Дорогие друзья!
27 марта исполняется 110 лет со дня рождения Вероники Михайловны Тушновой, чудесной поэтессы, переводчицы, доктора по профессии.
Её творчество увлекало разные поколения людей. Ее стихи легли в основу известных песен, среди которых: «Вспоминай меня», «Бессонница» «А знаешь, всё ещё будет», «Не отрекаются – любя» и других. Вершиной творчества поэтессы считаются лирические сборники «Память сердца» и «Сто часов счастья».
Детство и юность
Вероника Тушнова родилась 27 марта 1911 года в Казани. Ее отец, Михаил Павлович, был известным микробиологом, ставшим в советское время академиком сельскохозяйственных наук, был человеком строгим и властным, а мама, Александра Георгиевна, была талантливой художницей-любительницей.
Обучалась будущая поэтесса в одной из лучших школ родного города, где ее научили прекрасно говорить на немецком и французском языках.
С самых ранних лет девочка проявляла неординарные творческие способности, которые всегда поддерживал её учитель литературы. Вероника очень интересовалась живописью и поэзией, её стихи нередко публиковались в школьной стенгазете.
Когда однажды в город приехали В. Маяковский и С. Есенин, это стало огромным событием в жизни девушки.
С тех пор оба поэта стали важными ориентирами на её творческом пути.
… «Мы жили на папиной скромной зарплате,
Что нашего счастья отнюдь не губило.
Я помню все мамины новые платья,
И я понимаю, как мало их было.
Я помню в рассохшемся старом буфете
Набор разношерстных тарелок и чашек,
Мне дороги вещи почтенные эти и жизнь,
Не терпящая барских замашек.
Горжусь я, что нас не пугали заботы,
Что жить не старались покою в угоду,
Что видный профессор шагал на работу
За три километра в любую погоду…»
Творческая карьера
После окончания школы она пошла не по филологической части, а по медицинской, уступив требованию отца, который в семье был непререкаемым авторитетом. Сначала Вероника поступила на медицинский факультет в родной Казани, а когда отца, уже академика, перевели в Ленинград, перевелась и она — в Ленинградский мединститут.
Потом – Москва, аспирантура на кафедре психологии, диссертация, первое замужество, неудачное, рождение дочери и первые стихи, которые получились удачными и были замеченны Верой Инбер (поэтессой и журналисткой тех лет).
После начала боевых действий Вероника вместе с матерью и дочерью возвращается в Казань, где работает доктором в военном госпитале. За это время она написала целую тетрадь стихотворений. Именно здесь, среди тягот и невзгод больных людей, рождается настоящая поэтесса. Не зря её успели прозвать «доктором с тетрадкой». Женщина лично переживала боль и страдания каждого пациента.
Именно во время войны все, что тогда она видела, пережила и прочувствовала, окончательно сформировало ее стих и ее стиль: мягкий, лиричный и очень женский.
«…Раздача чая и разборка почты,
И настигающий врасплох рассвет,
И теплота на сердце оттого, что
Тот, новый, сыт, укрыт и обогрет..».
В 1944 году журнал «Новый мир» публикует её стихотворение «Хирург», а в «Комсомольской правде» вышел цикл, получивший большой резонанс у читателей.
В 1945 году произошел литературный дебют Тушновой — вышел в свет дебютный сборник под названием «Первая книга». В его составлении и редактировании очень помог поэт Павел Антокольский (русский, советский поэт, переводчик и драматург). Произведения поэтессы вновь имели большой успех. Стихами Вероники зачитывался известный советский актёр Василий Качалов. Правда, многие критики и коллеги характерную для стихов Тушновой грусть назвали камерной ( то есть для узкого круга, неформатной ), что для тех времен было нехорошим знаком.
Неудивительно, что новый сборник «Пути-дороги» вышел только в 1954 году. Поэтесса просто боялась открыто публиковать то, что переживала ее душа. Материал для новой книги она часто создавала в дороге, путешествуя по всему Советскому Союзу. Однако и на этот раз она услышала немало критики. «Не имеет своего творческого лица, не нашла свой голос», — говорили критики.
Несмотря на это нельзя не отметить, она обладала удивительной способностью передавать тяжелые жизненные переживания простым лиричным языком.
Вероника Михайловна Тушнова умело находила баланс между политикой и лирикой в своих стихах.
Личная жизнь
В 1938 году Вероника выходит замуж за врача-психиатра Юрия Розинского. Вскоре у пары рождается дочь Наталья.
Стихи о дочери
…Ветер стукнул форточкой, кисею струя.
Здравствуй, милый свёрточек, доченька моя!
Всё такое синее, на столе — цветы.
Думала о сыне я, а родилась — ты.
Ты прости, непрошенный ёжик сонный мой.
Я тебя, хорошую, отвезу домой…
Несмотря на это семейная жизнь не сложилась — муж ушел из семьи. Вероника не оставляла надежды на его возвращение и он вернулся, когда тяжело заболел и нуждался в уходе. Женщина его приняла и была с ним до самой кончины, несмотря на то, что многие осуждали такой поступок.
Вторым супругом поэтессы стал известный литератор Юрий Тимофеев. Но этот брак тоже удачным назвать нельзя. Было немало ссор и непонимания. После десятилетия совместной жизни их ожидал тяжелый развод.
Свою настоящую любовь Вероника встретила позже. Это поэт и прозаик Александр Яшин. Их полноценному сближению мешал действующий брак Яшина, в котором родилось четверо детей, да и он сам не был готов к разрыву с супругой, которая страдала душевным расстройством. Поэтесса понимала безвыходность ситуации и готова была на все, лишь бы не потерять любимого. Они встречались тайком в иногородних гостиницах, любили ездить на природу в Подмосковье. Ради таких редких встреч и жила последние годы Вероника Михайловна. Однажды она напишет об Александре : «С повадкой орлиной, с душой голубиной, с усмешкою дерзкой, с улыбкою детской».
Но из-за появившихся сплетен и пересудов они вынуждены были расстаться.
Ее последний поэтический сборник «Сто часов счастья» стал настоящим памфлетом глубокой, но несчастной любви.
Весной 1965 года Тушнову положили в больницу с неутешительным диагнозом — онкология. Она умирала, переживая тяжелейшие душевные и физические муки. Все это время в больнице ее навещал Яшин, и только в эти моменты она буквально преображалась. За несколько дней до ухода из жизни она просила не пускать к себе любимого — хотела остаться в памяти той, которую он знал раньше.
Считается, что вершин своего творчества поэтесса достигла в конце жизни, когда вышли книги «Память сердца» и «Сто часов счастья», в которых она делится с читателем своими переживаниями и размышлениями о высокой и чистой любви, о сложности человеческих взаимоотношений.
Но все без исключения стихи Вероники Михайловны Тушновой всегда глубоки, красивы, стройны, многогранны, лиричны и трогательны:
Поэзия этого автора воздушна и легка словно кружево.
Песня «Пожалуйста» исполняют Т. и С. Никитины:
Загадка года рождения: В ряде биографических статей и автобиографий годом рождения Тушновой указан 1915 год. Даты 1915—1965 выгравированы на памятнике на могиле Вероники Михайловны на Ваганьковском кладбище, так пожелала незадолго до кончины сама поэтесса. Однако в материалах Казанского литературного музея им. М. Горького и вышедшем в 2012 году в «Золотой серии поэзии» сборнике Тушновой «За это можно всё отдать», составителем которого являлась дочь поэтессы Наталья Розинская, утверждается, что Вероника Михайловна родилась 27 марта 1911 года. Клуб любителей поэзии Вероники Тушновой провёл исследование и нашёл выписку из метрической книги об её крещении в 1911 году. Эту дату подтвердила и дочь поэтессы Н. Розинская. 1911 год рождения подтверждается также фактом того, что школу Тушнова закончила в 1928 году, в том же году поступила на медицинский факультет Казанского университета, что в возрасте 13 лет было никак невозможно. В 2011 году во многих городах России прошли юбилейные литературные мероприятия, посвящённые 100-летию Вероники Тушновой.
Лирика песни
Самое известное и до глубины души трогающее стихотворение «Не отрекаются любя» было написано в военном 1944 году. Знаменитый романс, автором мелодии которого был композитор М. Минков, дебютировал на сцене в 1976 году в постановке «Мужчины, носите мужские шляпы».
У композитора музыка сочинялась для пятистишья, тогда его жена предложила повторять некоторые строки, так стихи Вероники Тушновой стали песней.
После этих строк, «Не отрекаются любя…»», выученных и переписанных сотнями читательниц в свои дневники-тетрадки, к Веронике Михайловне пришла известность. Ее поэтический голос набрал высоту.
Впервые «Не отрекаются любя» была выпущена в 1977 году на пластинке Всесоюзного конкурса ТВ-конкурса молодых исполнителей «С песней по жизни».
Первой исполнительницей стала Людмила Артёменко:
А в песню из стихотворения не вошли следующие строки:
…И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметёт пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки…
Но настоящую славу этому произведению принесла Алла Пугачева, исполнившая его годом позже. Однажды певица признается, что этот романс главный в ее репертуаре, а когда она его поет, то очень трудно удержаться от слез.
Мелодия к еще одной известной песне на стихи Вероники Михайловны «А знаешь, все еще будет» тоже была написана Марком Минковым. И вновь блестящее исполнение А. Пугачевой, что также принесло этому произведению большую славу.
В наше время многие музыканты исполняют добрые и светлые песни Вероники Тушновой. В творчестве этой поэтессы есть красочный калейдоскоп эмоций и чувств, звучащих от самой души. И чувства, которые пробуждаются у читателей многообразны в своих оттенках. Не смотря на сложившуюся трагически судьбу, автор в своём творчестве оставалась оптимисткой, даже грусть светилась надеждой:
Книжная выставка: «Грустная, лёгкая, светлая…»
Вероника Трушнова ушла из жизни 7 июля 1965 года. Поэтесса похоронена на Ваганьковском кладбище столицы, оставив после себя мир особенной и по-своему привлекательной поэзии.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь схл — Васильева О.А.