Hиколай Фёдоpович Погодин

      Комментарии к записи Hиколай Фёдоpович Погодин отключены

Дорогие друзья! В среду 16 ноября отмечается День рождения нашего земляка — Hиколая Фёдоpовича Погодина (Стукалова). 

Николай Федорович – драматург, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

С 1920 года работал в газетах «Донская беднота», «Тpудовой Дон», «Советский Юг». С 1924 года он проявил себя в «Пpавде». Его пригласили работать в Москву. Он уехал, но связи с pостовскими писателями и жуpналистами не теpял никогда.

Николай Федорович открыл в драматургии новую тему ‑ производственную.

В числе его произведений – ленинская трилогия «Человек с ружьем» (1937),

«Кремлевские куранты» (1939), «Третья, патетическая» (1956), сценарий к фильму «Кубанские казаки» 

Кстати, за этот фильм он удостоен Государственной премии СССР в 1951 году.

С 1951 по 1960 год Погодин был Главным редактором журнала «Театр».

Многие годы Ростовская областная организация Союза журналистов России отмечала лучшие работы газетчиков премией и дипломом имени Николая Погодина.

Уроженец донской станицы Гундоровской, он с малых лет рос без отца. Жили с матерью и двумя старшими сестрами в Нахичевани. Мать перебивалась поденщиной, а Коля с 14 лет начал работать: мальчиком в магазинах, продавцом газет, выбирал камень из угля на складах, был слесарем в мастерской по точной механике. И много читал, писал. Как говорил впоследствии, «инстинктивно тянулся к писательству».

Первую заметку, которую принес в ростовскую газету паренек Коля Стукалов, он подписал псевдонимом «Ник. Погодин». Под этим именем стал известен и как журналист, и как драматург.

Первые его работы для театра появились тоже в Ростове. Погодин писал сценки, скетчи для театра миниатюр «Бравада» (был и такой в нашем городе в те годы), выступал в газетах с корреспонденциями о театральной жизни.

Известный журналист двадцатых годов Н. Лапшин вспоминал в статье «Погодин и ростовский театр», опубликованной в «Вечернем Ростове» в 1964 году, что на одном из совещаний Погодин выступил с резкой критикой репертуарной политики театра Луначарского:

— Кому нужны все эти ваши игровые шалости на сцене?

Тогда взволнованный режиссер Н.Н. Синельников выпалил:

— А где взять новые хорошие пьесы? Почему, например, вы, товарищ Погодин, опытный журналист и хороший наблюдатель, не напишете пьесу на современную тему?

Погодин ответил: «Придет время — напишем…».

         И время пришло. Он открыл в драматургии новую производственную тему, которой была суждена долгая жизнь на театральной сцене и в кино.

Первые же пьесы Погодина «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» стали событием в театральной жизни страны. А затем были «Аристократы» и «Сонет Петрар­ки», «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты», «Третья патетическая»…

Многие пьесы Погодина были поставлены в Ростове и шли с неизменным успехом. Николай Федорович был рад этому. Он признавался в письме П.Х. Максимову, донскому писателю и журналисту: «Понимаешь, тоскую по Ростову…». А своему литературному секретарю А. Волгарю говорил в последние дни жизни:

— Я очень люблю Ростов. Это моя родина. Там прошла моя молодость. В ростовских газетах я начинал…

И ростовчане не забыли своего знатного земляка. В сентябре 1963 года горисполком обсудил вопрос «Об увековечении памяти писателя Н.Ф. Погодина» и присвоил его имя одной из улиц Ростова-на-Дону, выходящую на площадь Ленина, а на доме № 50-а по Социалистической улице, в котором жил и работал Погодин, установлена мемориальная доска.