Литературное досье «Галактика Рэя Бредбери»

22 августа исполняется 100 лет со дня рождения Рэя Дугласа Брэдбери.

Краеведческий БИЦ им. М. А. Шолохова подготовил литературное досье «Галактика Рэя Бредбери» в котором мы предлагаем Вам вспомнить жизнь и творчество этого великого писателя из блистательной плеяды фантастов, писателей великолепной фантастики, равной которой в новом 21 веке пока не создано.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года. Уже в детстве он упоенно читал тогдашние фантастические издания, а вскоре и сам попробовал писать фантастические рассказы. Школу Брэдбери окончил, а на колледж у него не было денег. Сам писатель говорил, что он «окончил библиотеку», которую посещал три раза в неделю на протяжении 10 лет.

Первую известность ему принесли «Марсианские хроники». Рассказы на марсианскую тему Брэдбери начал писать в 1946 году, но издать сборник как-то не получалось. Друг Брэдбери, кинорежиссер Норман Корвин, посоветовал ему ехать в Нью-Йорк. Но и там не повезло. Один опытный редактор посоветовал писателю объединить все написанные им «марсианские» рассказы в роман. Совет оказался дельным, и через год, в 1950 году, «Марсианские хроники» увидели свет.

Книга имела успех. Ее идеи оказались близки многим. Перенося своих читателей в завтра, Брэдбери писал в своих хрониках о проблемах, которые тогда уже во весь рост встали перед человечеством: об экологической катастрофе и угрозе ядерной войны, о технизации общества, обгоняющей моральный уровень развития человечества, о несовершенстве общественной жизни. Все это порождает стремление людей бежать куда бы то ни было, даже на Марс. И вот уже Земля оставлена, одна за другой взлетают ракеты, первые поселенцы вступают на новую планету, чтобы начать все заново. Они обрели новый мир. Реализованы грезы о покорении космоса с целью устроить землю обетованную хотя бы там. Но сами-то люди ничуть не изменились – и вскоре их новый мир уже ничем не отличается от старого. «Марсианские хроники» Брэдбери считал своим лучшим романом. Он посвятил его своей жене Маргарет, с которой они встретились в книжном магазине и прожили вместе всю жизнь.

Всемирную же славу принесла Брэдбери следующая книга, изданная в 1953 году — «451 по Фаренгейту». Это роман о далеком будущем. Там бурно развивается техника, а люди разучились думать: телевизионные шоу идут в гостиных на всех четырех стенах, а когда люди устают от телепрограмм, они развлекаются шумно, бурно и бессмысленно. Никто не ищет знаний, никто не читает книг. Где-то идет война, над домами с ревом проносятся бомбардировщики – но и это никому не интересно. Книги никто больше не печатает, а чудом сохранившиеся жгут пожарные. По улицам рыщет механический пес со смертельным жалом, выслеживая инакомыслящих – тех, кто не разучился думать, кто хранит книги, понимая, что это – память человечества. И пока жива эта память, есть надежда будущей иной цивилизации, где будет соблюдено равновесие человека и природы и не утрачено чувство прекрасного. С момента выхода этой книги прошло почти 70 лет, но она не утратила своей актуальности. Каждое новое поколение с неослабевающим интересом ее читает и перечитывает. Похоже, проблемы, затронутые писателем, вовсе не остались в прошлом. Но ведь книгу читают – значит, есть и надежда.

Еще одна из самых знаменитых книг Рэя Брэдбери – «Вино из одуванчиков». Она считается отчасти автобиографичной. В героях книги много от самого Брэдбери и его детских впечатлений. Сюжет повествует о летних приключениях братьев Тома и Дугласа, живущих в маленьком городке в 1928 году. Это светлая и добрая книга о детстве, лете и каникулах, о теннисных туфлях, легких, как пух, о золотых головках одуванчиков, которые закупоривают в бутылки, чтобы зимой вспоминать о летнем счастье.

Долгое время Брэдбери не получал серьезных наград как писатель — фантаст. Видимо, судьи никак не могли решить, как квалифицировать его произведения: вроде фантастика, а вроде и нет. С другой стороны, серьезные литераторы его тоже не особенно жаловали – слишком фантастичен он в своих сюжетах. Но Брэдбери не огорчался, заняв самую мудрую позицию – время рассудит. И оно рассудило. Сейчас Рэя Брэдбери относят к самым значительным писателям 20 века. Но и следует признать, что в конце столетия братья-фантасты признали Брэдбери и одарили его всевозможными титулами.

Всего Брэдбери написал 16 повестей и романов, 21 пьесу, 28 киносценариев – он много работал для кино, — и около 400 рассказов. Писатель прожил долгую жизнь — 91 год, и скончался 5 июня 2012 года. В 79 лет он перенес инсульт и все последние годы был прикован к инвалидному креслу, однако каждый день начинал с работы над очередной рукописью, веря в то, что еще одно новое произведение продлит ему жизнь.

Именем Брэдбери названы астероид и кратер на Марсе. В 2019 году, в день рождения писателя, в его родном городе был открыт памятник. Скульптура называется «Фантастический путешественник», имеет три с половиной метра в высоту и выполнена из нержавеющей стали. Она изображает Брэдбери с книгой в руке, оседлавшего ракету.

Мало кто знает, но Бредбери дал первое интервью для российского телевидения Дмитрию Диброву в рамках своего необычного телепроекта «проСвет». Встреча состоялась 4 октября 2005 года в Лос-Анджелесе дома у Рэя Брэдбери.

Интересные цитаты из книг Рэя Бредбери:

451 градус по Фаренгейту:

-У людей теперь нет времени друг для друга.

-Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу.

-У человека есть одно замечательное свойство: если приходится все начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий.

-Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.

-Знаете, в положении умирающего есть свои преимущества. Когда нечего терять — не боишься риска.

Вино из одуванчиков:

-Доброта и ум — свойства старости. В двадцать лет женщине куда интересней быть бессердечной и легкомысленной.

-Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели.
Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыхание мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета.

-… что для одного — ненужный хлам, для другого — недоступная роскошь.

-… большинство молодых людей до смерти пугаются, если видят, что у женщины в голове есть хоть какие-нибудь мысли.

Марсианские хроники:

-У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное. Если мы не открыли сосисочную в Египте среди развалин Карнакского храма, то лишь потому, что они лежат на отшибе и там не развернёшь коммерцию

Интересные факты о Рее Брэдбери:

Еще до окончания школы Брэдбери понял, что хочет стать писателем. Тогда он взял себе в привычку каждый день писать не менее тысячи слов.

По окончании школы в 1938 году у него не нашлось денег на поступление в колледж. В одном из интервью New York Times Брэдбери говорил, что не верит в колледжи и университеты и сам считает, что «окончил библиотеку», которую посещал 3 раза в неделю на протяжении 10 лет.

В библиотеке он много читал Достоевского, что оказало большое влияние на его творчество.

На школьный выпускной Брэдбери пришлось идти в заштопанном от пулевых отверстий костюме покойного дяди, которого застрелили в нем грабители.

 Жену Брэдбери впервые увидел в книжном магазине. Встреча с работающей там Маргарет Маклюр в 1946 году обернулась свадьбой через год. Это была любовь всей его жизни, а брак продлился вплоть до смерти супруги в 2003 году.

Маргарет много работала, чтобы ее муж имел возможность заниматься творчеством. При этом и сам писатель более 4 лет был разносчиком газет. У пары родилось четверо детей — девочки Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.

Роман «451 градус по Фаренгейту» был дважды экранизирован: в 1966 году режиссером Франсуа Трюффо и в 2018 году — Рамином Бахрани. Особенно удачным вышел последний фильм, который был представлен на Каннском фестивале и получил несколько наград.

Любили экранизировать Брэдбери советские и российские режиссеры, которые сняли ряд фильмов по мотивам повести «Вино из одуванчиков», а также рассказов «Будет ласковый дождь», «Вельд», «Здесь могут водиться тигры».

В завершение нашего знакомства с Реем Дугласом Бредбери, мы хотели бы продемонстрировать видеоролик «Памяти Великого Рея» в котором Рей Бредбери принимает участие в симпозиуме в Калтехе вместе с журналистом Уолтером Салливаном, учеными Артуром Кларком, Карлом Саганом, Брюсом Мюрреем где проявляется его добродушный нрав, чувство  юмора, и в котором он читает свое стихотворение «Если бы мы только были выше».