Громкие шолоховские чтения «Судьба человека»

24 мая 2020 г. исполнилось 115 лет со дня рождения великого донского писателя М. А. Шолохова. Между тем, мероприятия по популяризации творчества продолжаются.

В этом году все мероприятия перешли в виртуальное пространство. Громкие чтения — это хороший способ привлечь внимание к произведению.

На этой странице давайте еще раз послушаем отрывки из рассказа «Судьба человека». А также познакомимся с историей создания этого произведения.

История создания

Впервые рассказ «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-57 годов. Михаил Александрович написал его очень быстро. Буквально за считаные дни. В то время как замысел рассказа возник у него около десяти лет назад.

Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М.Кокта в очерке «В станице Вешенской».

В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский. Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Отдыхая у степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика поблизости у речной переправы. Путник приняли Шолохова за «своего брата-шофера»и в непринужденной беседе рассказал о своей судьбе.

«Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», — повторял Шолохов.

Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел.

Около десяти лет спустя, Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча около речной переправы. Таким образом, давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. В результате, на восьмой день рассказ был закончен.

Отрывки из рассказа читают участники Межрегионального сетевого марафона «Читаем Шолохова»

Рассказ «Судьба человека» создан писателем спустя десять лет после победного завершения Великой Отечественной войны. Поэтому в это время на первый план выдвинулась не задача мобилизации духа солдат в схватке с врагом, а искреннее сострадание народной беде. Рядовой человек в рассказе Шолохова оказывается главной фигурой и героем времени и народной трагедии.

По своей форме произведение представляет рассказ в рассказе. Рассказ от первого лица придает рассказу характер исповеди. В образе Андрея Соколова сосредоточены лучшие черты характера русского человека.

Опубликование рассказа вызвало огромное количество критических и читательских откликов. Так, его огромную популярность отмечал писатель Ефим Пермитин:


«Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. …В дни трансляции рассказа по радио, – продолжает Пермитин, – мне случилось жить в станице Вешенской. Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозники, врачи, педагоги, ученые, советские и зарубежные писатели, такие как Николай Задорнов, Федор Кравченко, Борис Полевой, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, и многие, многие другие. С каждым днем поток писем все увеличивался. Ни автор, ни окружающие его люди не в состоянии были ответить и на сотую их часть. Все их не приведешь и не перескажешь.» 
(Ефим Пермитин, «Литературная газета», 1957, 21 марта, №35)

Это произведение иллюстрировали многие замечательные художники. Например, 19 иллюстраций к рассказу «Судьба человека» М.А. Шолохова известных художников Кукрыниксов – Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитовича Крылова, Николая Александровича Соколова хранятся в фондах музея-заповедника М.А. Шолохова.

Народные художники СССР решили иллюстрировать рассказ Шолохова потому, что

«в этом маленьком по размеру произведении увидели огромную, волнующую всех тему – силу советского человека. Силу, которую не смогла сломить даже война с её страшными последствиями: потерей семьи и дома, смерти товарищей, чудовищными страданиями в фашистских концлагерях».

Наиболее известны замечательные иллюстрации к «Судьбе человека» художника С.Трофимова

Уже вскоре после опубликования рассказа режиссёрами Борисом Крыжановским и Михаилом Терещенко была осуществлена его телепостановка «Страницы рассказа».

А в 1959 году вышел одноименный фильм Сергея Бондарчука. Желание экранизировать рассказ сразу же стало для Сергея Бондарчука больше чем мечтой — «целью жизни». Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача — и режиссёрская, и актёрская.

В рассказе перед нами , прежде всего, проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха» и сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Но война поломала жизнь этого человека и оторвала его от дома, от семьи. 

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами».

Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

Таким образом, своим рассказом Шолохов хотел призвать нас к мужеству, к умению преодолевать трагедию в самой трагедии. Рука помощи маленькому мальчику становится образом веры в новое светлое будущее.

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?”

В заключение вспомним слова из нобелевской лекции Михаила Шолохова:

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.