24 июля отмечается память святой равноапостольной княгини Ольги.
Ольга – первая из правителей Руси, принявшая христианство, святая равноапостольная Русской Православной Церкви. Она правила Киевской Русью с 945 до 960 года, на престол вступила сразу после гибели мужа – Игоря Рюриковича.
За смерть супруга она отомстила жестоко, но в то же время до сегодняшнего дня именно она считается одним из главных созидателей среди русских правителей.
После его смерти Ольга становится полноправной правительницей. Дружина Игоря признала её права. Своё правление она начала с мести древлянам. Историки обозначили, что их было четыре.
Древляне, по традиции которая существовала у восточных славян в те времена, когда победитель претендовал на всё имущество побеждённого, прислали к Ольге сватов, в количестве около 20 человек. Они передали Ольге предложение стать женой их князя Мала. Она приняла незваных посланников достаточно любезно, и сказала им, что примет их завтра, и пусть они не идут к ней пешком, а попросят отнести их на ладье к терему Ольги. За ночь в княжеском дворе была выкопана большая яма, в которую и скинули посланников вместе с ладьёй. Затем княгиня велела их закопать заживо.
А затем княгиня отправляет послание к Малу, в котором просит прислать ей более достойных и сильных сватов, «лучших мужей». Мал соглашается с её просьбой и присылает в Киев самых благородных представителей древлян. Под предлогом, что им нужно вымыться перед разговором с княгиней, их всех запирают в бане, а затем и заживо сжигают.
Ольга направляет к древлянам своих посланников со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже».
По прибытии она велит насыпать большой холм на месте убийства мужа, и затевает похоронный пир. Опоив древлян, Ольга приказывает своим людям убить их всех. В летописях указывается, что было убито более 5000 древлян, причем, основная часть была из самых знатных представителей древлянских племён. Затем Ольга возвращается в Киев. По прибытию на родину она сразу отдаёт приказ о сборе войска, для военного похода на древлянские земли.
Собрав войско, она в 946 году вместе со своим сыном отправилась на древлян. Древляне уже знали крутой нрав княгини. Они понимали, что на её милость рассчитывать им нельзя, поэтому сопротивление было отчаянное. Тогда она решает покорить древлян хитростью.
Она отправляет к ним посланника со словами, о том, что все города их уже взяты, и готовы платить ей дань. Древляне ответили, что готовы на заключение мира, но боятся её мести. Ольга ответила, что она уже отомстила, и больше мстить не собирается, а хочет только получить с них дань и вернуться в Киев. Осаждённые люди ей ответили, что у них нечем оплатить. Ольга притворилась великодушной и дала такой ответ: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».
Уставшие от боевых действий люди обрадовались такому повороту событий. Они увидели возможность прекращения осады, и поверили Ольги, передав ей требуемых птиц.
А вечером она приказала привязывать к лапкам птиц сухую траву, а затем перед тем как отпустить их поджечь. Город запылал практически мгновенно.
Княгиня правила страной «железной рукой». Она внедрила много реформ. После победы над дремлянами она начинает строительство домов из камня. Ольга хорошо помнила, как пылала столица ненавистного врага. Одним из первых каменных строений стал её дом, а затем и городской дворец.
Создала центры для торговли и обмена, так она наладила сбор подати. Каждому княжеству был назначен налог, который прозвали «полюдья».
Она провела налоговую реформу. Теперь не нужно было князю объезжать свои территории собирая подати, теперь данники самим её доставляли. Мёд, меха и различные ресурсы потекли в столицу Руси, а риск восстания недовольных снизился.
Около 950 года Ольга отправляется в Константинополь. Она преследовала сразу несколько целей в этом путешествии: демонстрация военного могущества Руси, дипломатическая миссия и, конечно, религиозное паломничество. Ольга наотрез отказалась принимать крещение в Киеве, в котором имелась церковь, она опасалась бунта местных жителей.
Вместе с ней в Константинополь отправилось около ста человек. Свита состояла из торговых людей, приближённых к правительнице знатных особ. Это были переводчики, русские князья, священник. Историки также высказывали предположение, что с ней отправилось не менее 1000 человек, включая охрану. А, следовательно, в гавань города вошла целая русская флотилия.
Принимал правительницу сам император Константин. После беседы с ней он сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». На что она ответила: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».
Крещение самим императором, конечно, добавило ей политического веса. Торговый союз с Византией, который был одним из каналов дохода киевских князей, стал более выгодным для «крёстной дочери императора». При крещении ей было дано имя Елена. Но в истории она осталась княгиней Ольгой.
По возвращению на родину, везя с собой книги и иконы, Ольга первым делом хотела крестить своего единственного сына Святослава. Но он оказался непримиримым противником христианства.
Княгиня Ольга во времена своего правления выстроила не один десяток храмов и монастырей. Так же она совершила поездку на северные территории, с целью крещения желающих. Её действия нельзя назвать гуманными. Она уничтожала языческие символы.
За время правления Ольга не смогла обратить в христианство всю страну. Новая вера не стала основной, но продолжала занимать место в душах людей. С возрастом ей пришлось отказаться от своих походов. Она поселилась в Киеве и занялась воспитанием внуков: Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Крестить их она не решилась, но веру им свою она привила. И они продолжат становление Руси на путь христианства.
После смерти мужа она больше не была в официальном браке. На предложение императора Константина стать его женой она отказала, сказав: «Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».
Княгиня Ольга умерла в 969 году. Её смерть не была насильственной, она скончалась от старости. В 968 году во время первого нападения на Русь печенегов она находилась в осажденном Киеве, вместе с внуками. Святослав в это время был в военном походе, вернувшись он разгромил врага, и снял осаду. Вновь собиравшегося в дорогу Святослава остановила Ольга и сказала, что она уже стара и попросила его остаться в городе. И всего спустя три дня великая княгиня умерла. Ольга была похоронена по-христиански, её тело было погребено в землю.
Её внук Владимир Святославович в 1007 году перенёс её мощи в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. В XIII веке состоялась её официальная канонизация и Ольгу стали почитать как равноапостольную святую. В Пскове есть мост и часовня, которые названы в её честь. Также в Пскове ей поставили два памятника.
ВИДЕОРОЛИК «Мудрая правительница Древней Руси»
В годы правления Ольги Киевская Русь окрепла. Ее авторитет признавали другие государства — в частности, Византийская империя. Именно эта правительница обменялась посольствами с германским императором Оттоном I. Княгиня Ольга на протяжении 20-летнего управления Киевской Русью сумела сохранить мир в своей стране, а также с иностранными государствами и соседями – кочевниками. При Ольге Русь стала известной в самых дальних странах Европы.
Прошу присутствующих расширять свои познания по теме мероприятия, обратившись к фонду библиотеки.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила Шумская В.В.