История станицы Гниловской

Ныне существующий Железнодорожный район г. Ростова-на-Дону, где расположен КБИЦ им. Шолохова, является территорией бывшей станицы и поселка Нижне-Гниловского, вошедшего в черту города в 1954 г.

Поэтому наша библиотека собирает материал по историческому краеведению в рамках программы «История станицы Гниловской».

На этой страничке мы будем размещать интересные материалы по истории станицы Гниловской. Это и выписки из архивных документов, и фотографии, интересные рассказы жителей станицы. Приглашаем всех интересующихся историей Ростова-на-Дону.         

Мы будем рады, если Вы добавите на нашу страничку интересные факты, фотографии станицы Гниловской.

В библиотеке также создан  «Уголок казачьего быта» Если у вас есть интересная информация, предметы старого быта, фотографии, пожалуйста, поделитесь с нами!

Местность, которую занимала Гниловская станица, имеет глубокие исторические корни.

На территории станицы располагается археологический памятник Нижне-Гниловское городище, официально датируется он I-III вв. н.э.

Слои золы чередуются с прослойками глиняных полов древних жилищ. Находки, сделанные во время раскопок на городище, говорят об оживленной торговле местного населения между собой, с окружающими племенами и даже с греческими городами. Найденные предметы быта ярко характеризуют занятия жителей, основными из которых были земледелие и рыболовство.

 Таким образом, за сотни лет до возникновения станицы Гниловской, здесь кипела жизнь. Основатели станицы были не первыми людьми, которым приглянулось богатое на природные запасы  место.     Имя свое станица получила от Гнилой тони, располагавшейся на берегу Мертвого Донца. Тоня – это место на реке или водоеме, на котором производится лов рыбы неводом, а Гнилой ее прозвали из-за болотистых топей, протянувшихся по берегу реки.

Рыболовецкий Гниловской стан обосновался на правом берегу Дона, близ его разделения на главное русло и Мертвый Донец.

 Согласно сборнику Областного войска Донского статистического комитета за 1908 год, первое упоминание о Гнилой рыбачьей тоне появляется в 1747 году.

Тогда говорилось о поселении малороссиян в этом месте с рядом хуторов: Ильинским, Кумженским, Семерниковым, Сухо-Чалтурским, Беляевым, Хоперским, Сафьянной балкой, Недвиговским, Мокрым Чалтуром и Донецким Чулеком.
Первыми поселенцами Гниловского стана считают казаков верхней, средней и нижней Рыковских станиц города Черкасска.

В описи 1759 года говорится, что в те времена на Гнилой тоне насчитывалось 27 неводов, принадлежавших старшинам, казакам и посадским лицам. К 1768 году, по описаниям А.И. Ригельмана, в Гниловском стане уже насчитывался 161 двор, из них 104 принадлежали украинцам, 42 – казакам, 4 – купцам, 3 – священникам, один – старшине.

 В 1773-1774 годах по южной России путешествовал академик С.-Петербургской Академии Наук И.А. Гильденштедт. По его словам

«вся местность по северному берегу Дона, между Темерником и Донцом, застроена рыбачьими хатами, принадлежащими Донским казакам. Таким образом, почти весь северный берег Дона, от устья Аксая до верхнего устья Донца, представляет хорошо заселенное пространство…

Дон имеет здесь, до раздела, в ширину тридцать саженей, а в глубину четыре сажени, что я заключил по неводам, протянутым поперек реки. Этими сетями в одну тоню вытаскивают рыбы обыкновенно до двух тысяч штук, а именно: карпов, судаков, окуней, секретов (род судака), чебаков, щук, чехоней и разной другой мелкой чешуйчатой рыбы».


    С годами Гниловской стан рос и развивался. В 1786 году он рассматривался в качестве одного из возможных мест для перенесения столицы донского казачества города Черкасска.
    В 1797 году, в связи с ростом постоянного населения и усилением его экономической роли стан был переименован в станицу Гниловскую.

Познакомиться с истоками станицы Гниловской можно в презентации

Продолжаем знакомить Вас с историей станицы Гниловской

История станицы в цифрах и фактах

5 мая 1797 года, на основании Приказа Войскового Гражданского правительства Войска Донского Гниловской стан переименовывается в станицу.

Приказ Войска Донскаго из Войскового Гражданского правительства, всех здешних городских станиц станищным атаманам и казакам.
В сём правительстве, по рапорту Гниловского стана, которым представил: прошлого де 1796-го года по войсковому определению жительствующих в стану их всех городских станиц служилые и отставные казаки и малолетки к ним причислены, а потому селение их людми и домами умножилось, и именно: состоит таперь отставных казаков шездесят два, и служилых семдесят восемь, а равно и приписных за владельцами и за станом из малороссиян доволно, чего ради просил к возстановлению лутшаго у них порядка, стан их переименовать станицею; определено: по означенному оного Гниловского стана прошению, в разсуждении достаточного числа там жителей, как по справке выше означенное число состоит, и твёрдому их основанию, на употребление в подлежащия им наряды, переименовать и впредь называть Гниловской станицею, о чём той станице и предложить приказом, и публиковать о том по всему ведомству Войска Донскаго, а о сём же вам к сведению сим и публикуется маия 5-го дня 1797-го года.

К 1822 году население станицы составляло 1703 человека, из них мужчин – 883, женщин – 820.

В это время в Гниловской уже существовала одна церковь (Троицкая), 363 частных дома (из них 4 каменных), 24 мельницы (ветряных и водяных), 14 рыбоспетных заводов для переработки выловленной рыбы и даже один кирпичный завод.
Как видно из приведенных статистических данных, основным промышленным направлением в станице, как и на заре ее зарождения, была рыбопереработка. Рыбоспетные заводы служили причиной постоянной нечистоты и дурного воздуха, который держался здесь от начала весны до самой зимы.

Однако местоположение Гниловской станицы считалось одним из лучших в Донском краю.

«Несколько возвышенная пологость спускается постепенно к Дону, от которого отделяется здесь Мертвый Донец (рукав Дона), текущий у самой возвышенности. К югу, к востоку и частью к западу простирается обширная равнина, на которой видны села и станицы. Место сие удобно для устроения весьма выгодной пристани. С некоторого времени здесь более и более оживляется рыбная промышленность, и то большое стечение народа, которое прежде обогащало жителей Аксайских, ныне переходит в станицу Гниловскую».

В 1849 году в станице было разрешено учредить торговую пристань по обоим берегам Дона, начиная от устья Темерника. Всем желающим казакам, при взносе в доход Гниловской станицы пяти рублей серебром, отводили место на пристани для постройки пристани магазинов и складов. А с 1852 года сюда перенесли из Ростова казенную пристань для операций с хлебом, построили казенные магазины.

1869 год ознаменовался открытием линии железной дороги от Таганрога до станции Гниловской. Современники описывали станицу в те годы так:

«…растянулась на 8 верст по правой стороне Дона и Мертвого Донца; западная часть ее … сидит на местности неровной и каменистой; улицы ее кривы; другая же на месте ровном и песчаном; эта часть имеет прямые и широкие улицы».

По данным переписи 1873 года в станице уже проживало более трех тысяч человек.

Торговля рыбой в Гниловской станице до 1870-х годов прочно держалась на первом месте. Сюда весной к Преполовенской ярмарке свозились рыбные товары с Азовского побережья и из Кубанской области и отюда на чумацких фурах отправлялись в Малороссию. К началу ХХ века этой торговли не стало. На берегу Дона возникли крупные магазины для ссыпки и отправки хлеба за границу. А также лесные и другие склады, которые постепенно выделились сюда из-за недостатка мест в соседнем Ростове.

В 1900 году в станице насчитывалось 677 казачьих дворов и 255 дворов иногороднего населения.

Из промышленных заведений у жителей станицы имелось 20 ветряных мельниц, 1 кирпичный, 1 цементный, 1 цинковальный и 16 рыбоспетных заводов, 1 шерстомойня, 3 дока и 6 каменоломень.
С годами облик Гниловской станицы менялся, она расширялась. М.Б. Краснянский в своих заметках в 1914 году отметил, что «станица из года в год прогрессирует и жильем своим подошла в своей верхней части вплотную с межою Ростова».

С августа 1930 года поселок Нижне-Гниловской вошел в черту города Ростова, а в 1954 году Нижне-Гниловской поселок был присоединен к Железнодорожному району города.