Кинолекторий «С книжных страниц на экран»

К дню Российского кино мы подготовили для Вас кинолекторий «С книжных страниц на экран», посвященный известным экранизациям произведений отечественной литературы.

Война и мир:

«Война и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа.

Cоздание фильма «Война и мир», заняло около 6 лет (1961—1967) – это одна из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука. Фильм завоевал  премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969), премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (1969), главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года.  

Для съёмок использовалось принципиально новое кинематографическое оборудование и материалы. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР.  

Одним из «спонсоров» картины стало Министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения в распоряжение съёмочной группы. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах.

Создатели картины отнеслись очень бережно к исходному тексту.

Расхождения практически отсутствуют и только вынужденно допущены некоторые купюры. Сценарий «Война и мир» у Бондарчука и его соавтора Василия Ивановича Соловьёва сложился быстро. Конечно, не обошлось без потерь. Так, пришлось отказаться от сюжетной линии Николая Ростова. Значительно были сокращены эпизоды с княжной Марьей. Лишь обозначена, проведена пунктиром линия поведения Анатоля Курагина. Осталось за кадром хождение в масоны Пьера Безухова. Не вошли в фильм и историко-философские рассуждения Толстого.

Фильм стал большим успехом советского кинематографа. Был закуплен для международного проката и получил хорошую прессу в мире. Съёмочная группа в 1965—1969 годах посетила с ним крупнейшие международные кинофестивали.

«На съемках фильма «Война и Мир»

Тихий Дон

«Тихий Дон» — советский трёхсерийный драматический художественный  фильм-эпопея, снятый в 1957—1958 годах режиссёром Сергеем Герасимовым по одноимённому роману Михаила Шолохова.

Премьера первой серии фильма Тихий Дон состоялась 26 октября 1957 года. Картина была представлена широкой зрительской аудитории в канун сорокалетия Октябрьской революции. Вторая серия вышла на экраны 1 ноября 1957 года, а третья серия – 30 апреля 1958 года.

Монументальный труд Шолохова, отмеченный в 1965 году Нобелевской премией, получил свое достойное воплощение на экране в виде кинотрилогии Сергея Герасимова.

Идея о создании киноверсии «Тихого Дона» родилась у Сергея Аполлинариевича Герасимова еще в 1939 году.

Но в то время из-за осложнения отношений между Шолоховым и Сталиным воплотить замысел в жизнь оказалось нереальным. Лишь после смерти вождя, в 1955 году Герасимов вновь предпринял попытки экранизировать роман Шолохова. При этом Сергей Аполлинариевич прекрасно понимал, какую грандиозную задачу ему предстоит решить:

«Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике».

Тщательно подбирался исполнительский ансамбль фильма. В итоге в съемках картины приняли участие великолепные советские актеры: Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, Борис Новиков, Михаил Глузский, Игорь Дмитриев, Николай Смирнов, Петр Чернов, Вадим Захарченко, Михаил Васильев, Александр Шатов и другие.

Особенно долгими были поиски исполнителя роли Григория Мелехова.

Сергей Герасимов вспоминал о том, как произошла его встреча с Петром Глебовым, сыгравшим главного героя:

«Мы проводили пробную съемку для артиста Игоря Дмитриева, который намечался на роль Евгения Листницкого. Войдя в павильон, я мельком оглядел полутемный блиндаж, где за столом сидели офицеры. Я обратил внимание на одного из них, еще совсем не сопоставляя его облик с обликом Григория Мелехова. Но очень сильные глаза заставили приглядеться к актеру повнимательнее. Я ждал, когда он заговорит. И, пожалуй, голос-то как раз и решил дело. Это был артист Петр Глебов, зашедший на студию мимоходом, с намерением сниматься в эпизоде».

Съемки «Тихого Дона» начались в августе 1956 года. Первыми были сняты интерьерные эпизоды, декорации для которых были сооружены в павильонах Киностудии имени Горького. После завершения павильонных съемок, в начале октября съемочная группа обосновалась неподалеку от города Каменска-Шахтинского, на хуторе Диченск. Снимать картину в этих местах Герасимову посоветовал Шолохов. Рядом с Диченском мастерами-декораторами был «построен» хутор Татарский — казачьи курени и широкий майдан с церковью, а немного поодаль — усадьба Листницких.

В Каменске-Шахтинском были возведены декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, а также станций Нарва и Разгон. В массовых сценах были задействованы местные казаки, а актеры почти все свободное от съемок время проводили среди станичников, общаясь с ними и перенимая их манеру говорить, жесты, походку.

В год выхода на экраны эпопея Тихий Дон стала абсолютным лидером отечественного проката, собрав в кинозалы почти 47 миллионов зрителей, и заняла 45 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Фильм заслуженно считается одним из шедевров отечественного кинематографа, чья художественная ценность, глубокий драматизм и мастерство воплощения замысла его создателей принесли ему мировую славу и неослабевающую любовь вот уже нескольких поколений зрителей.

На съемках фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон» 1957

А зори здесь тихие

 «…А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким. 1-я серия — «Во втором эшелоне»; 2-я серия — «Бой местного значения».

В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которая вызвала большой резонанс в читательской среде, став одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне.

Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны в Карелии.

Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват гитлеровцев, возможной целью которых является Кировская железная дорога. Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один Васков. Риты Осяниной.

В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в московском театре на Таганке. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.

Только актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров в главной роли картина стала настоящим дебютом на большом экране. Двадцатишестилетний Андрей Мартынов убедительно сыграл роль старшины Федота Васкова (которому, согласно тексту книги, было 32 года) и на экране выглядел намного солиднее своих лет.

В съёмках фильма принимали активное участие студенты Петрозаводского государственного университета.

Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно найти в незначительных деталях:

Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года — её посмотрело около 66 миллионов человек. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») она была признана самой популярной картиной о Великой Отечественной войне.

«А зори здесь тихие…» наряду с фильмом «Как закалялась сталь» — один из самых популярных советских фильмов в Китае. Фильм высоко ценил Дэн Сяопин. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий).

В 2015 году вышла новая версия фильма: «А зори здесь тихие». Несмотря на то, что картина не позиционирует себя как ремейк, сходств между обоими фильмами тем не менее больше, чем между книгой и каждым из них по отдельности.

«А зори здесь тихие» (1972) – фильм о фильме

Собачье сердце

kinopoisk.ru

Советский двухсерийный художественный телевизионный чёрно-белый фильм, снятый режиссёром Владимиром Бортко на киностудии «Ленфильм» в 1988 году.

Премьерный показ телефильма состоялся 20 ноября 1988 года в 18:45 по Первой программе ЦТ.

Повесть «Собачье сердце» была написана М. Булгаковым в 1925 году. Известность в Союзе получила в самиздате 1960-х годов. Первая советская публикация состоялась в 1987 году в журнале «Знамя», за год до выхода экранизации в прокат.

Чтобы передать колорит того времени, для имитации чёрно-белого изображения Владимир Бортко использовал фильтр для камеры под названием «сепия». Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.

Евгений Евстигнеев приезжал на съёмки по выходным, чтобы не оставлять надолго свою молодую супругу, актрису Ирину Цывину в Москве.

Съёмки проходили в Ленинграде, во внутренних проездах Апраксина двора, где сохранился колорит начала XX века. Некоторые сцены снимали во дворах-колодцах на Лиговском проспекте и Обводном канале. Сцена прогулки Зины с Шариком снималась в сквере рядом со Спасо-Преображенским собором. Кадры с трамваем сняты в Дегтярном переулке, 7. Квартиру профессора Преображенского снимали на Моховой, дом 27.

Автором текстов песен выступил бард Юлий Ким. Он написал песню «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/7/7e/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg/250px-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg

«Собачье сердце. Тайны нашего кино»

Золотой теленок

Советский двухсерийный чёрно-белый художественный фильм, первая экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Режиссёр Михаил Швейцер задумал экранизацию одноименного романа Ильфа и Петрова ещё в 1962 году, но пять лет не мог добиться разрешения на съёмки. От режиссёра, который экранизировал Валентина Катаева и Льва Толстого, не ожидали стремления снять комедию. Но сам Швейцер говорил, что жизнь Остапа — трагедия растраченной жизни.

В 1967 году начались съёмки первого фильма про Остапа Бендера.

Режиссёр сразу хотел снимать в роли Бендера актёра Сергея Юрского, но Госкино требовало провести пробы. На роль великого комбинатора претендовали Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко и многие другие известные актёры. После проб худсовет одобрил кандидатуру Юрского.

На роль проходимца Паниковского пробовались Георгий Вицин и Ролан Быков, которого и утвердили по результатам проб. На просмотр снятых сцен режиссёр пригласил своего друга, актёра театра кукол Зиновия Гердта и попросил посоветовать, что можно привнести в этот образ. Гердт начал азартно фантазировать, предлагать разные варианты подачи характера, показывать героев в лицах, и Швейцер решил, что именно он и должен играть Паниковского.

В паре с Быковым-Паниковским на роль Шуры Балаганова пробовался Вячеслав Невинный, но режиссёр отдал роль Леониду Куравлёву.

Снимали фильм два года.

Помимо работы в павильонах, киногруппа ездила во Владимирскую область снимать автопробег, в Одессу — она стала Черноморском, и в пустыню Каракумы. Там случился забавный эпизод с Евгением Евстигнеевым, который играл миллионера Корейко. Снимали поездку на верблюдах, и актёр перестал отзываться на просьбы режиссёра — просто игнорировал все обращения к нему. Съёмку пришлось остановить, Швейцер подбежал к актёру и обнаружил, что тот просто уснул — его убаюкал плавный ход верблюда.

Готовый материал Госкино несколько раз возвращало на доработку и сокращения.

По требованию худсовета был переснят финал, чтобы «отчётливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром». Ради хронометража пришлось пожертвовать трехминутной «Вороньей слободкой». В этом эпизоде Васисуалия Лоханкина играл Анатолий Папанов, но в фильме зрители его так и не увидели. К счастью, вырезанный фрагмент уцелел и впервые был показан по телевидению в 1992 году на вечере памяти актёра. Кстати, когда вышел роман, то главу «Конец „Вороньей слободки“» сильно критиковали, считая, что она  напрасно удлиняет роман. Авторы были с критиками согласны, и после она печаталась с сокращениями.

В романе герои ездили на старом французском авто «Лорен-Дитрих» — по крайней мере так утверждал его хозяин Адам Козлевич, а специально для фильма инженер Лев Шугуров спроектировал совершенно другую машину. Она состояла из частей автомобилей УАЗ-452 и ГАЗ-А, но была сделана в соответствии с традициями автомобилестроения начала XX века.

Золотой теленок. Тайны нашего кино