70 лет назад, 27 июля 1952 года, был открыт судоходный Волго-Донской канал.
Волго‑Донской судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи Волгограда.
Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном. Но уже через месяц турки отступили.
Вторая известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. По его приказу в 1696 году был составлен проект Волго‑Донского соединения. К концу 1701 года канал был частично построен, но из‑за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты.
До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.
14 мая 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров Волго‑Донской водный путь был причислен к первоочередным объектам капитального строительства на водных путях.
В 1920 году в связи с разработкой плана ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к вопросу создания канала. В 1927‑1928 годах Управлением был составлен проект Волго‑Донского водного пути. Но принят он не был.
В 1940 году составление проектного задания по Волго‑Донскому водному пути было поручено Главному управлению гидротехнических работ (Главгидрострой). Развернувшиеся проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной 1941‑1945 годов. В 1948 году схема Волго‑Донского комплекса, разработанная инженерами Главгидростроя под руководством академика Сергея Жука, была утверждена Советом министров СССР.
Строительство Волго‑Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года — рекордно короткий срок в мировой истории гидростроительства. Для формирования трудовых ресурсов в 1949 году власти набирали рабочих по всей стране. Также в строительстве принимали участие военнопленные немцы и советские заключенные.
В ходе строительства канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов.
Воды Волги и Дона слились между 1‑м и 2‑м шлюзами 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут.
10 июля 1952 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об открытии Волго‑Донского судоходного канала», Волго‑Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина.
Открытие канала состоялось 27 июля 1952 года. В ворота шлюза N 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин» — первый теплоход, открывший навигацию Волго‑Донского канала.
Волго‑Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны. Так, у выхода из шлюза N 13 установлен 16‑метровый монумент «Соединение фронтов» скульптора Евгения Вучетича. Он обозначает место, где 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго‑Западного фронтов, завершив окружение немецко‑фашистских войск под Сталинградом.
В 1962 году вышел в свет роман А.Калинина «Запретная зона», посвященный строительству Волгодонского канала. Герой романа Греков не был придуман, а взят из жизни, как впрочем, и очень многие персонажи его романов и повестей.