Вечер-портрет «…Подарки дороги не только на праздник»

      Комментарии к записи Вечер-портрет «…Подарки дороги не только на праздник» отключены

К 475-летию мечтателя мирового масштаба, литератора с мировым именем – Мигеля де Сервантеса Сааведро Краеведческий библиотечно-информационный центр имени М.А. Шолохова приглашает на вечер-портрет, посвященный этому событию.

Видеоролик «Мигелю Сервантесу 475 лет»

Мигель де Сервантес  Кортинас /имя при рождении/, испанский писатель, родился 29 сентября 1547 года, в старинном городе Алькала де Энарес. Классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель «Дон Кихота», к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа — «роман сознания» или «метароман». 
Родился и вырос в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Есть версия, что Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста и грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.
Служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунисе. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Мигель Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.
В 1584г Мигель Сервантес вступил в брак с Каталиной де Паласиос. Но в этом же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса — Исабель де Сааведра, (жившая после смерти матери в доме отца).

Став отставным солдатом, Сервантес занялся сочинительством пьес. Публикация пасторального романа «Галатея» (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

В 1587 М. Сервантес переезжает в Севилью, где живет до 1600 года, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским сёлам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей.

Известно, что с этого времени Мигель Сервантес создавал «Дон Кихота» на протяжении многих лет. Это одно из самых узнаваемых тогда и сейчас, а на сегодняшний день успешных, имеющих широкую известность произведений.

О годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Критики до сих пор ведут разговоры о том, что многое в главном герое взято из жизни, в некотором роде образ его частично списан с самого автора.

Летом 1604 Мигель поселяется в Вальядолиде и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания «1605». Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов.

После 1606-ого Мигель Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник «Назидательные новеллы» (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру «Путешествие на Парнас» (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом «Странствия Персилеса и Сихизмунды», наконец, приступает к написанию второй части «Дон Кихота», скорый выход которой обещает читателю в прологе к «Назидательным новеллам».
«Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и «Дон Кихот» издания 1605. Впервые обе части «Дон Кихота» увидели свет под одной обложкой в 1637.

Находясь на смертном одре, писатель диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману «Странствия Персилеса и Сихизмунды», опубликованному уже после ухода из жизни автора. За несколько дней до ухода из жизни писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Мигеля Сервантеса неизвестно.

Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

В творчестве Сервантеса литература испанского Возрождения поднялась на огромную высоту.

Сервантес был первым великим испанским писателем, многосторонним и глубоким, горячо ратовавшим за искусство, близкое к «природе», и создавшим ряд шедевров ренессансного реализма.

В произведениях автора прослеживается глубокое понимание культуры и духовности, следование вечным ценностям, стремления личности к борьбе с несправедливостью, даже если это борьба с худшими сторонами себя.

«Только истина способна одолеть зло, оно бессильно тает в лучах света. Главное — найти свет в себе».

В образе Дон Кихота отражено бескорыстное стремление человека защищать справедливость. Ради идеалов главный герой проявляет смелость, он готов пожертвовать собой. Роман учит ценить и защищать добро.

«Дон Кихот» — одна из самых издаваемых и популярных книг в истории человечества. За четыре столетия было выпущено сотни миллионов копий почти на всех языках, имеющих письменность. Мигель де Сервантес наверняка бы обрадовался подобному успеху своего творения.

Первая экранизация «Дон Кихота» вышла на заре кинематографа в 1903 году. Это была короткометражка французских режиссеров Фернана Зекки и Люсьена Нонге. Очень скоро первые ленты по мотивам шедевра Сервантеса были сняты и на родине писателя.

Есть несколько экранизаций «Дон Кихота», которые вошли в золотой фонд всемирного кинематографа.

Дон Кихот (1933) —

Режиссер: Георг Вильгельм Пабст
В роли Дон Кихота: Федор Шаляпин

Фильм австрийского кинорежиссера Георга Вильгельма Пабста — это лучшая экранизация романа Сервантеса первой половины двадцатого века. На главную роль он пригласил не кого-нибудь, а великого русского артиста Федора Шаляпина, который уже играл роль хитроумного идальго в опере по мотивам «Дон Кихота». Символично, что образ рыцаря печального образа перекликался с судьбами Шаляпина и Пабста, которые вынуждены были покинуть родину и, словно хитроумный идальго, долгое время скитаться по свету. Можно сказать, что Шаляпин был рожден для роли Дон Кихота, настолько органично он смотрелся в его образе. Спустя пять лет после выхода фильма великого русского артиста не стало: он умер в Париже на руках у любящей жены.

Дон Кихот (1957) —

Режиссер: Григорий Козинцев
В роли Дон Кихота: Николай Черкасов

Сценарий к картине Григория Козинцева написал Евгений Шварц, это была одна из последних его работ (он умер в 1958 году). В ленте сыграли лучшие актеры советского кино тех лет: Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Георгий Вицин, Галина Волчек. Этот фильм можно с уверенностью назвать лучшей экранизацией романа Сервантеса в Советском Союзе.

Да и в наши дни этот шедевр приятно пересматривать: игра Николая Черкасова (Дон Кихот) и Юрия Толбеева (Санчо Панса) завораживает настолько, что невозможно оторваться от экрана. В общем, нержавеющая классика советского кинематографа.

«Дон Кихот» киностудия Ленфильм 1957 г.

Дон Кихот Орсона Уэллса (1992) —

Режиссер: Орсон Уэллс
В роли Дон Кихота: Франсиско Рейгеро.

По мнению киноведов, эта работа является одной из самых смелых интерпретаций романа Сервантеса на большом экране.

Все, кто так или иначе прикоснулся, обратил внимание на «рыцаря печального образа», не смогли остаться равнодушными.

В наше время есть аудиокниги с одноимённым названием, в разных авторских прочтениях, и мультфильм по мотивам этого произведения.

Автор через гротеск и комедию сообщает важную мысль: «пока борешься – ты жив, пока веришь жив». И это самый лучший подарок.

«Подарки дороги не только на праздник»  — фрагмент из текста, который для каждого означает своё, в контексте эпизода – своё.

В любом случае подарок — это внимание, подаренное бескорыстно и с добротой. Это важный момент. Человек имеет способность оказать внимание другому.

Давайте оставаться людьми.

Цитаты и афоризмы

Без доброты — не возможен хороший человек.
Вечные истины просты.
В душах трусливых нет места для счастья.
Великие люди способны на великую доброту.
В жизни героев есть предел счастью и славе, на котором они должны остановиться.
В любой науке, в любом искусстве лучший учитель — опыт.
На основе глупости разумного здания не возведешь.
Самовосхваление унижает.
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Затравленный и прижатый к стенке кот превращается в тигра.
Честность — лучшая политика.
Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло — поверх воды.
Живи по правде — вот самая лучшая проповедь.
Живи в ладу со своей совестью, и пускай себе люди говорят всё, что им вздумается.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.