Литературный час «С пером в руке, с любовью в сердце» к 100-летию Ю. М. Нагибина

3 апреля – исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Марковича Нагибина (1920-1994).

Юрий Маркович Нагибин – советский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Родился 3 апреля 1920 года  в Москве, в семье служащего. В 8 лет, после развода родителей, остался с матерью. Основой литературного образования обязан своему отчиму, писателю. После окончания школы Юрий поступает в медицинский институт, но остается в вузе только до конца первой сессии. В это время во ВГИКе открывается прием на сценарный факультет, куда поступает Нагибин.         Учеба давалась ему легко. В 1940 был напечатан его первый рассказ. Окончить ВГИК ему так и не удалось — началась война. Ушел на фронт. Знание немецкого языка решило его судьбу — он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в военные рассказы Нагибина.         В ноябре 1942 он был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете «Труд». Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. В 1943 выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта». Нагибина приняли в Союз писателей. Его корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники «Большое сердце», «Две силы» и др. После окончания войны Юрий Нагибин занимался журналистикой, но не оставлял и  работы над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были очень популярны. Середина 1950-х была очень плодотворной: один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Ранней весной».         Однажды по приглашению своего друга Нагибин поехал в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема вошла в его жизнь и творчество. Написаны сборники рассказов: «Погоня. Мещерские были» (1963), «Зеленая птица с красной головой» (1966). В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о великих людях  (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.). Много сил Нагибин отдал кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова. Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя — «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща».

Краеведческий библиотечно-информационный центр им. М. А. Шолохова приглашает Вас ознакомиться с некоторыми произведениями писателя:

Интересные факты из жизни писателя:

Отца Нагибина расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии, когда Юрий еще не появился на свет. Он успел «завещать» беременную жену Ксению Алексеевну другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы Юрий узнал, кто его настоящий отец. 

У него было 6 жен, одна из которых — Белла Ахмадулина. В романе «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» Нагибин подробно описал основные моменты его брака с первой женой Марией Асмус и попутно признался в любви к своей последней жене Алле.

У Юрия Марковича не было детей.


 Среди устойчивых тем Нагибина, по разному варьировавшихся на протяжении всего его творческого пути, – яркая и разнообразная любовь, а также драматизм несостоявшегося или упущенного счастья.

Интересные цитаты из произведений писателя:

Талант находит кратчайший путь от переживания и мысли к словам. Но вся дивная работа таланта обесценивается, если нет настоящих слов, если писатель лишен языка. «Ты будешь жить»

Люди, стоящие над толпой, исполнены безмерного себялюбия, чувства собственного превосходства и презрения ко всем, кто ниже их. Именно в силу этого они любят играть в чужие игры: смирение, всепрощение, милосердие, теша собственного беса. «Безлюбый»

Нельзя без конца играть в доверие и прощание. Надо уметь когда-то стукнуть кулаком. «Срочно требуются седые человеческие волосы»    

     Нет ничего более ненужного на свете, чем любовь женщины, которую ты не любишь. «Дневник»    

     Надо оставлять какой-то след в душах тех, с кем тебя сводит жизнь. «Московская книга»  

       Сон — счастливый художник, ему не нужно заботиться о цельности сюжетной ткани, о правдоподобии, достоверности, мотивировках, он владеет тайной, заставляющей безотчетно верить ему, прощать нескладицу и даже явную нелепость. «Мой первый друг, мой друг бесценный»      

   Надо в ком-то отражаться, лишь тогда что-то увидишь в себе. «Ненаписанный рассказ Сомерсета Моэма»        

У природы нет общего языка, как нет его у людей. «Рассказ синего лягушонка»        

Если твое вещество вошло в вещество того, кто будет жить после тебя, значит, ты не умрешь весь. «Мой первый друг, мой друг бесценный»

Все же я до сих пор не разобрался, что такое понимание искусства. Если ты ошеломлен стихами, картиной, скульптурой, зданием, симфонией и будто сама кровь сменилась в тебе, — так ли уж важно то умение разобраться в грянувшем чуде, каким гордятся знатоки? Вроде бы важно, ты можешь углубить, упрочить, расширить чувство, разбуженное произведением искусства. Но в пору, когда я не мог расшифровать каждую строчку Пастернака, когда во многом темен был для меня воронежский цикл Мандельштама, их стихи так же потрясали мою душу, как и сейчас, когда все это перестало быть тайнописью. «Поэзия»