Литературный калейдоскоп «Жизненный реализм и творчество»

      Комментарии к записи Литературный калейдоскоп «Жизненный реализм и творчество» отключены

Александр Николаевич Островский – великий российский драматург, которому

12 апреля 2023 года исполнилось бы 200 лет. В этот знаменательный день КБИЦ им. М. А. Шолохова в лице библиотекаря представили семиклассникам из школы № 67 Железнодорожного района г. ростов-на-Дону литературный калейдоскоп «Жизненный реализм и творчество» к 200-летию Александра Островского.

На этой встрече дети узнали, что:

*Автор родился в семье чиновника-юриста; мать — родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье — особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Московской гимназии и на юридическом факультете Московского университета.

*В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил, как обличительное, «нравственно-общественное». Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык — первые завоевания реализма молодого Островского.

*Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 годах.

*С 1856 года Островский — постоянный сотрудник журнала «Современник».

*Комедия «Доходное место» (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса «Воспитанница» (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества Островского увенчивала драма «Гроза» (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857 годах.

*В произведении «Гроза» Островский — сатирик и «бытовик» — рисует атмосферу провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых.

*Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. «Темное царство» страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных.

*В 1860-х годах Островский на основе изучения широкого круга источников он создал цикл исторических пьес: «Воевода» (1864), «Тушино» (1866).

*Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша («Горячее сердце»), Аксюша, актер Несчастливцев («Лес»). Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и — в форме поэтической утопии — в сказке «Снегурочка» (1873).

*В последние годы творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878, «Последняя жертва», 1878, «Таланты и поклонники», 1882.

Островский стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии».

*47 оригинальных пьес Островского создали обширный репертуар для русской сцены. Драматургия Островского, национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания.

*Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры.

*Щелыково, где долгие годы жил, ушёл из жизни и похоронен Островский, превращено в музей-заповедник (с 1948).

*У здания Малого театра в Москве сооружен памятник известному автору (бронза, гранит, 1924-29, скульптор Н. А. Андреев).

Так же поговорили с ребятами и девочками о книгах Александра Островского, которые им удалось прочесть на сегодняшний день.

Были представлены книги из фонда библиотеки по данной теме.

В заключении мероприятия прозвучал призыв посетить библиотеку и стать постоянным её читателем.

Мероприятие подготовила и провела Васильева О. А.