Дорогие друзья! В 2021 году исполняется столетний юбилей со дня окончания работы Александра Грина над «Алыми парусами». Краеведческий библиотечно-информационный центр им. М. А. Шолохова предлагает Вашему вниманию медиалекцию, в которой мы Вам расскажем об истории написания этого всемирно известного произведения и интересными фактами с ним связанными, поведаем о его экранизации и взаимосвязи с ежегодно проводимым в г. Санкт-Петербурге празднике выпускников!
Прежде всего несколько слов об авторе «алых парусов»: Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский) был русским писателем-прозаиком, поэтом, представитель неоромантизма. Гриневский — автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около четырёхсот произведений, создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Л. Зелинскому получила название «Гринландия».
В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса», книги о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо.
В 1955 году в книге «Золотая роза» Константин Паустовский следующим образом оценил значение повести: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».
Повесть переведена на английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, греческий, литовский, украинский, белорусский, польский, болгарский, венгерский и вьетнамский языки
Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925) автор так описал первое появление замысла повести:
У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.
Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе «Крысолов»), затем автор решил перенести героев в свою «Гринландию» — вымышленную страну, в которой происходят большая часть событий в книгах Александра Грина. Сам писатель очень подробно описывал этот мир, но в своих произведениях это слово не использовал. В 1934 году, уже после смерти Грина, вышел сборник его рассказов под названием «Фантастические новеллы». В предисловии к нему известный советский литературный критик Корнелий Зелинский впервые использует слово «Гринландия».
Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.
Глава «Грэй» была напечатана в газете «Вечерний телеграф», № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия «Алые паруса» была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине. Повесть включалась во все собрания сочинений писателя. Повесть пережила несколько десятков театральных постановок, а барды и популярные рок-музыканты сочинили не одну песню для своих пластинок по ее мотивам. Однако в отечественном кинематографе «Алые паруса» появились лишь однажды.
«Алые паруса» — советский художественный фильм 1961 года, ставший первой полнометражной звуковой экранизацией одноимённой повести-феерии Александра Грина. Роль Ассоль стала кинодебютом шестнадцатилетней московской школьницы Анастасии Вертинской. Кинолента вышла во всесоюзный прокат 7 июня 1961 года и собрала 22,6 миллионов зрителей, став одним из лидеров советского проката. На роль Артура Грея пробовались Александр Белявский и Олег Стриженов, но окончательный выбор пал на актёра Театра имени Вахтангова Василия Ланового, знаменитого в то время своими романтическими театральными ролями.
Исполнительницу роли Ассоль первоначально Птушко видел тоже совершенно иначе — традиционной русской красавицей в стиле Тамары Макаровой или Аллы Ларионовой, с которыми он работал в прежних «былинных» картинах. Таковой была утверждённая им молодая молдавская актриса, но с режиссёром были не согласны операторы и художник. Натуральные съемки проходили в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку (комбинированные съёмки на бассейне). Для съёмок в Крыму были привлечены баркентина «Альфа» и парусник «Товарищ».
Фильм, так же, как и книгу, ждала счастливая судьба. Несмотря на прохладный прием критики, картина вызвала живейший интерес у зрителей: только за первый прокатный год «Алые паруса» посмотрели более 22 миллионов человек.
Любопытно, что на изготовление парусов для корабля Грея ушло, по разным источникам, от пятисот до двух тысяч квадратных метров алого шелка.
Видео: 1961 Алые Паруса трейлер
«Алые паруса» — это не только книга и фильм, но еще и праздник выпускников средних общеобразовательных школ, отмечаемый в Санкт- Петербурге ежегодно, как правило, в ближайшую к самой светлой белой ночи субботу. Впервые праздник состоялся в Ленинграде 28 июня 1968 года по инициативе самих выпускников. Первый официальный праздник прошёл год спустя, в 1969 году. В 1979 году проведение торжеств было прекращено, с 2005 года — возобновлено. Билеты на «Алые паруса» приобрести нельзя, посетить мероприятие могут только выпускники и их близкие по специальным пригласительным.
Первое торжество началось 28 июня 1968 года в 23:00. Часть праздника проходила в акватории Невы между Кировским и Дворцовыми мостами, на широком участке реки против Петропавловской крепости. Зрители размещались на Дворцовой набережной, на мостах и на стрелке Васильевского острова. На первых «Алых парусах» собралось более 25 тысяч выпускников.
Музыкальным сопровождением праздника стал «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра. Это произведение впоследствии стало одним из музыкальных символов «Алых парусов». Из-под Кировского моста в парадном строю вышла эскадра катеров, открывающая праздник. За ними выходили главный корабль «Ленинград» и сопровождающие катера с выпускниками в форме Суворовского и Нахимовского училищ.
На адмиральском катере «Ленинград» находилось три выпускника с праздничными вымпелами. Рядом с ним — юноша и девушка с зажжёнными факелами. От факелов в руках участников праздника были зажжены Ростральные колонны, которые продолжали гореть до конца праздника.
Корабли, выступавшие в роли символа праздника, неоднократно менялись. Уже через год на смену «Надежде» пришла шхуна «Кодор», которая использовалась с 1970 по 1979 год.
Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчёркивают те надежды, которые город возлагает на новое поколение, на талантливую и перспективную молодёжь, от которой зависит будущее Санкт-Петербурга и всей страны в целом.
Видео: Алые Паруса 2021 | The Scarlet Sails 2021 | Полная версия
Виртуальная книжная выставка «Бегущий по волнам»
Здесь представлены произведения, действие которых происходит в стране Александра Грина – «Гринландии»
Три персонажа рассказа «Сердце пустыни» — некто Гарт, Вебер и Консейль — три скептических ума, три художественные натуры, посвятившие себя искусству мистификации. Объектом их очередного розыгрыша становится искатель приключений, человек огромной силы воли Стиль: ему рассказывают историю о таинственном плато среди лесов с «прелестным человеческим гнездом», в котором нашли приют семь семейств, «тесно связанные одинаковыми вкусами и любовью к цветущей заброшенности». Это место называется «Сердце Пустыни». Спустя два года Консейль и Стиль вновь встречаются.
Рассказ написан в 1923 году. Впервые опубликован в 1924 году в сборнике «Сердце пустыни».
Рассказ «Остров Рено» считается первым романтическим произведением Александра Грина. Матрос по имени Тарт, душа которого требовала свободы и покоя, высаживается с группой на необитаемом острове, чтобы пополнить запасы провизии и воды. Он оказывается в маленьком раю дикой природы, и необъяснимый, стремительный восторг наполняет его душу. Он счастлив — он испытывает любовь ко всему миру и принимает решение дезертировать, не возвращаться на корабль. Однако Тарт вынужден убить, чтобы защитить свое право на свободу и счастье. Рассказ написан и впервые опубликован в 1909 году в «Новом журнале для всех».
Герой рассказа, судья Гаккер, считает творчество главной миссией человека. Поэтому он создает три мистических образа: таинственную Даму под вуалью — прототип Черубины де Габриак, несуществующей поэтессы, которую придумали русские поэты Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева; поэта Теклина, от имени которого пишет второсортные стихи, и благородного разбойника Аспера, который будоражит общество. Создание оказывается сильнее своего создателя. Гаккер погибает вместо Аспера: «У меня особое отношение к жизни; я считаю ее искусством: искусство требует жертв».Ф антастическую новеллу «Создание Аспера» Грин написал в 1917 году. Она вошла в его сборник «Брак Августа Эсборна» 1927 года.
«Зеленая лампа» — это история о том, как молодой ирландский бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке миллионера Стильтона становится достойным человеком. Богач, забавы ради, предложил Иву за определенную плату ежедневно зажигать зеленую лампу в окне одного дома в течение неопределенного времени. Он считает, что сделал «игрушку из живого человека» — это его любимое развлечение. Однако Ив верно воспользовался шансом, подаренным ему судьбой. «Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи» превращается у Грина в символ надежды на лучшее, в символ желания жить, которое помогает человеку исполнить самую заветную и, казалось бы, самую несбыточную мечту. Рассказ написан и впервые опубликован в 1930 году в журнале «Красная новь».
Историю о «Дьяволе Оранжевых Вод» больному юноше Ингеру рассказывает бывший моряк, капитан, искатель приключений и авантюрист Бангок. В молодости, на борту парохода, идущего из Австралии в Китай, Бангок повстречал странного человека с пронзительным голосом, представившегося политическим эмигрантом из России. Сойдя на берег в Порт-Меле, он вновь встретил незнакомца. Тот стал попутчиком в последующем путешествии Бангока, а в конце пути обратился к герою с неожиданной и страшной просьбой.
Рассказ написан и впервые опубликован в 1913 году в журнале «Летучий альманах».
В рассказе «Рай» некий банкир составляет странное завещание, по которому все его состояние и имущество должно перейти в полное распоряжение неизвестному «местному жителю, человеку, лишенному рук и ног от природы или… самому молодому из всех, не имеющих означенных членов». На следующий день за обеденным столом он собирает самых близких и доверенных ему людей — бухгалтера, капитана, журналиста и женщину неизвестного звания. Александр Грин не раскрывает ни имен персонажей, ни того, кем они приходятся друг другу. Рассказ написан и впервые опубликован в 1909 году в «Новом журнале для всех».
«Алые паруса» — повесть-феерия, в которой рассказывается история о девочке Ассоль, потерявшей свою мать, когда ей было всего пять месяцев. Она жила со своим отцом, отставным моряком, мастерящим игрушки, чтобы заработать на жизнь. Однажды девочка встречает в лесу старика, который предсказывает ей, что к ней, когда она станет взрослой, приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день ее мечта сбылась… История о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте. Повесть написана в 1916–1922 годах. Опубликована в 1923 году.
«Бегущая по волнам» — одно из самых динамичных произведений Александра Грина. Романтика бесконечного пути и путешествия является сквозным мотивом романа. Множество неоднородных, но тесно связанных между собой смысловых компонентов текста создают легкую, словно бы воздушную ткань повествования — придают ему феерический характер. Образ Бегущей по волнам отличается особенной глубиной и сложностью трактовки — он представляет собой причудливое сплетение мифологических и фольклорных мотивов. В романе отсутствует обязательное для классического романтизма противостояние реального и идеального — более того, явь и грезы, проза жизни и мечты, правда и вымысел становятся у Грина взаимодополняющими элементами.
Роман о любви, коварстве, ненависти и смерти. «Джесси и Моргиана» — это размышления Грина о Красоте, о природе Добра и Зла. Это повествование о двух сестрах, одна из которых добра и красива, а другая — безобразна и жестока в своей смертельной зависти молодости, красоте и обаянию своей единственной младшей сестры. «Она любила музыку, сама же играла плохо, но ничуть не терзалась этим», — такую характеристику Грин дает младшей сестре Джесси. Ее полной противоположностью является старшая сестра — Моргиана — алчный, завистливый, опасный, готовый на все ради денег человек. Образ Моргианы символичен — для Грина это персонификация Зла, аллегорическое воплощение злого начала. Роман написан и впервые опубликован в 1928 году.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовил заведующий схл — Кобяцкий В.И.