Час литературной истории «Перешагнув границу поколений»

      Комментарии к записи Час литературной истории «Перешагнув границу поколений» отключены

20 августа Василию Аксёнову, писателю, поэту и сценаристу исполнилось бы 90 лет. Многим знаком этот автор, многим нравятся его произведения и экранизации. Краеведческий БИЦ имени М.А. Шолохова приглашает всех на час литературной истории «Перешагнув границу поколений», посвящённый юбилею писателя.

Василий Аксенов родился в Казани. Его отец, Павел Аксенов, был председателем казанского горсовета и членом ЦИК СССР. После революции 1917 года поступил в Центральную советскую партийную школу имени Свердлова и быстро поднялся по карьерной лестнице. Мать, Евгения Гинзбург, окончила исторический факультет казанского Восточного педагогического института и устроилась сначала корреспондентом, а затем заведующей отделом культуры областной газеты «Красная Татария». Для обоих родителей брак стал вторым, и у каждого уже были дети: у отца — дочь Майя, у матери — сын Алексей. Будущий писатель был их единственным общим ребенком.

Семья была состоятельной: они жили в отдельной квартире и держали домработницу. Родители часто ездили в командировки в Москву. В книге «Зеница ока», которую он напишет намного позднее, Василий Аксенов вспоминал: «Он просыпался от звонка в дверях, от шума их шагов и веселых голосов. Потом вся детская заполнялась запахами духов, табака, отцовского автомобиля. Мама брала его на руки, и он неизменно зарывал свой нос в ее лисий воротник… отец сваливал в его кроватку пакеты и коробки с шелковыми лентами — московские подарки. Прибегали старшие дети начинались прыжки и дикие танцы, все переносилось в большую комнату, где не было кроватей и где часто крутили патефон». Однако вскоре все изменилось.

В 1937 году, когда Василию Аксенову исполнилось пять лет, родителей арестовали. Старших детей отправили по родственникам. А Василия Аксенова отправили в костромской детский дом. Его забрали оттуда только через год, когда брат отца Андреян Аксенов сумел добиться разрешения на опеку.

О судьбе своих родителей, отца Павла и матери Евгении, писатель ничего не знал. Взрослые говорили ему, что те уехали в долгосрочную командировку на Дальний Север. Он догадывался, что от него что-то утаивают и потому старался не задавать взрослым вопросов о своих родителях.

В 1940 году Аксенов пошел в школу имени Виссариона Белинского в Казани. После учебы много времени проводил во дворе вместе с друзьями. В свободное время он любил читать Джека Лондона и ждал новые выпуски приключенческого романа «Тайна профессора Бураго».

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Сражений в Казани не было, но вскоре наступил голод. Чтобы достать хоть что-то к ужину, тетя Ксения Аксенова распродавала на базаре вещи. Сначала свои, потом — эвакуированных ленинградцев: у блокадников часто не хватало сил везти пожитки дальше, в Сибирь, и они бросали имущество прямо на дорогах. В «Зенице ока» Аксенов писал: «С каждой продажи она получала десять процентов денег и покупала для нас то кирпич хлеба, то сумочку картошки, то вязку лука. А мы, дети, сидели на подоконнике и ждали, когда она появится. Уже по тому, как она передвигала свои опухшие ноги, мы понимали, будем ли ужинать».

Видеоролик «Перешагнув границу поколений»

Историю своей семьи Василий Аксенов узнал только после войны, когда нашел в коммунальной квартире у дяди небольшую коробку с вещами родителей. А в 1947 году получил письмо от матери. В 1948 году она добилась разрешения на приезд сына, и летом Василий Аксенов переехал на Дальний Восток, где закончил девятый и десятый классы.

Мать познакомила сына с поэзией Серебряного века: по вечерам читала ему Анну Ахматову, Игоря Северянина, Николая Гумилева, Бориса Пастернака. В это же время Василий Аксенов попробовал писать сам. Он начал с четверостиший и небольших приключенческих рассказов и, по собственным воспоминаниям, «вообразил себя поэтом». После окончания школы Аксенов захотел поступать в литературный институт. Но его отговорили мать и отчим.

В 1950 году Василий Аксенов поступил в Казанский медицинский институт (сегодня — Казанский государственный медицинский университет). Учеба давалась ему легко, однако мало интересовала. В свободное время он писал стихи и ходил на концерты Олега Лундстрема, где впервые услышал джаз.

В 1952 году состоялся литературный дебют Аксенова. Его стихотворение «Навстречу труду» о студентах-строителях победило в поэтическом конкурсе газеты «Комсомолец Татарии». В 1954 году Аксенов перевелся в Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова (сегодня — Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет).

В Ленинграде Аксенов выучился играть на гитаре, исполнял свои стихотворения под блюз и часто гулял с друзьями по «авеню встреч» — Невскому проспекту. В 1955 году вернулся отец, им пришлось заново знакомиться, а позже они общались в основном письмами.

В 1956 году Василий Аксенов окончил мединститут. Он мечтал устроиться доктором на суда дальнего плавания и посмотреть мир. Следующий год писатель работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, а в конце года устроился в туберкулезную больницу в Москве. Там он начал писать рассказы «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы». По рекомендации литератора Владимира Померанцева писатель отнес тексты в журнал «Юность»: главный редактор Валентин Катаев как раз искал новых авторов. Рассказы опубликовали в 1959 году.

В 1960 году в издании появилась еще одно произведение писателя: повесть «Коллеги» о трех друзьях — выпускниках медицинского института. Он вспоминал: «Принося ранее в журнал свои опусы, я всякий раз проходил мимо его [Катаева] кабинета с замиранием — а вдруг, мол, выйдет и скажет: гнать таких отсюда! Между тем именно Катаев первым ткнул своим длинным пальцем в одну мою строчку и сказал: хм, «темные стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля», хм, в этом что-то есть, старики!» Повесть сразу принесла Аксенову славу. «Коллег» хвалили известные литераторы Евгений Евтушенко, Анатолий Гладилин, а через несколько месяцев режиссер Алексей Сахаров взялся за экранизацию произведения. На главные роли пригласили звезд отечественного кинематографа: Василия Ливанова, Василия Ланового и Олега Анофриева. Вскоре писатель ушел с работы в больнице и стал профессиональным литератором.

Образы, рождённые воображением писателя, реалистичны, тонки, а некоторые мужские во многом автобиографичны. Обстоятельства разные, но объединяет всё творчество писателя вера в сердечную, душевную составляющую и мудрость.

Есть стихотворение, которое стоит в одном ряду с лучшими творческими работами писателя:

Когда разомкнут дружбы круг

Иуда не предать не мог.
Он практик был, а не мечтатель.
И был распят безгрешный Бог,
И горсть монет огреб предатель.


Он думал: «Наш Христос — чудак,
В душевной пребывал нирване.
Забудут люди- что да как,
А деньги — вот они, в кармане!


Философ — вечно на мели,
А при деньгах — шпана да стервы!»
Среди предателей Земли
Иуда будет вечно первый.


Когда разомкнут дружбы круг,
Дышать всей грудью нет охоты.
Меня ты предал, добрый друг!
С улыбочкой Искариота.

Мы были прежде за одно,
Теперь, увы, и в злую скуку
С тобой не стану пить вино
И не подам при встрече руку.


Бессилье гаснущей свечи
В твоем: «Прости! Я впредь не буду!»…
Жалеть людей Господь учил,
Но не велел прощать Иуду.

В этих строках отражается главное, это произведение стирает рамки поколений, рамки самого времени. Перешагнул ли автор в своём творчестве границу поколений? Ведь очевидно. Его произведения были неоднократно экранизированы, книги – читались его современниками, читаются и сейчас.

В 1961 году Аксенов принес в редакцию «Юности» роман «Звездный билет». Режиссер Александр Зархи хотел снять кино о современной молодежи и уговорил студию «Мосфильм» купить роман еще в рукописи. Поэтому ленту по «Звездному билету» начали снимать раньше, чем произведение вышло в печать.

Летом 1961 года Аксенов уехал консультантом на съемки в Эстонию. Главные роли в картине играли Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев и Людмила Марченко. Писатель вспоминал: «Молодой автор окружен персонажами его книги во плоти… они называют его «папой», говорят фразы из только что написанной книги и ведут себя полностью в стиле своих персонажей, когда вдруг, и день за днем все больше и больше, пляж начинает покрываться желто-оранжевыми корками журнала «Юность» — вышел июльский номер с романом». За журналом в библиотеках выстраивались очереди. Однако вскоре в адрес автора начала звучать критика. Редакция «Юности» смогла отстоять нового автора. В 1962 году состоялась премьера картины «Мой младший брат» — экранное название «Звездного билета».

В 1962 году писатель опубликовал повесть «Апельсины из Марокко», где описывал советский быт с очередями, дефицитом. А спустя год вышел его роман «Пора, мой друг, пора» об отношениях женатой пары — герои выбирали между любовью и своими мечтами. Все произведения появились на страницах «Юности». Вскоре писателя включили в редколлегию издания.

В 1963 году на встрече с творческой интеллигенцией Никита Хрущев раскритиковал Василия Аксенова.

После встречи с Хрущевым нападки на журнал «Юность» усилились, и редакция опасалась, что издание закроют. Тогда Василий Аксенов написал статью «Ответственность» для газеты «Правда». В тексте он признавал «ошибки» и обещал отражать «настоящую» действительность.

В 1964 году был опубликован первый сборник Аксенова — «Катапульта». Туда вошли как ранние, так и новые произведения автора: «С утра до темноты», «Перемена образа жизни», «Папа, сложи!» и другие. Спустя два года он выпустил еще одну книгу с рассказами — «На полпути к Луне».

В 1968 году в журнале «Юность» вышла сатирическая повесть Аксенова «Затоваренная бочкотара» — сюрреалистическое путешествие на грузовике. По сюжету водитель, моряк, учительница географии, интеллигент и старик ехали в районный центр Коряжск, а по пути рассказывали о своей жизни. Сразу после выхода произведение раскритиковали. Писателя исключили из редколлегии журнала, а «Затоваренная бочкотара» стала последним опубликованным в СССР текстом Аксенова до перестройки. С конца 1969-х годов писателя перестали печатать.

Запрет не мешал Василию Аксенову писать — только теперь его произведения выходили в самиздате. Шесть лет, с 1969 по 1975 год, литератор работал над романом «Ожог». Он показывал Москву через сбивчивый поток мыслей молодого ученого. Герой слушал джаз, открывал новые формулы, поддавался физическому влечению и во всем подозревал слежку. Вокруг него кипела жизнь. Писатель зарабатывал на жизнь переводами художественной литературы. В 1976 году он адаптировал роман Эдгара Доктороу «Рэгтайм». На гонорар Аксенов уехал на юг и поселился в Коктебеле, где с 1977 по 1979 год писал роман «Остров Крым».

В 1979 году Василий Аксенов вместе с советскими постмодернистами Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной и другими писателями выпустил литературный альманах «Метрополь».

В самиздатовском сборнике опубликовали произведения, которые были запрещены цензурой. Тираж составил всего 12 экземпляров. Номер перепечатывали и передавали из рук в руки в литературных кругах. После публикации авторы подверглись гонениям. Попова и Ерофеева исключили из Союза писателей СССР. В декабре 1979 года в знак солидарности организацию покинул и Аксенов.

Василий Аксенов был женат дважды. С первой супругой, Кирой Менделеевой, он познакомился в Москве: как и писатель, девушка ходила на подпольные джаз-концерты. Аксенов еще работал в столичной противотуберкулезной больнице и только-только начинал пробовать себя в литературе. Они поженились спустя несколько месяцев после знакомства. Евгения Гинзбург писала сыну 20 марта 1957 года: «Поздравляю тебя с новым этапом твоей жизни и от души желаю, чтобы твой, так молниеносно заключенный брак не оказался молниеносным». В 1960 году у пары родился сын Алексей.

В 1970 году писатель в Крыму встретил Майю Кармен. Она приехала туда со своим мужем — режиссером Романом Карменом. Аксенов влюбился в нее с первого взгляда. Кармен ответила ему взаимностью. Но только в мае 1980 года, через два года после смерти мужа Майя Кармен и Василий Аксёнов сыграли свадьбу. Свидетелями были поэтесса Белла Ахмадулина и художник Борис Мессерер. Они прожили вместе до смерти писателя. Детей у пары не было.

В 1982 году он написал новый роман «Бумажный пейзаж», в 1989 году опубликовал гротескный роман «Желток яйца» на английском языке. Однако большого успеха текст не имел.

В 1996 году Василий Аксенов написал роман «Новый сладостный стиль» о жизни русского театрального режиссера, который вынужден скитаться.

В 2004 году писатель закончил преподавать в университете и переехал в небольшой французский город Биарриц.

В 2004 году журнал «Октябрь» опубликовал новый роман Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» о Вольтере и Екатерине Великой. Произведение получило Букеровскую премию. В 2005 году писателя наградили орденом Искусств и литературы. Вскоре вышла книга его воспоминаний «Зеница ока».

6 июля 2009 года Василий Аксенов после продолжительной болезни ушёл из жизни, находясь в тот момент в Москве. С автором прощались на Ваганьковском кладбище. В октябре того же года, в печати появился его последний законченный роман — «Таинственная страсть», героями которого стали кумиры шестидесятых: Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский и Евгений Евтушенко.

В. Аксёнов читает свои стихи

Предлагаем также вашему вниманию книги из фонда нашей библиотеки:

Книжная выставка «Судьба и книги»

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.