Уголок казачьего быта

Уголок казачьего быта создан в библиотеке в 2006 году. Экспонаты собраны читателями библиотеки – коренными жителями ст. Гниловской, членами клуба «Казачка», сотрудниками библиотеки. Фонд насчитывает более 50 экспонатов. Уголок казачьего быта расположен в краеведческом секторе КБИЦ им. Шолохова.

Здесь собраны подлинная утварь, обстановка, все как в старинном курене. Музейный уголок делится на несколько секций. Есть стилизованная горница с иконой в красном углу, вышитыми рушниками и салфетками. Есть широкая деревянная лавочка с кухонной утварью.  Самовар, узорные вышивки, скатерти, глиняная и деревянная посуда, прялка, древние чугунные утюги и старинные фотографии переносят нас в мир нашего недавнего прошлого. Мы словно оказываемся в казачьей горнице прошлых лет.

На этой странице мы познакомим вас с Уголком казачьего быта, с отдельными экспонатами. А также с историей предметов быта и казачьими традициями.

Уголок казачьего быта

https://youtu.be/40GVKCcdPnU

Первый экспонат — плетень

Все подворье казаков огорожено было заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). «Каждый казак — государь в своем дворе», — так говорит пословица, даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения. Курень и двор у казака всегда был в порядке. Очень часто казаки сами плели эти заборы из лозы, которую заготавливали ранней весной. 

Плетение из лозы — это традиционный русский промысел, который издавна культивируется на Дону. Из прутьев, веток лозы, рогоза и даже кукурузы донские умельцы легко изготавливают великое множество полезных и красивых вещей — от грибных лукошек до ажурных изгородей, детских колыбелей, клеток птиц, нехитрой мебели.

Красный угол  (Святой угол, Божница)

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной. Поэтому главным в горнице был Святой угол или Красный угол или «божница», где располагались иконы.

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки. 

Икона Божьей Матери  в нашем казачьем  уголке это дар библиотеке Свято-Троицкого храма.

Непременным спутником в дороге всегда была икона-складень. Это миниатюрный переносной иконостас, состоящий из нескольких складывающихся частей. Наиболее распространенными были тельные, наперстные и ставные складни – «путные» иконы, которые брали с собой в путешествие, военный поход, на промысел или в деловую поездку.

Под иконами фуражка — значит, хозяин дома погиб и семья «под Божьей защитой».

Керосиновая лампа

Первая керосиновая лампа  в 1853 году  –   это  было сенсационное событие. Простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал весь мир и вытеснил свечи и масляные светильники. Фарфоровая или стеклянная керосиновая лампа освещала дома богачей, а железная – дома бедняков – до появления электрического освещения. В домах казаков станицы электричество начало появляться только в двадцатые годы XX века, но еще и в середине века наши бабушки выполняли школьные задания при свете керосиновой лампы.

Зеркало

 Зеркала в интерьерах богатых казачьих домов появляются в 19 веке. Зеркала в то время были в домах только зажиточных казаков. Обратите внимание на это зеркало 19 века, на резьбу по дереву, какая изящная рама украшает это зеркало.

В начале 20 века они повсеместно распространены и среди рядовых казаков. Обычно их вешали между простенками, под которыми помещались небольшие столики.

«А что касается зеркал…»

Существуют поверья и мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, привидения. Возможно это связанно с тем что в древности люди верили что зеркала не только отражают внешний вид человека, но и его душу, а так же могут ее хранить в себе. Таким образом, лишенные по легендам души, вампиры, не могли отражаться в зеркалах.

Количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях — болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало — к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. В России первый зеркальный завод завели в Киеве по указу Петра I. В первой половине XIX века зеркало уже является неотъемлемым предметом интерьера богатых домов. Дело в том, что в то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама (только в середине XIX в. ртутную амальгаму заменила серебряная); производство зеркал было не только вредным, но и весьма трудоемким и длительным. Все это существенно влияло на стоимость зеркал.

Но в XIX веке происходит некоторое стирание очень резкого отличия и зеркало повсеместно появляется в жилых комнатах и т.д.

На Руси зеркала наделялись магическими свойствами: ни одно святочное гадание не обходилось без ровной зеркальной глади, повторяющей трепет огонька свечи. Молодые девушки старались увидеть в отражении своего суженого.

Прялка

Веретено, прялка, были в каждом доме и являлись орудием женского труда.

Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалась на масленицу. Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость, обучали ремеслу малолетних девочек. Девочки приучались к работе с раннего детства, ребёнок на примере видел, что жизнь его родителей — это постоянный труд. В летний период работа на поле, в зимний — ремесло. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретёнами, пряли, вышивали, готовили себе приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирали себе невест.

Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет. А с возрастом они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами.

Держится прялка на четырех ножках. К двум из них прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение весь этот несложный механизм через соединение с колесом. Между стояков укреплено вращающееся колесо, состоящее из 2-х частей, скрепленных по принципу пазов, с 11 деревянными фигурными спицами. Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма – катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Прялка была одним из самых уважаемых предметов в доме. Наверное, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так любовно, как прялка, а это значит, что люди в старину думали о том, чтобы предметы быта были красивыми. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу пряхе.

Есть немало пословиц о прялке, вот некоторые из них:
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».

Самовар

Чай, чаепитие для казаков были своеобразным образом жизни. Если гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его присесть к столу. А встречал всех «генерал» — самовар, который «кипит, просит чаю пить». Самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Раз в неделю казачка чистила его речным песком, чтобы он блестел, словно, зеркало.

Гостям чай обычно разливали хозяйка дома, либо её старшая дочь. Считалось, что они передают хорошее настроение. Казаки пили чай из гранёных стаканов и чашек. Гости наблюдали, чтобы наливали доверху – значит, жизнь будет полной. По густоте заварки судили о щедрости хозяйки. На «жидкий» чай, сквозь который «Москву видать» обижались. Казаки пили чай горячим, наливая в блюдце, и важно раздувая щёки, дули на напиток.

К чаю подавали различную выпечку: пироги, сушки, баранки и ватрушки. А ещё часто пили с кусковым сахаром – «вприкуску» да «вприглядку». Сахар в XIX веке продавали в «головах» — огромные куски, которые весили 10-11 килограммов. Его рубили на средние куски, а затем чайными щипцами кололи на маленькие.  Такие щипцы есть и в нашем уголке.

Хранили его казачки по-особому: в мешочках из ткани синего цвета. Этот цвет защищал сахар, и он долго оставался белоснежным.

На Дону пили чай по несколько чашек (8-10) за неспешной беседой. Если гость уже не хотел пить, он должен был перевернуть чашку вверх донышком и сверху положить кусочек сахара.

Казаки и казачки сочинили множество пословиц и поговорок о любимом чае и самоваре: «Если есть чай, то и под елью рай», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Самовар кипит – уходить не велит», «Устал – проси чаю».  Вот так жили, не тужили на Дону наши предки, оставив нам, потомкам традиции чаепития. 

Сундук

В центре  хаты обязательно был сундук – скрыня. В сундуке казаки хранили одежду, приданое дочерей, ценные вещи.  Обычно его ставили на самом видном месте в парадной – первой комнате хаты.  Сверху накрывали  накидкой типа половичка.

Обычно такие сундуки делали на заказ у  местных мастеров. Основной материал – дерево. По желанию заказчика его обрамляли металлом либо украшали росписью или  художественной резьбой. Сундуки были разных размеров, для дома, для поездок. В доме их могло быть несколько, так как шкафов для одежды в то время не было. И все хранилось именно в них.

          Внутренняя часть сундука часто была обклеена картинками из старых  газет и журналов, а позже фотографиями.

С детских лет для будущей невесты готовилось приданое. Приданое казачка хранила в сундуке. Откроем его. Чего здесь только и нет: простыни да подзорники, скатерть на стол и занавески на окна. Наш сундук хранит творения рук многих казачек (трудно представить, что в былые времена каждая девушка – казачка готовила себе подобное приданое сама, своими руками).

Шали, платки

Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные.

На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были двусторонними. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы.

Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово — посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским». Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.

На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.

Набор предметов  из слоновой кости

Слоновая кость — редкий и дорогой материал. С древних времен его используют для изготовления декоративных предметов и украшений. Бусы, серьги, браслеты, различные мелкие предметы быта, резные фигурки, посуда и шкатулки, созданные из слоновой кости, ценятся очень высоко. В подаренном нам наборе 3 предмета: вязальный крючок, заколка-шпилька для волос, ногтечистка.   Все предметы находятся в гамане из бархата.       

Любили казачки в праздники надевать ожерелья(борок),монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток.

Гаман

 Гаман — мешочек из кожи, ткани для хранения денег, различных мелких вещей. Женщины шили для себя гаман из яркой ткани. Его, как правило, прикрепляли к поясу или подшивали с внутренней стороны юбки. Праздничные гаманы богато украшались вышивкой цветным шелком, гарусом, украшались бисером, лентами, позументом, цветными пуговками. Девушки и молодые женщины старались сделать для себя праздничный гаман особенно нарядным.

Музыкальные инструменты

Основные музыкальные инструменты казаков (в конце XIX века) были фабричного производства: гармошка, балалайка, домра. Широко были известны дудки («пищалки») из камыша. В некоторых станицах имелись казенные оркестры. Скрипки были распространены у казаков, вышедших с Украины. Музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, скрипка) казаки использовали на «балах» – танцевальных вечеринках молодёжи. 

Гармонь — Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в музыкальной истории не сохранилось. Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием — гармоника. По-русски — гармонь или гармошка. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии. 

Балалайка — Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из домбры. 

Домбра — В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы. Домра и балалайка — две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.

Путеводитель – справочник по Уголку казачьего быта расскажет Вам о предметах быта казаков станицы Гниловской, об их истории и о том, как ними пользовались.

Путеводитель предназначен детям и взрослым, всем, кто хочет узнать что-то новое об истории своего района и города.

Познакомиться с путеводителем можно по ссылке: https://vk.com/doc306943081_676582846?hash=jZyr0XDv6bCM6J4USTH27MYj20DT31z6ZdltoKPxNHT&dl=DuyYHyCCXuR0xGgYFtKksJ40ZGRmnmOCS8M6r2IBrzH

Приходите в библиотеку познакомиться с казачьим бытом и традициями!