Эммануил Ноевич Евзерихин — фотожурналист, классик советской фотографии, родился в Ростове-на-Дону (22 июля 1911, Ростов-на-Дону — 28 марта 1984, Москва).

Знаменитый фотожурналист родился в последние годы существования Российской империи.
Юность его совпала со становлением советского государства, в это время он искал свой, особый путь развития советской фотографии. Ставший свидетелем истории возникновения и разрушения одного из самых могущественных государств XX века, он всю свою жизнь посвятил ведению фотолетописи СССР.
Фотографировать Э. Евзерихин начал еще в школьные годы, и уже в 15 лет его увлечение фотографией превратилось в работу – он регулярно посылал негативы в ростовское отделение Телеграфного агентства Советского союза (ТАСС).
В результате в 1926 году ученик 7-го класса становится внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону, а чуть позже Евзерихин начал работать фотографом в ТРАМе (Театр рабочей молодежи).
На одной из конференций в Ростове-на-Дону молодой фотограф познакомился с главным редактором журнала «Советское фото» С.В. Евгеновым. Эта встреча стала судьбоносной – С. В. Евгенов разглядел в молодом человеке талант. Когда в 1931 году он встал во главе организации «Союзфото», то пригласил Э. Евзерихина в штат московского отделения в качестве фотокорреспондента. Правда, в Москву Э. Евзерихин переехал не сразу, а только в 1934 году.
Москва предоставила массу новых возможностей и сюжетов. В качестве корреспондента «Союзфото» Э. Н. Евзерихин был аккредитован в Кремле, снимал главные события советской эпохи: седьмой Конгресс Коминтерна и Восьмой Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство Москвы 30-х годов, арктические экспедиции и спортивные парады.
Он фотографировал выдающихся людей своего времени — Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина, знаменитых летчиков — Валерия Чкалова, Михаила Громова и Сигизмунда Леваневского, деятелей культуры и искусства, прославленных героев труда.
Снимки Э. Н. Евзерихина появляются в передовицах ведущих советских газет и на обложках популярных журналов.



В 1935 году он участвовал в знаменательной для развития советской фотографии «Выставке Советского фотоискусства».
Летом 1941-го года Э. Н. Евзерихин стал военным корреспондентом «Фотохроники ТАСС» и в качестве военного фотокорреспондента ТАСС прошел всю Великую Отечественную войну.
Э. Н. Евзерихин снимал на многих фронтах (4-м Украинском, 2-м Белорусском и 3-м Белорусском).
Наибольшую известность получили его фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвуя в героической обороне Сталинграда, он 200 дней и ночей находился среди воинов, отстоявших Волжскую твердыню. Это было самое трудное для репортера время. Пленки, отснятые с огромным риском для жизни, под огнем и при бомбежках, проявлялись тут же, в полевых условиях. Затем их нужно было оперативно отослать в Москву, чтобы снимки появились в газетах одновременно с фронтовыми сводками. И фотокорреспондент, несмотря ни на что, своевременно отправлял важную фотоинформацию с передовой, оттуда, где в то время шли решающие бои.






На снимках Э.Н. Евзерихина тех грозных дней запечатлен героизм и мужество славных защитников Сталинграда.
Потом Эммануил Ноевич участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, городов и сел Донбасса и Крыма.





Вместе с передовыми частями Советской Армии он входил в разрушенную дотла Варшаву, снимал ликующих жителей Праги, встречавших своих освободителей слезами радости и цветами.
Ценные фотографии были сделаны в тяжелых боях при взятии твердыни прусского милитаризма — крепости Кенигсберг.


Родина отметила заслуги военного корреспондента ТАСС капитана Э. Н. Евзерихина, наградив его орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
В наградном листе к ордену Красной Звезды говорилось: «В течение 15 месяцев работает военным фотокорреспондентом ТАСС на Южном фронте (ранее — Сталинградском). Неоднократно фотографировал непосредственно в боевой обстановке. Отличился как боевой оперативный фотокорреспондент. За время своей работы заснял около 800 фотокадров, опубликованных в советской и иностранной печати. Особенно отличился при съемке обороны Сталинграда, создав большую серию фотодокументов по обороне Сталинграда, представляющих огромную историческую ценность. Отличился при съемке освобождения Донбасса, обеспечив союзную и иностранную печать качественными снимками».
Вернувшись с фронта, Евзерихин продолжил свою работу. В послевоенные годы он документировал восстановление страны на фотопленку. Как и раньше, его камера фиксировала различные события советской жизни, многие его фотографии стали своеобразным свидетельством эпохи, а места и предметы съемки стали классическими для советской фотографии.
Работы Э. Н. Евзерихина неоднократно участвовали в российских и международных выставках. Тем не менее, наследие автора получило всестороннюю оценку только в результате ретроспективных выставок начала 2000-х годов (Галерея имени братьев Люмьер (Москва), 2002; Московский дом фотографии, 2004; Государственный Русский музей, 2007; Еврейский музей (Москва), 2013) и издания монографий («Эммануил Евзерихин» (Palace Editions, 2007), «Эммануил Евзерихин. Фотографии, которых не было» (Sepherot Foundaion, 2013)).
Фотоснимки Э. Н. Евзерихина вошли во многие музейные и архивные собрания, а также частные коллекции.
Э. Н. Евзерихин обладал уникальной, запоминающейся манерой съемки, которая до сих пор поражает зрителя.
После смерти фотографа в 1984 году в его наследии осталось более тысячи негативов, и каждый из них — это вклад художника в фиксацию истории советского государства более чем за 50 лет.
Подготовила Лаврова В. Ф.