживает уход из жизни почти всей своей семьи, но остаётся твердым духом человеком. Далее он переживает протестные волнения разделения своей страны Индии, выступая в качестве активиста объединителя.
«Войну, где восстаёт на брата брат, всевышний проклянёт стократ!»
В это время им написаны патриотические песни «Золотая Бенгалия» и «Земля Бенгалии».
В это время пишет много стихов и переводит, путешествуя по миру.
В 1910 году вышел один из наиболее известных сборников стихов Тагора «Гитанджали» («Жертвенные песнопения»), которые в последствии произвели наибольшее впечатление на весь Нобелевский комитет:
Телеканал культура: Рабиндранат Тагор «Жертвенные песни»: https://youtu.be/lerhidCrHcM
В 1913 печатаются его стихотворения в лондонском «Индийском обществе».
И в ноябре 1913-го писатель становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Многочисленные международные путешествия Рабирдраната Тагора лишь укрепили его во мнении, что всякое деление людей очень поверхностно.
В этом человеке уживалось множество талантов одновременно: музыка и живопись, математика и философия, поэзия и драматургия, даже право.
Тагор сочинил около 2 230 песен. Его песни, часто написанные в стиле рабиндра сангит (бенг.— «песня Тагора»), являются значительной частью культуры Бенгалии. Музыка Тагора неотделима от его литературных произведений, многие из которых — поэмы или главы романов, рассказы — брались за основу для песен.
В 1921 году Тагор вместе со своим другом, английским агрономом и экономистом Леонардом Элмхерстом, основал в Суруле Институт реконструкции сельского хозяйства, позднее переименований в Шриникетан (Обитель благосостояния). Тагору приходилось искать помощи спонсоров, должностных лиц и учёных во всем мире для «освобождения деревни от оков беспомощности и невежества» путём просвещения.
Денежная премия Нобелевского комитета была пожертвована Тагором его школе в Шантиникетане, впоследствии ставшей первым университетом с бесплатным обучением.
По Микеле Морамарко, в 1924 году Верховным Советом Шотландского обряда Тагору была присуждена почётная премия.
Рабидранатом Тагором было написано ещё множество литературных произведений, составивших целых пятнадцать томов. Среди них такие поэмы в прозе как «Снова» («Punashcha», 1932), «Последняя октава» («Shes Saptak», 1935) и «Листья» («Patraput», 1936).
Тагором были написаны романы «Дуи Бон» («Dui Bon», 1933), «Маланча» («Malancha», 1934) и «Четыре части» («Char Adhyay», 1934).
Этот удивительный автор написал много документальных книг, охватывающих темы от истории Индии до лингвистики и духовности.
«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума».
Поэзия Рабирдраната была положена на музыку многими композиторами.
«Позволь тому видеть шипы, у кого есть глаза, чтобы видеть Розу».
«Когда-то, свадебным смущённая нарядом,
Здесь, в мире суеты, со мной ты стала рядом.
И было трепетно соприкосновенье рук.
По прихоти ль судьбы всё совершилось вдруг?
То был не произвол, не беглое мгновенье,
Но тайный промысел и свыше повеленье.
И прожил я свой век с любимою мечтой,
Что будем, ты и я, единством и четой.
Как из души моей ты черпала богато!
Как много свежих струй влила когда-то!
Что создавали мы в волнении, в стыде,
В трудах и бдении, в победах и беде,
Меж взлётов и потерь, — то,
Навсегда живое, Кто в силах довершить?
Лишь мы с тобою, двое! …»
«Счастье в том, чтобы своё сердце отдать другому»
Госрадиофонд: песня «Последняя поэма»: http://youtu.be/4AaJ_CJCUig
В последние годы жизни его заинтересовала наука. Он написал сборник эссе «Наша Вселенная» («Visva-Parichay», 1937).
Его исследования биологии, физики и астрономии нашли отражение в поэзии, которая часто содержала широкий натурализм, подчёркивающий его уважение перед законами науки. Тагор участвовал в научном процессе, создавая рассказы об учёных, вошедших в некоторые главы «Си» («Se», 1937), «Тин Санги» («Tin Sangi», 1940) и «Гальпасальпа» («Galpasalpa», 1941).
В работах Тагора часто отмечают их ритмичность, оптимистичность и лиризм. Такие его произведения, в основном, заимствованы из обманчиво простых историй из самой настоящей жизни настоящих простых людей.
После продолжительной болезни Рабиндранат Тагор ушёл 7 августа 1941 года в возрасте 80 лет в имении Джорасанко. Весь бенгалоязычный мир оплакивал уход поэта. Последним, кто видел Тагора живым, был Амия Кумар Сен, записывавший под диктовку последнюю его поэму. Позже её черновик был передан музею Калькутты. В воспоминаниях индийского математика, профессора П. Ч. Махаланобиса отмечалось, что Тагор сильно переживал из-за войны между нацистской Германией и СССР, часто интересуясь сводками с фронтов, и в последний день жизни высказал твёрдую веру в победу над нацизмом.
Литературный секретарь Тагора — Ами Чакраварти — отмечал, что стихотворения поэта пользовались такой популярностью у простых бенгальцев, что часто воспринимались ими как народные. Но популяризации творчества на Западе мешало относительно небольшое количество качественных переводов, иные же не передавали всего первоначального смысла и красоты строк. Множество ранних произведений оставались непереведёнными и, таким образом, доступными лишь для бенгалоязычных читателей.
Хотя на Западе Тагор больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: «Жертвоприношение» («Visarjan», 1890), герой которой, молодой человек, занят мучительными поисками истины; «Почта» («Dakghar», 1912) — печальная история подростка; «Красные олеандры» («Rakta-Karabi», 1925) — драма социального и политического протеста.
Роман Р. Тагора «Гора» неоднократно переиздавался в переводе на русский язык.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила вед.библиотекарь схл — Васильева О.А.