Литературный дневник «Хрупкость жизни»

К 205-летию со дня рождения знаменитого немецкого писателя Теодора Шторма Краеведческий БИЦ имени М.А. Шолохова приглашает вас на литературный дневник «Хрупкость жизни».

Ганс Теодор Вольдзен Шторм – (1817–1888), немецкий прозаик и поэт.

Последний великий мастер мелодичной песенной поэзии, Шторм продолжил и довел до совершенства поэтическую традицию, начатую в первые годы 19 в. Л.Тиком. Его Стихотворения (Gedichte, 1852) завоевали ему заметное место среди немецких поэтов-лириков. Прославился же он главным образом новеллами. Все они отражают страх Шторма перед быстротечностью времени и хрупкостью жизни – и одновременно утешительное сознание, что он способен это преодолеть.

Видеоролик «Теодору Шторму 205 лет»

Родился 14 сентября 1817 в Хузуме (Шлезвиг – тогда датское герцогство). Окончил латинскую школу в родном городе и гимназию в Любеке; изучал право в Кильском и Берлинском университетах. В 1843–1853 был на  юридической практике в Хузуме.

Первой значительной новеллой Шторма была, необычайно популярная в 19в «Иммензее» (Immensee, 1850).

Лирику Шторма, во многом продолжающую романтические традиции, отличают непосредственность и искренность чувства, музыкальность, фольклорная основа.

Автор представляет направление реализма в литературе своего времени. Главные её темы — любовь, искусство, природа Шлезвиг-Гольштейна; многие стихотворения посвящены и родному краю, природе и настроению, чувствам являвшимся автору:

В лесу.

Вот здесь на горном склоне, где ветер мирно спит,
Свисают ветви бука, под ним дитя сидит.
Сидит в цветах тимьяна, струящих аромат,
Лазоревые мошки искрятся и жужжат.
И мудрым взглядом смотрит дитя в безмолвный лес,
В каштановые кудри струится свет небес.
Я тут же догадался по золотым глазам,
Что королева леса мне повстречалась там.

Творчество становилось основным временем препровождения писателя: не смотря на лишения и обстоятельства, он не перестал посвящать себя письму.

Наступало время, когда отношения между герцогством Шлезвиг и Датским королевством становились все более напряженными, и Шторм эмигрировал в Пруссию.

В 1864, по окончании войны между германскими государствами и Данией (Датская война 1864), в результате которой Шлезвиг отошел от Дании, Шторм вернулся в Хузум и до 1880 занимал там судебные должности.

Неустроенность быта и нехватка материальных средств заставляли работать столько, сколько это было возможно физически. Не всегда работа спасала. Долгое время писатель получал помощь от своего отца, это помогло ему и его семье выжить. У автора было семеро детей от первого брака и дочь от второго.

Автор был знаком с великим русским писателем Иваном Тургеневым. Они обменивались письмами и посылали друг другу копии своих работ на протяжении ряда лет.

«Aquis submersus», был написан в 1876, что означает в переводе с латинского языка — «Поглощение водами». Это произведение стало его шедевром, как считают критики.

Важной представляется и новелла «Всадник на белом коне»  (Der Schimmelreiter, 1888).

Новеллистика Шторма прошла определённый путь развития: от ранних «новелл настроения» («Иммензее», «Ангелика») Шторм приходит в 1870—80-е гг. к «новеллам действия». Социальная проблематика поздних, художественно наиболее совершенных новелл Шторма («Ханс и Хайнц Кирх») свидетельствует об усилении реалистических и антибуржуазных тенденций в его творчестве. Темы искусства («Поле-Кукольник») и исторического прошлого («Рената») связаны с основной для всего творчества Шторма темой гибели патриархального уклада.

Теодором Штормом было написано около 50 новелл и несколько рассказов.

Среди его творческих работ много стихов, даже существуют сказки :

«Хинцельмейер» — это философская сказочная притча о любви, вечном пути к ней и недостижимости идеала. Это произведение очень нравится и взрослым и детям, его ставили на многочисленных театральных сценах по всему миру.

«Регентруда» — заслуживает отдельного внимания. Это самая поэтичная сказка 19-го столетия была написана в рождественские дни в 1963 году, а опубликована впервые в 1964 году.

С первых же строк становится понятно, что действие произходит во время засухи: животные погибают, растения выжить не могут, сильно страдают и люди. Только богатый Визеннбауэр, что приобрёл участок с болотистой землёй и, в отличии от всех, живёт в достатке.

Рассказывает произведение о том, как двум деревенским влюблённым Марен (дочери главного персонажа) и сыну Стины (соседки) удалось разыскать путь к Регентруде – хозяйке дождя, разбудить её и помочь одержать победу над злым кобольдом Огневиком. Сказка повествует о возвращении людей к своим истокам, в лоно Матери –природы. Об извечной теме: борьбе добра со злом, где обязательно победит добро, олицетворением которой и стала Регентруда.

Люди жили когда-то в счастливом единении с природой, и на земле не было ни засухи, ни голода, ни болезней.

«…Люди часто раньше приходили ко мне, а я давала им семена и зёрна новых растений и злаков, а они приносили мне плоды ваших полей. Они не забывали меня, и я всегда помнила о них… И ваши поля никогда не оставались без дождя. Но вот уже долгое время люди отвернулись от меня, ко мне никто больше не приходит…»

В образах матушки Стины и юной пары – Марен и Андреса – Теодор Шторм показывает, что старые верования ещё живы. Хозяйку дождя ещё можно разбудить, надо только очень верить в то, что это возможно, и быть не испорченным пришедшей цеввилизацией, быть чистым и честным, быть человеком.

В сказке используется три женских образа, которые перекликаются с образами трёх Норн изи германско-скандинавской мифологии.

Это волшебницы, наделённые чудесным даром определять судьбы мира и людей, текущие нити судьбы: пожилая и ослабевшая Урд (Свершившееся), Варнанди (Свершающееся), что не имеет возраста, и юная Скульд (Должное свершиться).

И всё гармонично с людьми, если следовать за природой. Главное, чтобы человечество всегда помнило об этом.

«Жизнь достаточно хрупкая, чтобы так бессмысленно и бездумно следовать за тем, что идёт в разрез с природой. Природа подарила нам жизнь. Незачем кусать руку, которая кормит».

Теодор Шторм написал ряд сказок для детей, но их читают и взрослые.

Ушёл из жизни Шторм в Хадемаршене (Гольштейн) 4 июля 1888, тяжело болея уже некоторое время неизлечимой болезнью. В его честь в Германии был поставлен памятник на память следующим поколениям.

«Берегите жизнь, хрупкость её нуждается в защите» — Т. Шторм.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *