Арт-эскиз «Визитные карточки А. Скнарина»

10 июля — юбилей А.Скнарина, автора «Тачанки» на южном въезде в донскую столицу, «Ростовчанки» на набережной, Пушкинских шары на Пушкинском бульваре… Часто их называют «визитной карточкой» не только их автора, скульптора Анатолия Скнарина, но и Ростова-на-Дону.

Вклад Заслуженного художника России, скульптора А.А. Скнарина в создание визуального образа современного Ростова-на-Дону трудно переоценить. Его памятники «Тачанка», «Преемственность поколений»; «Ростовчанка», «Не вернувшимся с войны казакам», стали по-настоящему знаковыми для нашего города. А без памятников А.П. Чехову, Петру и Февронье, А.М. Байкову, В.С. Высоцкому, А.П. Бересту, без бюстов А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, без уникальных шаров-светильников на ул. Пушкинской уже невозможно представить себе облик наших проспектов и парков.

СКНАРИН Анатолий Андреевич родился в 1940 году в Ростове-на-Дону. Детство и школьные годы прошли в поселке Веселом. С ранних лет любил рисовать, а особенно лепить из глины.

В 1957 году поступил в Ростовское художественное училище имени Грекова, на скульптурное отделение, но, не закончив его, поступил в Московский художественный институт имени Сурикова. Окончил его в мастерской Н.В.Томского, знаменитого русского скульптора, бывшего тогда президентом Академии художеств СССР.

Сразу после окончания института был принят в Союз художников СССР (России). С 1994 по 1996 годы являлся председателем правления Ростовской организации Союза художников России и секретарем правления Союза художников России.

В 2000 году А. Скнарин организовал и возглавил Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России».

Вернувшись в Ростов, Скнарин много работал как над современными темами, так и над историческими.

Им созданы памятники и памятные знаки в городах и станицах Ростовской области и за её пределами. Наиболее значительные  из них: «Вдовы» (1993) в станице Романовской; «Прорыв» (1994) памятник воинам-освободителям от немецких оккупантов в городе Шахты;  «Реквием» (1996) в Зерноградском районе.

Значительным вкладом в укрепление и расширение культурных связей между городами-побратимами Ростовом-на-Дону и немецким городом Гера явилось создание памятника А. С. Пушкину в этом городе в 1989 году.

А. А. Скнарин участвовал во многих областных и зональных выставках, а так же в пяти республиканских и трех всесоюзных. Его работа «Геолог» награждена дипломом Совета министров России, композиция «Шолохов М. А.» дипломом Министерства культуры и Правления Союза художников.

Он участник зарубежных выставок:  в городе Плевен (Болгария), в городе Каяни (Финляндия), в городе Дортмунд  (Германия).

В 1999 году, в день празднования 250-летия нашего города, на улице Суворова был открыт памятник А. В. Суворову, а в 2001 году на набережной установлен бюст адмиралу Ф. Ф. Ушакову. В 2002 году установлены бюсты М. И. Платову на территории казачьего кадетского корпуса имени атамана Платова в городе Белая Калитва и в Старочеркасске, а также конный памятник М. И Платову в Новочеркасске.

Анатолий Скнарин об истории создания своих работ:

Монумент, посвящённый стачке 1902 года


— Памятник стачке с крупными бетонными цифрами «1902 год» там уже был, его можно увидеть и сегодня. Но жившие ещё тогда участники знаменитой ростовской стачки попросили первого секретаря обкома КПСС И.А. Бондаренко возвести нечто более монументальное, отражающее всю важность тех революционных событий. А мне как раз тогда заказали памятник аналогичной тематики для парка Собино. И когда я этот памятник сделал, его высоким партийным начальством решено было установить на пл. Стачки, над уже существующим монументом.

«Тачанка»


— Меня пригласил к себе И.А. Бондаренко и предложил сделать именно тачанку. Но я сомневался, так как знал, что в Каховке уже установлен памятник тачанке, авторы которого, питерские скульпторы, даже получили за него Ленинскую премию СССР. Поэтому я предложил для рассмотрения уже готовый макет монумента «Атака», где всадники-красноармейцы всё сметают на своём пути. Однако Иван Афанасьевич вместе с легендарным кавалеристом, командующим СКВО Иссой Александровичем Плиевым, после долгих совещаний отвергли моё предложение, настояв именно на тачанке. Поначалу я растерялся, никак не находя оригинального творческого решения, но потом вдохновился строчкой из песни: «И с налёта, с поворота…» Вот то, что мне необходимо! Тачанка должна вылетать из поворота, она чуть наклонена! Решение найдено! «А ездовой должен быть… таким блатным парнем!» — подсказал мне мой друг, тогдашний директор ростовского цирка Рубен Тараев. И я сделал ездового камертоном всей композиции – он один удерживает «лавину», которая неудержимо рвётся вперёд! Он смелый и бесшабашный!

 Шары-светильники на  Пушкинской улице.

— Властями города было решено кардинально облагородить Пушкинскую, ради чего привлекли ведущих архитекторов и художников Ростова. Архитектор В.Н. Клеймёнов вначале предложил мне выполнить высокие столбы с перекладинами и спускающимися вниз светильниками. Я возразил, что никто, задрав голову, не будет рассматривать художественно выполненные светильники, и сразу предложил поставить их на землю. Немного повоевали, но остановились на моём решении. Я отчасти использовал прижизненные иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, сделал для каждого шара свои узоры, оригинальный орнамент. Тема картинок-вставок (по шесть на каждом) первого шара – жизнь А.С. Пушкина, второго – поэма «Евгений Онегин», третьего – сказки А.С. Пушкина.

«Не вернувшимся с войны казакам»

— Я его  делал для Старочеркасска, но у местных властей не нашлось денег, чтобы его оплатить. Вот и верь договорённостям. Памятник, спустя шесть лет, увидел министр культуры РО (в тот момент) А.А. Резванов, который показал его мэру Ростова С.И. Горбаню. И ему монумент очень понравился. Мэр договорился со спонсорами в лице А.М. Узденова… Словом, вместо предусмотренного ранее на этом месте какого-то торгового ларька теперь стоит скульптурная композиция, которая, кстати, претерпела изменения по сравнению с первоначальным вариантом. Заказчики порекомендовали мне добавить к одинокой казачке мальчика, прижавшегося к ней сына. Я сделал это, и композиция, надо сказать, заиграла новыми смысловыми красками.

Краевед Георгий Багдыков об Анатолии Скнарине и его работах:

Одна из самых ярких и удачных работ Анатолия Скнарина – это, безусловно, композиция в честь великого барда Владимира Высоцкого. Мемориал, бесспорно, стал еще одним украшением улицы Пушкинской и нашего города!

Считаю, что особо удачен памятник Алексею Прокофьевичу Бересту. Берест – легендарный советский офицер, который вместе с Егоровым и Кантария водрузил Знамя Победы над рейхстагом. Именно Берест принимал капитуляцию гарнизона берлинского рейхстага. Многие краеведы, в том числе и автор этих строк, на страницах «Вечернего Ростова» неоднократно писали о том, что в Ростове непременно должен памятник народному герою Бересту. И вот, наконец, в 2015 году возле Ростовского института защиты предпринимателя этот памятник появился.

Тема Великой Отечественной войны – это особая тема в творчестве Анатолия Андреевича Скнарина. Недавно он завершил работу над памятником Матери. Этот памятник посвящен матерям, не дождавшихся своих сыновей с фронта.

Анатолий Андреевич всегда откликается на человеческую боль. 19 марта 2017 года в Ростове в сквере рядом с аэропортом на проспекте Шолохова установили мемориал «Прерванный полет», автором которого является Скнарин. Этот мемориал установлен в память о погибших при крушении самолет авиакомпании Fly Dubai. Трагедия произошла 19 марта 2016 года и унесла жизни 62 человек. Памятник выполнен в виде упавшей птицы, которая символизирует души погибших.

Анатолий Скнарин:

 Я считаю себя счастливым человеком, поскольку состоялся как скульптор. Ведь далеко не каждому довелось установить такое количество фигур в Ростове и многих других городах и реставрировать скульптуры, созданные руками мировых мэтров. Но были в моей жизни периоды, когда я являлся абсолютно счастливым. Это годы моей учебы в Московском Суриковском институте. И годы, когда были живы мои родители.

Анатолий Скнарин:

 Я считаю себя счастливым человеком, поскольку состоялся как скульптор. Ведь далеко не каждому довелось установить такое количество фигур в Ростове и многих других городах и реставрировать скульптуры, созданные руками мировых мэтров. Но были в моей жизни периоды, когда я являлся абсолютно счастливым. Это годы моей учебы в Московском Суриковском институте. И годы, когда были живы мои родители.

Произведения Скнарина прославляют Отечество, наш край, людей, жизнь которых связана с историей Ростова, памятники учат гордиться историей России. Работы А. Скнарина являются достопримечательностью нашего края и включены в экскурсионные маршруты. Посмотрите работы А.Скнарина в презентации: