Литературная страница «Стихи и песни»

К 200–летию со дня рождения Аполлона Александровича Григорьева (16 [28] июля 1822, Москва — 25 сентября [7 октября] 1864, Санкт-Петербург) — русского поэта, литературного и театрального критика, переводчика, мемуариста, идеолога почвенничества, автора ряда популярных песен и романсов Краеведческий БИЦ имени М.А. Шолохова подготовил литературную страницу, посвященную этой знаменательной дате.

Аполлон Григорьев был незаконнорожденным сыном титулярного советника и дочери крепостного кучера. В силу этого над мальчиком висела реальная угроза быть зачисленным в крепостные. Перепуганные родители сразу отдали его в московский Сиротский дом – всех, кто попадал туда, записывали в мещанство. Но Аполлон пробыл там недолго: через полгода, после венчания родителей, он вернулся домой. Однако так и остался мещанином, пока не получил личного дворянства в 1850 году, по выслуге лет.

С малых лет главной чертой характера Аполлона была чрезмерная чувствительность и впечатлительность.

В детстве характер мальчика дал себя знать через необъяснимую тягу к чудесному и мистическому. Вот это фантастическое настроение было самым дорогим во всей его жизни. Он всегда стремился снова и снова испытать эту чуткость к фантастическому, эту близость иного странного мира».

По темпераменту он был меланхолик. Отчужденность и замкнутость сына в семье постоянно росла. Безразличие отца Александра Ивановича, его ленивые наставления и беспричинные взрывы бешенства; мелочная, придирчивая, неотступная опека матери Татьяны Андреевны – вот атмосфера того дома.

Утратив чувство родительского тепла, он стремился к покровительственной поддержке других взрослых. Эту роль выполнили дворовые. При любом удобном случае мальчик убегал в сарай или на кухню, где мог сидеть бесконечно, слушая истории, наблюдая за работой и чувствуя, что здесь он может быть самим собой.

Всё, что он пережил всегда будет в его подсознании оправдана детской незамутненной радостью, ведь все, что радовало в детстве, всегда свято.

Видеоролик «Аполлону Григорьеву 200 лет»

Учился на юридическом факультете Московского Университета (так решили родители).

Но за этим стремлением стояло нечто большее. С одной стороны, учеба была для Аполлона единственным способом выделиться, избавиться от комплекса неполноценности перед сверстниками.

С другой стороны, Аполлон верил, что, став ученым, он выполнил бы сыновний долг, оправдав надежды родителей. Быть успешным в науке значило для Григорьева быть на пути к счастью.

…Облака впивают
Даль немую вокруг.
Утренний ветр обвевает
Дремлющий тихо залив.
Озера зыбь отражает
Много зреющих слив….

Вся его жизнь превратилась в одну учебу.

Аполлон постепенно пишет стихи «Ты рождена меня терзать», «Комета», «Над тобою мне тайная сила дана», 1843; «Две судьбы», «Прости», 1844; «Нет, не тебе идти со мной», «Молитва», «Когда в душе твоей, сомнением больной», 1845.

Все остальное время он заучивал конспекты наизусть.

Его сочинения хвалил сам попечитель Университета граф С. Г. Строганов, Т. Н. Грановский обратил на него внимание, а Н. И. Крылов, профессор римского права, даже приглашал обедать. В результате в 1842 году Аполлон Григорьев окончил курс лучшим.

В Петербурге Григорьев работал сначала в Управе благочиния (июнь-декабрь 1844), а потом в департаменте Сената (декабрь 1844-июль 1845) – и отовсюду ушел: всякий строгий распорядок он переносил очень болезненно.

…О боже, о боже, хоть луч благодати твоей,
Хоть искрой любви освети мою душу больную;
Как в бездне заглохшей, на дне все волнуется в ней,
Остатки мучительных, жадных, палящих страстей…
Отец, я безумно, я страшно, я смертно тоскую! …

В конце концов Григорьев нашел себе приют у В. С. Межевича, редактора театрального журнала «Репертуар и Пантеон». Это был добрый и сострадательный человек.

Межевич оказался хорошим психотерапевтом. За долгими беседами вечерами ему удалось убедить молодого человека в том, что тот должен отказаться от прежних идеалов и амбиций, поскольку они абсолютно не отвечают его природе. Ему надо отдаться на волю Божью и ждать, куда вынесет река жизни. В 1847 году Григорьев вернулся в Москву, чтобы тихо и скромно прожить свою жизнь. Он устроился учителем законоведения в Александрийском сиротском институте и женился на Лидии Федоровне Корш – родной сестре его юношеской любви.

Попытку донести свои взгляды до широкой публики он предпринял в журнале профессора Московского университета М. П. Погодина «Москвитянин».

За пять лет работы в «Москвитянине» с 1851 по 1856 гг. Григорьев написал более 80 статей (среди них «Русская литература в 1851 году», «Современные лирики, романисты и драматурги», 1852; «Русская изящная литература в 1852 году», 1853; «Проспер Мериме», «Искусство и правда», 1854; «О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене», «Замечания об отношении современной критики к искусству», 1855; «О правде и искренности в искусстве», 1856 и др.). Но идеи «молодой редакции» в обществе остались практически незамеченными.

Поездка через Европу произвела на литератора колоссальное впечатление.

Впервые в жизни этот человек получил возможность посмотреть на европейское искусство вживую, а не на черно-белых литографиях в альбомах и журналах. Григорьев был потрясен. Он разве что не жил во флорентийских галереях – Уффици и Питти.

Однако через год у Григорьева случился новый приступ депрессии. Он мучился тоской и одиночеством.

…Мой ангел света! Пусть пред тобой
Стихает все, что в сердце накипит;
Немеет все, что без тебя порою
Душе тревожной речью говорит.

Граф Полонский предложил Григорьеву сотрудничество, и весь 1859 год критик писал в «Русском слове», пытаясь передать публике сокровенные мысли и образы, обретенные им во время пребывания за границей. Всего было написано 22 статьи.

В 1860 он писал в разных изданиях и даже редактировал никому не нужный «Драматический сборник».

С января 1861 года Григорьев начал работать в журнале Достоевских «Время»

Однако депрессия давала себя знать все сильнее и сильнее. Домашние дела шли хуже некуда.

Он начал снова сотрудничать в журналах Достоевских и театральном журнале «Якорь», но знавшие его отмечали, что Григорьев стал каким-то потерянным и равнодушным, это был надломленный человек, всегда находящийся под воздействием алкоголя; уже было пропито все имущество, его дважды выкупали из долговой тюрьмы. Он начал писать интереснейшие воспоминания, но успел рассказать только о детстве.

7 ноября 1864 года Аполлон Александрович Григорьев ушёл из жизни от апоплексического удара.

Всю свою жизнь писатель собирал в стихи и записи. В наши дни его творчество помнят и знают: стихи читают и поют песни и романсы.

Песни и романсы на стихи Аполлона Григорьева

Передача о поэте песеннике

Каждый поэт, тем более песенник, непременно своими словами западает в наши души и воспитывает в них свет. А наша память даёт нам мудрость понимания жизни, через поэзию, положенную на музыку мы лучше понимаем мир.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *