Час православия «По святым местам»

Ни в одной стране мира нет такого количества христианских ценностей, как в России.  Святые места России — это заметная страница в перечне знаменитых храмов России. Есть здесь и чудотворные иконы, и исцеляющие мощи, и целебная вода святых источников. Чтобы прикоснуться к этим святыням, люди съезжаются из других областей, и даже стран. Сегодня  мы расскажем о нескольких известных святых местах России, а также нашего донского края.

Оптина пустынь

Одним из древнейших монастырей России является Мужской монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь, которая расположена в 3 км от города Козельска. Это один из самых почитаемых монастырей в православной России. Монастырь был основан, в XV веке, но точная дата неизвестна. Есть предположение, что он был основан князем Владимиром Храбрым. По другой версии ее основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые носили название Оптиных.

Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах.  Сейчас в монастыре живут более 100 насельников.

На монастырском кладбище покоятся останки иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 году.

Валаам

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира. Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них — Валаама.

Согласно монастырскому преданию, еще во времена крещения Руси на эти северные земли пришли первые иноки — преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы. Их трудами и молитвами было положено начало обители расцвет которой пришелся на XV-XVI века.

Особое внимание уделяет братия сохранению уставного монашеского богослужения. Усердием братского хора возрождается и широко популяризуется знаменный валаамский распев.

Спас на крови

Храм на крови в Екатеринбурге, построен в рекордно короткие сроки на том месте где была расстрелян Николай 2 и его семья.

23 сентября 1992 года на строительстве храма был заложен первый камень. Однако практически сразу строительство прекратилось. Причиной заморозки явилось тяжёлое экономическое положение страны. Лишь в 2000 году, на месте расстрела началось непосредственное строительство храма.

В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел.

В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс, посвящённый последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи.

Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23.30 до 04.00 в храме проводится многочасовая и всенощная литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме.

Давайте совершим небольшое путешествие по этим святым местам и послушаем валаамский распев

Колокола

Откуда взялось выражение «малиновый звон»? Выражение «малиновый звон», которым обозначают мелодичное пение колоколов, не имеет отношения ни к птице малиновке, ни к ягоде малине, а происходит от названия бельгийского города Мехелен (или Малин во французской транскрипции). Именно этот город считается европейским центром колокольного литья и музыки.

Большая колокольня Троице-Сергиевой лавры

Пятиярусная лаврская колокольня, построенная в 1768 году. Высота колокольни – 88 метров. До революции на колокольне размещалось уникальное собрание колоколов. В 1930 году 25 из них были разбиты, в том числе и самый большой на Руси – «Царь-колокол», весом 64 тонны. Вес отлитого для лавры в 2003 году нового «Царь-колокола» составляет 72 тонны.

Послушайте — как звонят колокола!

Библиотекарь рекомендует

Донские храмы и церкви — это величайшие памятники архитектуры и искусства, хранящие в себе историю Русской православной церкви на ростовской земле. Старинные иконы, колокольни, сами стены этих святынь произведут неизгладимое впечатление на любого, кто ценит прекрасное. Прочитать о донских святынях Вы можете в этих книгах:

Свято-донской старочеркасский мужской монастырь. – Ростов-на-Дону, ст. Старочеркасская, 2003

Книга подготовлена братией Свято-Донского   Старочеркасского  мужского монастыря . В нее вошел большой исторический очерк о Ефремовском женском монастыре, который был основан в станице Старочеркасской в 1837г. и духовным восприемником котоорого является Свято-Донской   Старочеркасский мужской монастырь, открытый в 1994 году, а также очерк о станице Старочеркасской и роде атаманов Ефремовых, устроителях и владельцах большого станичного подворья, которое ныне известно как «атаманское подворье».  В книгу также вошли статьи о современном обустройстве монастыря и очерк о первом наместнике Свято-Донского мужского монастыря архимандрите Модесте (Потапове). В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Икона была торжественно перенесена в посвященный ей храм. С этой святыней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.


Под омофором Пресвятой    Владычицы. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. – Ростов-на-Дону: изд-воРостовской-на-Дону епархии, 2010.

Книга издана к 150 летию Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Храм величественно и мирно возвышается над суетой современного города. Был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. История Ростовского кафедрального собора удивительна и неразрывно связана с историей города.


Кирсанов Е.И.  История и возрождение войскового   соборного  храма в Новочеркасске. – Ростов-на-Дону, 2001.

Евгений Кирсанов, один из самых известных новочеркасцев, родился в 1941 году, умер в 2009. Он всю свою жизнь посвятил истории родного края, стал автором ряда книг, таких как двухтомник «Слава и трагедия Новочеркасска», «Атаманский храм», «История и возрождение войскового соборного храма в Новочеркасске», «Огнеборцы Новочеркасска», «Новочеркасск – столица мирового казачества». Евгений Иванович является почетным гражданином казачьей столицы.
 18 мая 1805 г. в церковный праздник Вознесение Господне был заложен не только г. Новочеркасск, но и освящена первая деревянная часовня-храм, с которой начинается история Вознесенского собора и духовная жизнь в новой столице Донского казачества. Автор на основе архивных документов, публикаций и воспоминаний и фотоматериалов, разворачивает славное и одновременно трагическое полотно судьбы войскового Вознесенского кафедрального собора, освященного и открытого 6 (19) мая 1905 года.

Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону . Утраченные и существующие/  Е.И. Малаховский. – Ростов-на-Дону, 2006.

В книге собрана и систематизирована обширная информация о культовых сооружениях города разных религиозных конфессий (православной, григорианской, католической, протестанской, мусульманской, иудейской).

После двух вступительных глав авторы знакомят читателей с многочисленными ростовскими храмами ― от первой легендарной часовни Андрея Первозванного (конец XVII в.) до самого большого собора начала XX в. во имя Святого благоверного князя Александра Невского, а также с современными строящимися храмами. Несомненный интерес вызовут приложения. Первое, наиболее обширное, объясняет название икон, праздников и имён святых, в честь которых освящались православные ростовские храмы и их приделы. Другие приложение включают сведения об армянской церкви, о еврейской синагоге, о мечетях.

Лазарев А.Г., Кириллов А.А., Сокольский Э.А. Православное​ зодчество Донского края . — 2016

В настоящий сборник, являющийся подлинной хрестоматией по православному зодчеству Донского края, вошли три работы: 1. Обзорный труд А.С. Акашевой, Е.О. Кудиновой и А.Г. Лазарева «Зодчество донских казаков XIV-XIX века и его истоки» — книга о православных храмах, донских станицах и хуторах, о народном жилище — казачьем курене и о казаках, создававших культурное достояние Тихого Дона; 2. Созданный Эмилем Сокольским цикл очерков истории некоторых православных храмов Области Войска Донского «Церковная старина»; 3. Написанный в XIX веке фрагмент труда А. Кириллова «Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века», охватывающий период от учреждения самостоятельной Донской епархии до начала XX века.
Книга, богато иллюстрированна и включает большой объём тщательно проанализированных фактов.

Храмы станицы Гниловской

Краеведческий БИЦ им. М.А. Шолохова занимается изучением истории станицы Гниловской, в том числе и храмами, которые были построены одними из первых на ростовской земле. Посмотрите презентацию о храмах станицы Гниловской.

А знаете ли Вы?

что Церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Сложите пазл и посмотрите как выглядит этот храм:

preview20pieceЦерковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьков