29 августа — 160 лет со дня рождения бельгийского писателя и философа Мориса Метерлинка, вошедшего в историю литературы как создатель романтического образа Синей птицы – символа манящего и ускользающего счастья, в погоне за которым люди снова и снова отправляются в путешествие на край света.
Вехами погони за Синей птицей стали многочисленные театральные постановки одноименной пьесы (впервые она была представлена в России, на сцене Московского художественного театра, в 1908 году) и ряд экранизаций, в том числе знаменитый советско-американский киномюзикл 1976 года. Популярность этого образа несколько затмила в памяти культуры прочие сочинения драматурга, чье творчество составило примечательную страницу в истории символистского театра начала ХХ столетия.
Наряду с «Синей птицей» широко известны пьесы «Непрошеная», «Слепые», «Пеллеас и Мелизанда», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля» и «Чудо святого Антония».
Видеоролик «Морис Метерлинк»
Интересные факты
Отец Мориса Метерлинка был богатым нотариусом и, не смотря на интерес Мориса, полное имя которого звучало как Морис Полидор Мари Бернар, к литературе, отправил сына изучать юриспруденцию в Гентском университете.
Вместо того чтобы учить молитвы и радовать набожных отца и мать, он сочинял светские романы и короткие поэтические произведения, которые по совету одноклассников однажды решил записывать.
Постепенно это вошло в привычку, и подросток погрузился в творчество, отвлекавшее от напряженной психологической обстановки и неинтересных учебных тем. Но, когда пришло время сдавать экзамены, Морис взял себя в руки и получил диплом об образовании, не испытывая проблем, учёба давалась ему хорошо.
Не смотря на то, что в начале 1880-х годов юноше волей-неволей пришлось изучать историю и закон. Метерлинк не стал профессиональным юристом, а отправился в Париж, чтобы познакомиться с символистами и заняться писательским ремеслом.
Популярность драматургу принесла пьеса-сказка «Принцесса Мален», сюжет которой был заимствован у братьев Гримм. Писателя даже сравнивали с Шекспиром. После такого отзыва он и решил окончательно посвятить свою жизнь литературе.
В 1911 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Но из-за болезни писатель не смог лично получить награду и ее вручили бельгийскому послу в Швеции.
В жизни, на работе, за творчеством автор никогда не унывал.
Писатель всегда хорошо выглядел, не смотря ни на что.
Официально был женат один раз.
В 1919 году Метерлинк женился на актрисе, хотя Рене Дон была моложе его на 30 лет.
Всё его свободное время занимало творчество.
«Синяя птица» — самое таинственное произведение.
Знаменитая пьеса‑сказка была написана в 1905 году.
Рождественская ночь спустилась над островерхими крышами домов. К маленьким брату и сестре Тильтиль и Митиль приходит фея Берилюна, и отправляет детей на поиски Синей Птицы, которая помогает обрести счастье. Фея дарит детям чудесный подарок, с помощью которого они могут видеть души вещей. Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Кошка и Собака преображаются в живых людей со своим характером и внутренним миром. В этой компании дети и отправляются на поиски. Они ищут Синюю Птицу повсюду – в Стране Воспоминаний, во Владениях Ночи, в Саду Радостей, в Голубом дворце Царства Будущего. В своих странствиях дети знакомятся с Великими Радостями, Душой Света, Стариком Временем… Смогут ли дети найти Синюю птицу? Смогут ли помочь выздороветь маленькой девочке?
Морис Метерлинк был уже всемирно известным автором успешных пьес, и за его произведениями гонялись ведущие театры Европы, когда он написал «Синюю птицу».
Еще в 27 летнем возрасте, за самые первые пьесы, Метерлинка прозвали «бельгийским Шекспиром». С каждым новым произведением он становился все более популярным в среде европейских литераторов и театралов.
Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые», в более позднее время, легла в основу одноимённой оперы композитора Леры Ауэрбах, поставленной режиссёром Дмитрием Белянушкиным на сцене МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 2012 году в рамках фестиваля «Лаборатория Современной Оперы».
На творчество Метерлинка оказали огромное влияние французские символисты. Поэтому почти все его произведения наполнены символическими, в том числе мистическими и оккультными, образами, а также интересными экзистенциальными вопросами. Собственно, поэтому главное его произведение сегодня называют не иначе как «философской сказкой».
Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Метерлинк уже проделал эволюцию от символистского театра через «театр смерти» и, наконец, пришел к новому для него видению мира — романтическому. В знаменитой пьесе Метерлинк сделал попытку показать человечеству философский смысл бытия, красоту жизни и ее величие.
Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна по идее дать здоровье и счастье. Вот только длительные запутанные поиски приводят их назад домой, а волшебной птицей оказывается давно живущий у мальчика в клетке простой сизый голубь.
Любопытно и то, что самой первой ее постановкой на сцене стала работа русского режиссера Константина Станиславского. Метерлинк осознанно передал ему на это права. И в 1908 году на сцене МХТ впервые разыгралась пьеса «о приключениях брата и сестры в поисках Синей птицы, символа счастья, пронизанного верой в добро и силу человека, в его победу над непознанными ещё, но познаваемыми силами и законами природы, над голодом, преступлениями, войной». Театральные художники и костюмеры были в восторге от творческого материала, это вдохновило их на создание интересных работ.
«Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности». «Эссе о бессмертии», Морис Метерлинк
Спустя десять лет после первой постановки пьесы Метерлинк написал ее продолжение. Оно называется «Обручение», и события в нем происходят семь лет спустя после событий первой части. Главные герои Митиль и Тильтиль уже выросли, и однажды в тот же самый домик лесоруба снова заглядывает фея Берилюна. Теперь ее миссия — помочь своим подопечным найти любовь. По отзывам критиков и литераторов — новая пьеса уже не пользовалась таким успехом, как история о детях. Детство более сказочная пора.
В 1970 году, вышел полнометражный мультфильм, поставленный Василием Ливановым, тем самым, что впоследствии станет советским Шерлоком Холмсом.
Обращает на себя внимание техническое новаторство аниматоров. В этой картине огромную роль играют фотоколлажи художника Натальи Головановой. Для советской мультипликации тогда это весьма необычное решение.
Мультфильм «Синяя птица» «Союзмультфильм» (1970 г.)
В 1976 году, в разгар холодной войны, советские и американские кинематографисты сняли экранизацию «Синей птицы». В ней приняли участие мегазвезды того времени — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер. С советской стороны в проекте участвовали Маргарита Терехова, Георгий Вицин и хорошо известный в мире клоун Олег Попов в роли… клоуна. Режиссером картины стал Джордж Кьюкор, который, снял оскароносные «Унесенные ветром» и «Мою прекрасную леди». В ходе съемок фильма вся американская группа провела в Советском Союзе полгода.
«Синяя птица» Ленфильм (1976 г.)
Основными темами его произведений являются смерть и смысл жизни. Его пьесы являются важной частью символического движения.
В 1911 году, с формулировкой «за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией», ему вручили Нобелевскую премию в области литературы.
Помимо Нобелевской премии, Метерлинк был награжден бельгийским Большим крестом ордена Леопольда (1920) и португальским орденом Меча святого Якова (1939).
В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.
Последние годы свой жизни Метерлинк перестал писать пьесы и сосредоточился на философских трактатах, в которых свои убеждения излагал столь же доступным, ясным и легким языком, что и в первых сочинениях.
Писатель отличался хорошим здоровьем, всегда хорошо выглядел. Он прожил 86 лет.
При жизни писатель был убежденным атеистом и потому, после ухода из жизни в 1949 году был похоронен не по церковному обряду в Ницце, Франция.
«Всегда должно быть место чувствам и сказкам в нашей повседневной жизни. Наша задача сделать их светлыми и добрыми, а реальность оживёт тогда богатейшими красками».
А поможет нам в этом — чтение хорошей литературы.
Цитаты
Для того чтобы любить, нужно видеть.
Смех еще не доказывает счастья.
Слова обычно прикрывают то, что говорит сердце…
Обыкновенно нам не хватает не самого счастья, а умения быть счастливым.
Слова никогда не объясняют настоящих отношений между двумя существами.
Злые поступки неизбежно суживают мысль и приковывают ее к наслаждениям личным и преходящим.
Ничего нельзя предугадать, все происходит под небом, которое ни о чем не предупреждает.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила Васильева О.А.