Литературный разговор «В чём красота, а в чём свобода?»

14 августа отмечают День рождения Джона Голсуорси, английского драматурга, с мировым именем. Краеведческий БИЦ имени М.А. Шолохова приглашает вас на литературный разговор «В чём красота, а в чём свобода?», приуроченный к этой замечательной дате.

Джон Голсуорси — философ и поэт, поэт-мистик, и кроме того чрезвычайно убедительный и систематичный из реалистов. Его искусство экспрессивно, разнообразно в зависимости от его точки зрения, которая, как у всех великих, выражена желанием поймать и отобразить факт. Духовную сущность, таинство, не дающее покоя, сила идеи, интуитивное понимание того, что находится под видимой оболочкой существа или вещи, понимание, которое он пытался донести до нас через свои творческие работы.

Как романист Голсуорси считал важным уловить взаимосвязь между жизнью героя, его характером и его мыслью. Самым важным условием романа есть наличие «жизненно-правдивого» героя.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы.

«Красота безгранична, нужно только её уметь увидеть, она в свободе. Объёмность и многомерность. Великолепие и разнообразие. Это очень тонкое понятие. Чтобы уловить, потребуется вся мощь живого интеллекта и художественного, чувственного восприятия. Свобода в понимании внутреннего, неразделимо с внешним: самой сути. Умение воспринимать гармонию и настраиваться на восприятие чудес и даров жизни. Рамок нет, но обязательно благоразумие».

Видеоролик «Голсуори 155 лет»

ИНТЕРЕСНЫЕ  ФАКТЫ  О  ДЖОНЕ  ГОЛСУОРСИ

Отец Джона Голсуорси был юристом, а также директором нескольких компаний, а мать писателя была дочерью владельца заводов.

В детстве автор был молчалив, правдив и скромен, даже застенчив. Всю жизнь он старался сохранить в себе лучшие качества, как он считал: искренность и невероятную наблюдательность.

Учась в Оксфордском университете и готовясь к адвокатскому поприщу, будущий писатель так и не увидел себя в этой профессии. Вместо того, чтобы начать юридическую карьеру, Джон уехал путешествовать.

Он был высоким, стройным, хорошо сложенным и необыкновенно привлекательным; к тому же был самым хорошо одетым молодым человеком в колледже… Он производил впечатление «очень умного парня со скрытым сильным характером», — так описывали его библиографы.

Писатель не принадлежал ни к одному из интеллектуальных кружков, не участвовал в научных дискуссиях. Он был замкнутым, говорил мало, тихим голосом, казался впечатлительным, ироничным, и даже несколько циничным, чего стеснялся, зрителем происходящего вокруг него.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата, с которой ранее тайно встречался целых 10 лет, до конца не веря, что именно это и именно с ним происходит так. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси, она так и осталась на всю жизнь его единственным чувством с большой буквы. Его любовь была для него больше чем просто спутницей и женой.

Во время Первой мировой войны писатель работал во Франции санитаром в военном госпитале. Автор очень добросовестно выполнял свою работу не обращая внимания на все тяжести таковой.

В 1921 году Голсуорси, совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт, основал ПЕН-клуб (международная правозащитная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах).

А в ноябре 1932 года Голсуорси уже была присуждена Нобелевская премия по литературе. Английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно, поскольку сам писатель в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга.

Несмотря на все перипетии Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборника поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы.

Голсуорси – признанный чудотворец красоты, любви и счастья в художественной литературе.

После ухода автора популярность его произведений упала, поскольку на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф.

Однако удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 году вернула интерес к его работам. Сегодня эту экранизацию одним сборником серий не так просто найти.

По воле писателя, его тело после смерти было кремировано, а пепел развеян с самолета над Национальным парком Англии Саут-Даунс.

Практически все произведения автора написаны для взрослой аудитории, поэтому и к фильмам есть возрастные ограничения.

Ссылка на фильм «Английский вальс»:

https://vk.com/video-7578160_171327273

Ссылка на фильм «Сага о Форсайтах»:

/1-й сезон/:

/2-й сезон/:

Для ценителей английского классического кино также есть экранизации по произведениям Джона Голсуорси, которые не так широко известны, но ничем не уступают по линии драматургии вновь переснятым и обновлённым. Эти работы некоторое время находились в архивах:

«Грязная игра» (1931г):

https://vk.com/video-7578160_171218214

«Двадцать один день» (1940г):

https://vk.com/video-7578160_171218334

«Та самая Форсайт» (1949г):

https://vk.com/video-7578160_171221668

«Летняя история» (1988г):

https://vk.com/video-7578160_171217870

ЦИТАТЫ

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет.

Какой же смысл в [вашей] работе, если вы в нее не верите?

Смотреть сверху вниз — явный признак того, что ты ниже других.

Не давайте уходить ничему, что можно удержать; потому что то, что уйдет, уже невозможно вернуть.

Нет на свете худшей тюрьмы, чем неудачный брак.

У человека всегда есть спутник — его тень.

Истинно великие люди не болтают и не толкаются в толпе — они плывут одни в своих лодочках по тихим протокам.

Женщина, которая может сшить себе красивое платье, еще не потеряла вкуса к жизни!

Никогда не видеть себя таким, каким видят тебя другие — прекрасное средство самозащиты.

У любви нет возраста, нет предела, нет смерти.

Деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья. Его приносит только любовь.
Когда поклоняешься солнцу, трудно уйти туда, где оно не сияет.

Надо верить в добро ради самого добра, потому что добро прекрасно…

Голсуорси — не только автор прозаических произведений.

Серебряная шкатулка — комедия в трех действиях, первая пьеса английского писателя. Первоначально спектакль публика увидела в Лондоне в 1906 году, он привлек большое внимание. В Нью-Йорке его впервые увидели в 1907 году.

В пьесе исчезновение пачки сигарет (серебряной шкатулки) позволяет сравнить взгляды различных социальных слоев на жизнь и всё происходящее в ней.

Затем зритель увидел на театральных подмостках «Борьбу» и «Справедливость», где автор боролся уже драматургическими методами с социальной несправедливостью. Последнюю посмотрел даже Уинстон Черчилль и сам говорил, что она оказала на него серьезное влияние, когда он занимался тюремной реформой.

Половину своих литературных заработков Голсуорси всегда отдавал на благотворительные цели. Он же требовал пересмотра законов о цензуре, разводе (уж ему-то было известно, каково в Англии разводиться), минимальной зарплате, женском избирательном праве. Его Нобелевская премия была по воле Голсуорси передана ПЕН-клубу — международной писательской организации, которую он организовал в октябре 1921 г. И в то же время, Голсуорси отказался в 1917 г. от рыцарского звания, решив остаться мистером Голсуорси…

Трилогия «Конец главы», куда вошли романы «Девушка ждет», «Пустыня в цвету», «На другой берег», была издана Адой Голсуорси в 1933 г. уже после смерти писателя.

В 1929 г. Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», а в ноябре 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». Но Нобелевская лекция Форсайта так и не прозвучала — умирающий от разрастающейся опухоли мозга 65-летний писатель успел лишь сделать ее наброски. Вместо нее представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг провозгласил: «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь».

После ухода из жизни Джона Голсуорси, в январе 1933-го, общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства, но писатель настолько часто выступал и против церкви, и против клира, что в аббатстве для него места не нашлось. И тогда прах его развеяли над всей Англией — ветров над ней хватает…

Славу Джону Голсуорси лучше всего воздать «позитивным методом описания»:

Посвящается А.

Бог ясного светила,
Всегда ее храни,
Чтоб небо не сулило
Ей пасмурные дни.
Бог сумерек и ночи,
Пусть крепко спит она,
Когда сомкнешь ей очи
Ты поцелуем сна.

Конечно это не единственное, что он посвятил своей половинке, которую считал всегда и другом, и помощником. Она всегда была рядом, ни смотря ни на что. Но… всю переписку с мужем Ада уничтожила перед смертью, в 1956 году. Осталось лишь это стихотворение. Но разве этого мало?

Читая хорошие книги – мы становимся лучше. Спасибо за внимание и до встречи.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *