В мае 2022 года исполняется 200 лет со дня рождения Эдмона де Гонкура — французского писателя, романиста, историка, художественного критика и мемуариста. Предлагаем вашему вниманию информационную страничку «Дневники классики», посвящённую этому событию.
«…история — это роман, который был, роман — это история, которая могла быть» («Дневник», запись от 24 ноября 1861 г.).
«Дневники — это инструмент построения и представления личности, истории, событий, переживаний; инструмент, который позволяет проанализировать любые процессы и найти уникальное —до самых научных открытий».
«Дневники» Гонкуров это уже признанная классика. Почему? Начнём, пожалуй, с биографии автора, чтобы убедиться, что так и есть на самом деле.
Видеоролик «Эдмону Гонкуру 200 лет»
Прославился, вместе со своим братом Жюлем де Гонкуром.
Братья Гонкуры родились в семье провинциальных дворян в Париже. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всём и ко всему — одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример литературного сотрудничества.
Братья Гонкур сформировали партнерство, которое, возможно, уникально в истории авторов, они почти все свои книги написали вместе. Эдмон, старший, и Жюль Гонкур были неразлучны на протяжении всей жизни, пока их не разлучил преждевременный уход младшего из них. Авторы известны своей литературной работой и дневниками, которые предлагают особенный взгляд на французское литературное общество конца 19 века.
В литературе братья Гонкуры — это один писатель. Их произведения, пока были живы они оба, создавались ими совместно и публиковались только под обоими именами, и ни современники братьев, ни исследователи их творчества в новейшее время никогда не могли установить, каков именно был вклад каждого из них в их общую работу. В самом деле, обоих братьев, несмотря на восьмилетнюю разницу с молодых лет связывала и глубокая духовная общность.
Начало писательской карьеры
— отсчитывают с момента написания первого совместного рассказа об эскизном празднике. Затем братья опубликовали книги по аспектам французского и японского искусства и общества 18-го века. Их истории («Портреты в стиле XVIII века» (1857), «La Femme au XVIIIe siècle» (1862), «La du Barry» (1878) и другие) состоят полностью из документов, автографов, описаний костюмов, гравюр, песен, бессознательных откровений того времени. Они писали длинный «Журнал Гонкуров» /те самые «Дневники», иногда, в частности в русском переводе называли журналом/ с 1851 года, который дает представление о литературной и общественной жизни того времени очень чётко и самыми тонкими подробностями.
Считается, что в произведениях братьев исчезает индивидуальность каждого из авторов, но дружная работа двух крупных, одинаково настроенных талантов придаёт всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Гонкуров заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но всё-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Гонкуры сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей. Живя постоянно среди художественных реликвий ушедших эпох, братья воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. Это как будто вышивка или биссероплетение: каждому событию, каждому характеру, каждому мельчайшему обстоятельству, каждому слову – своё время и место.
Важное
Братья Гонкуры заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе.
Гонкуры разработали методику «клинического письма» — новую разновидность психологизма: «научное наблюдение» за скрытыми сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на внешние аналогичные поступки героев. Тот самый факт, что всё происходит от чего-то и почему-то: есть первопричина, а есть следствие.
Авторы видели отличительный признак своего собственного литературного творчества в том, что они — «писатели с нервами». Особенность писательской манеры Гонкуров дала основание уже современной им критике говорить об элементах психологического импрессионизма в их творчестве.
По их мнению — «Видеть, чувствовать, выражать — в этом всё искусство».
В «Дневниках» все разрознено. Но этому материалу присуще несомненное единство.
Оно создается прежде всего отношением авторов к самому произведению.
«Дневники» Гонкуров, интереснейший документ, составленный из записей, на протяжении всего их литературного пути, раскрывает, какие впечатления общественной жизни, быта, привели людей и их самих к идее о самодовлеющей ценности искусства.
Дневниковые записи осознанно вносились «по горячим следам», в чём Эдмон видел историческое и вместе с тем эстетическое значение «Дневников», где он определял себя как «художника, который ищет не общей правды, а правды мгновения», пытаясь отразить характерные детали, которые создают атмосферу целойэпохи. Таким образом, в «Дневнике» наиболее полно отражён гонкуровский метод моментальных зарисовок, живописных деталей.
Известные люди об авторах
Эмиль Золя в посвящённой братьям статье «Романисты — натуралисты» писал по поводу их литературного стиля:
«Они чувствовали иначе, чем чувствовали до них. Отсюда этот животрепещущий стиль, увлекательный, словно альбом, который ты листаешь, стиль, горящий от согревающего его внутреннего огня, стиль, о котором можно сказать, что это литературный язык, специально изобретённый для того, чтобы приобщить нас к миру вновь открытых ощущений.
Учитывая их причастность к возникновению и развитию различных течений в искусстве, эстетика Гонкуров представляет значительный интерес, так как «является промежуточным звеном, смыкающим в единую цепь художественного развития романтизм, реализм, натурализм и импрессионизм.
Именно в такой цепи художественного развития и состоит то эстетическое своеобразие их стиля, которое нельзя подогнать ни под какое однозначное понятие».
Надо сказать, вершиной их творчества по сей день считается роман «Жермини Ласертэ» (1864) — жизнь служанки, её трагедия. «Моменты бытия» стали предметом исследований писателей. Об этом произведении до наших дней много самых разных отзывов и всевозможной критики. Но это не умаляет и достоинств истории.
В истории французского реалистического романа второй половины XIX века братья Гонкуры стоят в одном ряду с такими прославленными писателями, как Флобер, Золя, Доде, Мопассан, хотя их литературный масштаб относительно скромнее.
Выдающаяся роль Гонкуров в литературном движении их времени неоспорима: они наметили некоторые пути развития французской прозы, ставшие на определенном этапе магистральными для нее, внесли особый, своеобразный вклад в жанр реалистического романа.
Нравы интересуют их больше событий, которые они понимают субъективно вне исторических перспектив и моральных оценок. По мнению литературоведа Б. Г. Реизова «У Гонкуров нравы объясняют не столько эпоху, сколько индивидуальность с её особым, личным переживанием мира».
Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения.
Они изобрели новый роман, и их творения являются результатом нового видения мира, в котором размывается четкость зрения, как на картинах Моне. Если смотреть «нутром», мир становится скоплением искаженных узоров и противоречивых цветов.
Главная тема произведений
Истинный художник не должен «размениваться» ни на что, постороннее искусству, если он дает себя увлечь иным страстям, в частности, любовному чувству, он жестоко поплатится за это – он деградирует или погибнет. Эта идея была настолько важна для Гонкуров, что они сделали ее центральной темой своих сочинений.
Им принадлежат ценные открытия, которые обогатили весьма эффективными художественными средствами литературу новейшего времени. Наследие Гонкуров имеет не только историко-литературное значение. Лучшие их произведения сохраняют силу непосредственного художественного воздействия на читателя и по сей день. Роман «Жермини Ласерте», принесший его авторам славу, романы «Братья Земганно», «Актриса Фостен», написанные старшим братом — Эдмоном после смерти младшего — Жюля, покоряют и ныне правдивыми картинами, своей, по выражению самих Гонкуров, «поэзией реальности, тончайшей нюансировкой в описании человеческих переживаний».
Писатели так же выпустили несколько исторических монографий (История французского общества в годы Революции, 1854; История французского общества в годы Директории, 1855; История Марии-Антуанетты, 1858, и др.), книгу о своем друге, французском художнике «Поль Гаварни, человек и творчество» (1873).
В дополненном по рукописям академическом издании (1956—1959г.) дневники составляют двадцать два тома.
Гонкуровская премия
По завещанию Эдмона де Гонкура, составленному в 1896 году, в 1900 году было учреждено Общество братьев Гонкур. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев.
А 21 декабря 1903 года вручена первая Гонкуровская премия — самая престижная литературная премия Франции. Премия названа в честь братьев Гонкур.
Эдмон и Жюль де Гонкур стояли у истоков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Присуждается по итогам голосования членов Гонкуровской академии на специальном ужине в парижском ресторане «Друан» (Drouant).
Вручается ежегодно, начиная с 1903 года. Размер премии символичен (в настоящее время он составляет десять евро), однако, как правило, присуждение премии существенно увеличивает рейтинги романа-победителя и выдвигает его автора в первые ряды французской литературы.
Когда Жюль ушёл, Эмиль на несколько лет был вынужден отойти от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу (La Fille Elisa, 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frres Zemganno, 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin, 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821–1858).
В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовал книги Утамаро (Outamaro, 1891) и Хокусай (Hokusa, 1896), также внёс дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours, 1887–1896; рус. перевод 1964 под названием «Дневники») – одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую по праву считают классикой, эту хронику жизни Эдмон продолжал вплоть до своего ухода из жизни.
Жюль де Гонкур ушёл из жизни 20 июня 1870 года в Париже. Эдмон де Гонкур — 16 июля 1896 года в Шанрозе.
Погребены братья Гонкур на кладбище Монмартр.
Книга всегда и культурный, и достойный досуг, и с пользой проведённое свободное время, а также время, освежающее мысли, фантазию, позволяющее обновить эмоции и переживания, помогающее переключиться.
Чтение хороших книг приносит пользу и уму, и душе. Давайте помнить об этом.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила Васильева О.А.