Познавательный час «Рыцарь мечты»

Александр Степанович Гриневский — русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Родился 11 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье «вечного поселенца» — ссыльного поляка-повстанца. Мать — русская; умерла, когда Грину было 13 лет.  

 «Я не знал нормального детства, — писал Грин в своей «Автобиографической повести», — меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали «свинопасом», «золоторотцем», прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих».

          Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, А. Грин говорил, что «Грин!» — так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а «Грин-блин»   была одна из его детских кличек. Летом 1896 Грин уехал в Одессу   с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы.

          Голодный, оборванный, в поисках «вакансии» он обходил все стоящие в гавани шхуны. В первом плавании, на транспортном судне «Платон» он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, — после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав.   Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в его рассказах. Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде».  

          За революционную пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму.   Тюрьмы, ссылки, вечная нужда, недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса».

Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни.

В Зурбагане, в горной, дикой, удивительной стране,
Я и ты, обнявшись крепко, рады бешеной весне.
Там весна приходит сразу, не томя озябших душ, —
В два-три дня установляя благодать, тепло и сушь.
Там, в реках и водопадах, словно взрывом, сносит лед;
Синим пламенем разлива в скалы дышащее бьет.
Там ручьи несутся шумно, ошалев от пестроты;
Почки лопаются звонко, загораются цветы.
Если крикнешь — эхо скачет, словно лошади в бою;
Если слушаешь и смотришь, — ты, — и истинно, — в раю.
Там ты женщин встретишь юных, с сердцем диким и прямым,
С чувством пламенным и нежным, бескорыстным и простым.
Если хочешь быть убийцей — полюби и измени;
Если ищешь только друга — смело руку протяни.
Если хочешь сердце бросить в увлекающую высь, —
И глазам, как ворон черным, покорись и улыбнись.

        Закончив роман «Блистающий мир», весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии — «городе акварельных тонов». 

В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина.

«Меня прозывали «мустангом», так я был заряжён жаждой жизни, полон огня, образов, сюжетов. Писал с размаху, и всего себя не изживал. Я дорвался до жизни, накопив алчность к ней в голодной, бродяжьей, сжатой юности, тюрьме. Жадно хватал и поглощал её. Не мог насытиться. Тратил и жёг себя со всех концов. Я всё прощал себе, я ещё не находил себя»- так характеризует себя писатель.

Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр — роман «Бегущая по волнам», над которым работал полтора года. В этом романе соединились лучшие черты таланта писателя: глубокая мистическая идея о потребности в мечте и воплощении мечты, тонкий поэтический психологизм, увлекательный романтичный сюжет. Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах, и лишь в конце 1928 года книга увидела свет.

     

     Общепризнано, что Грин — романтик, «рыцарь мечты».

Мечту Грин понимает, как стремление духовно богатого человека к высшим, истинно человеческим ценностям, противопоставляя их бездушию, жадности и животным удовольствиям. Трудный выбор между этими двумя путями и последствия сделанного выбора — одна из важных тем у Грина. Его цель — показать, как органичны для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение.

Критик Ирина Васюченко отмечает редкостную прозрачность и чистоту нравственной атмосферы, свойственной прозе Грина: «Автор больше чем верит в могущество добрых начал жизни — он его знает».  Существуя одновременно в реальном мире и в мире мечты, Грин ощущал себя «переводчиком между этими двумя мирами». В «Алых парусах» автор, устами Грея, призывает «творить чудо» для другого человека; «Новая душа будет у него и новая у тебя». В «Блистающем мире» аналогичный призыв: «Введите в свою жизнь тот мир, блёстки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой».

Писатель сосредоточен на борьбе в человеческой душе и с удивительным мастерством изображает тончайшие психологические нюансы. Объём знаний Грина в этой области, точность изображения сложнейших психических процессов, подчас превосходящих уровень представлений и возможности его времени, вызывают сегодня удивление специалистов.
      Сам Грин говорил, что, «бывает, часы проводит над фразой, добиваясь наивысшей полноты ее выражения, блеска». Он был близок к символистам, которые пытались расширить возможности прозы, дать ей больше измерений — отсюда частое употребление метафор, парадоксальные сочетания слов и т. д.

Александр Грин занимает в русской и мировой литературе совершенно особое место. У него не было ни предшественников, ни прямых продолжателей. Критики пытались сравнивать его с близкими по стилю Эдгаром По, Эрнстом Гофманом, Робертом Стивенсоном, Бретом Гартом и другими — но каждый раз выяснялось, что сходство, это поверхностно и ограниченно. 

«Он вроде бы и классик советской литературы, а вместе с тем не совсем: он в одиночестве, вне обоймы, вне ряда, вне литературной преемственности».

               Даже жанр его произведений определить трудно. Иногда книги Грина относят к фантастике (или фэнтези), но сам он против этого протестовал. Юрий Олеша вспоминал, что как-то выразил Грину своё восхищение замечательной фантастической идеей летающего человека («Блистающий мир»), но Грин даже обиделся: «Это символический роман, а не фантастический! Это вовсе не человек летает, это парение духа!» 

          Литературная судьба Грина сложилась крайне своеобычно. Имя его никогда не пользовалось расположением критики.  «Нехотя, против воли, признают меня российские журналы и критики; чужд я им, странен и непривычен»- писал А. Грин.  «Гриноведение» 30-х годов резко изменило свою окраску, став более спокойным, объективным, непредвзятым. Именно в это десятилетие появились статьи о Грине К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского, Ц. Вольпе, Мих. Левидова и других критиков.

Годы Великой Отечественной войны неожиданно восстановили искусство Грина в гражданских правах. «Оборонными» назвал тогда его произведения К. Паустовский   На сцене Большого театра с успехом шел балет «Алые паруса», и Д. Шостакович писал о нем: «Театр в наше трудное военное время сумел создать еще одно произведение… близкое нам по своей возвышенной, благородной, гуманистической идее»

Появившись вновь на книжных прилавках в 1956 году, произведения Грина не просто вернулись к ожидавшему их читателю, но прозвучали особенно сильно в обстановке общественного подъема, переживаемого страной.

          Последним неоконченным произведением писателя был роман «Недотрога» — роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле.

«До конца дней моих,- писал Грин,- я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения». Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму. 
      

Произведения Александра Грина бессмертны. Они любимы всеми, ибо заставляют нас мечтать о прекрасном, учат мужеству и радости жизни.

Интересные факты из жизни Александра Грина:

Настоящая фамилия Александра Грина — Гриневский.

Читать юный Александр научился уже в 6 лет, начав с произведений Джонатана Свифта о Гулливере. Любовь к литературе о приключениях и морских путешествиях в неизведанные земли осталась с ним навсегда.

Александр Грин был трудным подростком, и за проблемы с поведением его даже грозили отчислить из училища. В итоге так и случилось, а поводом послужило написанное им оскорбительное стихотворение, направленное против его учителей.

В детстве Александр Грин пытался сбежать из дома, чтобы наняться матросом на какой-нибудь корабль и уплыть в далёкие края.

Свои произведения Александр Грин подписывал самыми разными псевдонимами — Мальгинов, Степанов, Эльза Моравская и другими.

Любовь к морю нашла своё отражение в его душе в том, что он сделал себе на груди татуировку в виде парусного судна.

В течение жизни Александр Грин успел опробовать много разных профессий, побывав и золотодобытчиком, и лесорубом, и рабочим на железной дороге, и рыбаком.

В течение жизни Александра Грина из-под его пера вышло около 400 произведений.

Интересные цитаты из произведений писателя:

Алые паруса:

«В течение дня человек внимает такому множеству мыслей, впечатлений, речей и слов, что все это составило бы не одну толстую книгу».

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».

«Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем».

Бегущая по волнам:

«Я знаю, у всех мечты… Иначе нельзя».

«Мы любим сказки, но не верим в них».

«Я читал две книги — одна была в душе, другая в руках».

«Чудеса делаются своими руками».

Блистающий мир:

«Очаровательная свежесть старых книг подобна вину».

«Творить – это, ведь, – разделять, вводя свое в массу чужой души».

Дорога никуда:

«Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны».

«Чем больше делаешь для человека, тем ближе он делается тебе»

В завершение нашего мероприятия предлагаем Вам ознакомиться с передачей из серии «Гении и Злодеи», посвященную творчеству и жизни Александра Грина: