К сожалению, из-за пандемии, запланированная встреча членов кружка рукоделия «От ниточки к шедевру» не состоялась в реальном режиме времени. Но руководитель кружка предложила провести встречу в онлайн формате и посвятить ее запланированной теме, т.е. куклам. У кого из нас не было в детстве куклы? Маленького «пупсика» или роскошной красавицы с длинными волосами и густыми ресницами, в красивом платье, которая так и осталась в доме как напоминание о счастливом детстве…
Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман…
Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством, мастера-кукольники с древних времен ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию на зависть всем…
«Родиной» кукольного мастерства считается Древний Египет.
Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение — кукол хоронили вместе с хозяином в качестве погребального дара, чтобы умерший не был одинок. Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров.
В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому.
В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо церковью, так как считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, фигурки в виде людей широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов – об этом, например, подробно рассказывается в печально известной книге «Молот ведьм».
Тем не менее, несмотря на неодобрение церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.
Так, первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды, появляются во второй половине XVII века во Франции. Эти среднего размера фарфоровые куклы, названные пандорами, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.
Пандорой куклу назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук, из-за любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда, на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда.
К куклам-пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. По легендам, когда везли таких кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали кукол-пандор.
Размеры куклы Пандоры совсем небольшие, она высотой всего 16 сантиметров, а вес около 100 грамм, при ее изготовлении использовались разные ткани, серебряное кружево и золотые нити, жемчужины и натуральные человеческие волосы.
Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса.
Автоматоны семьи Жаке-Дро – три невероятных андроида, разработанных и собранных Пьером Жаке-Дро, его сыновьями Анри-Луи и Жаном-Фредериком Лешо в промежутке с 1768 по 1774 год. Все три куклы – музыкант, художник и каллиграф – по-прежнему исправны: их можно увидеть в Музее искусства и истории в Невшателе, Швейцария.
По словам экспертов, автоматоны семьи Жаке-Дро можно по праву считать далёкими предками современных компьютеров. Знаменитый пионер часового искусства Пьер Жаке-Дро с энтузиазмом относился к созданию сложных автоматических механизмов и всячески интегрировал их в своё ремесло. К примеру, в его коллекции имелись анимированные часовые механизмы с поющими птицами, двигающимися животными, фонтанами и т. п. Вершиной мастерства часовщика стали автоматоны, изготовленные им при помощи сына Анри-Луи и приёмного сына Жана-Фредерика Лешо. Уникальные андроиды служили рекламным ходом для привлечения внимания европейской знати к работам Жаке-Дро и повышения продаж часовых механизмов среди них.
Автоматоны семьи Жаке-Дро представляют собой составные механизмы, имитирующие деятельность обычных людей. Среди человекообразных роботов семейства часовщиков была девушка-музыкант по имени Марианна. Слышимая музыка не является записью: кукла действительно нажимает пальцами на клавиши специально построенного для неё миниатюрного органа. Более того, как настоящий музыкант, она следит глазами за движением собственных рук и поддерживает торс, балансируя на скамье. Побочным действием движения механизма из 2500 элементов является шевеление грудной клетки робота, напоминающее человеческое дыхание. Пять несложных мелодий для 24 труб органа написал Андри-Луи Жаке-Дроз.
Созданием «художника» по имени Анри в основном занимались сыновья Пьера Анри-Луи и Жан-Фредерик, которых также привлекали автоматоны и безграничные возможности их развития. С 1772 по 1774 год они собрали куклу в виде рисующего ребёнка из 2000 деталей. За кодировку направления движения рук отвечают кулачковые механизмы, которые и сегодня используются для воспроизведения сложной траектории движения рабочих органов различных устройств. В репертуаре мальчика-автоматона 4 рисунка: портрет короля Людовика XV, королевская чета (предположительно, Марии-Антуанетта и Людовик XVI), собака с подписью «мой пёсик» и небольшая композиция в виде Купидона, едущего на запряжённой бабочкой колеснице. Кукла периодически ёрзает на стуле, а также поднимает карандаш к лицу, чтобы сдуть пыль.
Автоматоны «музыкант» и «художник» были созданы сыновьями Пьера Жаке-Дро, но разработкой и сборкой самого сложного робота в трио – каллиграфа по имени Шарль – занялся сам отец талантливого семейства. Кукла ростом около 70 см состоит из 6000 элементов. Движение рук обеспечивает составная система из множества кулачковых механизмов. С её помощью автоматон может писать небольшие тексты объёмом до 40 символов, распределённых по 4 строкам. Последовательное изменение букв без дополнительного вмешательства возможны благодаря уникальному заводному устройству, которое представляет собой механический прототип программируемого контроллера.
Компания семьи Жаке-Дро «Montres Jaquet Droz» существует и по сей день как дочерняя организация под крылом концерна The Swatch Group AG. Помимо часов класса «люкс», в её ассортименте также представлены автоматоны. К примеру, Вы можете заказать механическую куклу-каллиграфа ростом до 80 см. Стоимость и длительность производства зависит от характеристик робота – его внешности, наряда, грима, позы и т. п.
С течением времени меняются и материалы, из которых изготавливают кукол. В древние времена это – камень, полотно, солома, позже начинает использоваться дерево, слоновая кость.
Древняя Греция и Рим известны шарнирными куклами, близкими к человеку не только фигурой и чертами лица, но и возможностью шевелить конечностями. Куклы с суставами на шарнирах до сих пор популярны и являются отдельным направлением в изготовлении игрушек. Кроме подвижных кукол из дерева с простыми соединениями, которые продавались без одежды, делались различные глиняные фигурки людей и животных, которые после обжига расписывались красками.
С XIV века куклы становятся прототипами манекенов и начинают свое перевоплощение в произведения искусства. Новые лица куклы получили с освоением в Европе сразу нескольких новых техник: изготовление папье-маше, которое пришло из Китая, воска, подходящего для изготовления кукол и фарфора. С XVII века начинается «золотое время» для кукол. Воск, используемый для производства кукол, сменяет фарфор. Воск, благодаря своей полупрозрачности и цвету наиболее близок к человеческой коже, чем все используемые ранее материалы. Восковые куклы прекрасны, но из-за непрочности материала их легко повредить или просто перегреть. Следующим витком в эволюции кукол стало освоение производства фарфора. Бисквитный, или неглазированный фарфор с пористой структурой придал кукольным лицам еще большее сходство с человеческой кожей.
Действительно доступными и прочными куклы стали с изобретением нового материала – целлулоида. С развитием химической промышленности в послевоенные годы стали меняться материалы, используемые для изготовления кукол – резина, каучук, полиэтилен.
Головокружительный успех ожидал столь порицаемую многими куклу Барби. В 1959 году Барби появилась на свет, одетая в скромный черно-белый купальник. А к середине 90-х годов в 140 странах было продано более миллиарда пластиковых блондинок! Одна из причин успеха куклы Барби кроется в том, что у Барби нет ярко выраженной индивидуальности, ее облик — идеальная, как бы всеобщая внешность, позволяющая каждому ребенку наделять ее теми качествами и чертами, какими он сам захочет. Производители Барби словно вернули те далекие времена, когда куклы намеренно создавались без индивидуальных черт, чтобы не привлекать духов и не пугать своей излишней схожестью с человеком.
Родившись как «модель для демонстрации мод», Барби отражает путь, по которому прошло общество. В 60-х годах игровые куклы сводились в основном к домашнему хозяйству, кухне и покупке модной одежды, а в конце столетия Барби уже освоила все профессии и «сделала карьеру» во многих областях. Начав со стюардессы (1966 г.), она стала балериной и рок-звездой (1987, 1992 и 1998 гг.), военным летчиком (1990 г.), учительницей (1995 г.) и деловой женщиной (1999 г.) и даже кандидатом в президенты (1991 г.)!
С одной стороны, Барби «лишена лица», а потому «безопасна» для ребенка, как традиционная деревянная кукла. С другой, она оставляет простор игре и воображению, будучи некой моделью, в которую нужно вдохнуть жизнь. Достаточно взглянуть на костюмы для Барби, которые шью или вяжут для нее рукодельницы!
Помимо простых и дешевых кукол, в XX веке возник и другой феномен — коллекционные и салонные куклы. Здесь не обошлось без воспоминания о красотах легендарных Пандор. Если салонные куклы имеют ограниченное распространение, поскольку к ним относятся дорогие, уникальные, авторские работы, призванные украсить интерьер, то с коллекционными куклами дело обстоит иначе.
Частная коллекция строится на основе экспонатов, собранных в соответствии с определенным принципом или замыслом ее владельца, здесь основными критериями становятся финансовые возможности и личные пристрастия. Как и их старинным предшественницам Пандорам, салонным и коллекционным куклам шьют богатые наряды — по возможности из старинных тканей, брюссельских кружев и непременно с тонкой вышивкой или … ее имитацией.
Среди кукол-игрушек выделяются народные куклы, одетые в национальные наряды.
Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство. Если вы не можете изготовить всю куклу от начала до конца, то уж сшить или связать для нее самые разнообразные наряды вы точно сможете! И ваша кукла будет радовать изумительными платьями и вас, и ваших детей!
В нашей библиотеке вы найдете множество книг, посвященных куклам.
Обзор литературы: «Книги, вдохновляющие на творчество».
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила Лаврова В.Ф.
Обзор книжной выставки подготовила Шумская В.В.