Поездки на Ростовском трамвае

      Комментарии к записи Поездки на Ростовском трамвае отключены

20 ноября — День трамвайной поездки. В честь этого Дня мы предлагаем вам отправится в путешествие по страницам истории ростовского трамвая!

Сейчас трамвайная система г. Ростова-на-Дону является одной из старейших транспортных систем не только города но и страны. Она появилась в январе 1902 года на базе действовавшей до этого конной железной дороги, которая была основана в 1887 году. Является самой купной трамвайной системой на юге России. Характерной особенностью ростовского трамвая является соответствие ширины колеи европейским стандартам (1435 мм).

Из истории ростовского трамвая

К началу 1900 году было открыто четыре линии конной железной дороги: Новое Поселение — Богатяновский Спуск, Сенной Базар — Смирновский Спуск, Городское депо — ул. Большая Садовая, Вокзал – Нахичевань.

Старая открытка — трамвай на проспекте Буденновский

После электрифицированния конной дороги, трамвайный звонок можно было услышать на Большой Садовой, Почтовой, Романовской улицах, Таганрогском и Большом проспектах. 22 декабря 1902 года трамвай появился и в соседнем городке — Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу.

На фото: вагон завода Нивель из серии 201-220, маршрут вокзал — Нахичевань, 1911 г.

Интересно, что трамваи не прекращали свою работу и в период гражданской войны, хотя многие города из-за смуты потеряли контроль над электрическим транспортом. К 1928 году в Ростове-на-Дону существовало 8 трамвайных маршрутов и были присвоены номера от 1 до 8.

Когда на ростовскую землю пришла Великая Отечественная война, движение электротранспорта было прервано дважды — в период между оккупациями, но трамвай и троллейбус работали, несмотря на то, что от линии фронта Ростов отделяли всего лишь 35-40 километров. Во время второй оккупации произошли серьезные разрушения трамвайных линий, но через три месяца после освобождения Ростова советской армией, 1 июня 1943 года, трамвай вновь заработал для пассажиров.

Старые трамвайчики, которые помнят наши бабушки и дедушки

Соответствие европейским стандартам колеи в 1957 году по улицам города зазвенели новенькие чешские вагончики «Татра». К 1990 году общая длина трамвайных линий превышала 100 км. К сожалению, в лихие 90-е многие вагоны были уничтожены, а маршрутные линии — сокращены и укорочены. Сохранились линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район. После 1998 года, из восемнадцати трамвайных маршрутов осталось семь: № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10.

Ростовский электротранспорт в 1990-е.

К 105-летнему юбилею городского трамвая был восстановлен трамвай Татра Т3 1971 года выпуска. До восстановления этот вагон использовался как снегоочиститель. Помощь в восстановлении оказало трамвайное хозяйство Краснодарское ТТУ, которое передало в Ростов-на-Дону запчасти для вагона. После юбилейных празднеств вагон начал работать на одном из маршрутов города. В честь юбилея вагон получил необычный бортовой номер — 105.

В 2023 году трамвайное движение в г. Ростове-на-Дону 20 декабря отмечает свой 122 день рождения. В настоящее время трамвайное движение в городе осуществляется по пяти трамвайным маршрутам. Трамвайные линии сохранились в центральной части города и в Железнодорожном районе, где из-за уклонов и кривизны улиц заменить этот вид транспорта очень проблематично. На сегодняшний день городские власти отдают приоритет развитию экологически чистых видов транспорта. Так что у Ростовского трамвая — большое будущее.

Ростовский трамвай сегодня

Что почитать:

Г.Л.Беленький, Н.Н.Редьков. Маршрутом из прошлого в будущее. История городского пассажирского транспорта Ростова-на-Дону: г.Ростов-на-Дону. «Донской издательский дом». Год 2001-й. / Азовский музей-заповедник. Азов.