Звездный круиз «Классики фантастики»

      Комментарии к записи Звездный круиз «Классики фантастики» отключены

3 марта отмечается международный день писателя. Краеведческий БИЦ имени М. А. Шолохова предлагает Вам вместе с нами прикоснуться к творчеству таких классиков мировой фантастики как Айзек Азимов, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн, Рэй Брэдбери, Братья Стругацкие, Кир Булычев, Владимир Михайлов. Узнать о различиях в видении будущего наших писателей и западных, а также узнать, что оказывало влияние на формирование этого видения.

Начнем же с определения, что мы называем жанром «Фантастика» — творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Первым профессиональным писателем-фантастом стал французский литератор Жюль Верн. Именно время выхода его первых книг из серии «Необыкновенные путешествия», насквозь проникнутых верой во всесилие науки, можно считать официальной датой возникновения жанра научной фантастики. Его книги пользовались популярностью во всех европейских странах, поэтому элементы «жюль-верновского» подхода к реальности, основанного на идее «наука всесильна», использовали многочисленные авторы/

Видеоролик «Персоналии и история научной фантастики»

Первый переворот в развитии научной фантастики произвел в конце 90-х годов 19 в., когда английский писатель Герберт Уэллс внес в «жюль-верновскую», ранее в целом оптимистичную, научную фантастику элементы пессимизма, гротескности и социальной критики. После выхода важнейших романов Уэллса первого периода его творчества  («Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне», «Когда спящий проснется») «тематическое поле» научной фантастики в значительной части оказалось заполнено.

Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями.

Больше половины научно-фантастических книг советского периода описывали космические приключения и разработки– этот сюжет был основным и в науке, и в фантастике, которая в советский период очень активно брала основу из жизни общества.

Первая с хронологической точки зрения советская фантастическая повесть Н. Комарова «Холодный город» (1918) была посвящена глобальной катастрофе, которая преодолевается мощью технического гения человечества.

Зарождаются и оформляются утопия, антиутопия и дистопия советского времени (Замятин Е. «Мы» 1923 г., Шагинян М. «Месс-Менд» 1923 г., Эренбург И. «Трест Д.Е. История гибели Европы» 1923 г., Окунев Я. «Грядущий мир» 1924 г.), в них значительное место занимает тема революции, осмысливаемая под разными углами зрения. Тем не менее, технические фантазии занимают ведущее место в произведениях Толстого А. «Гиперболоид инженера Гарина» 1927 г., Мухановой Н. «Пылающие бездны» 1924 г., Катаева В. «Повелитель железа» 1925 г.

Самой яркой фигурой названного периода становится А. Беляев. В его произведениях человек живет под водой, как рыба («Человек-амфибия»), летает, как птица («Ариэль»), его голова длительное время живет отдельно от тела («Голова профессора Доуэля») и т.п. Доминантные черты фантастики этого периода – «научность» и «классовость».

Для сравнения направлений мысли в наших и зарубежных научно-фантастических произведениях, можно обратиться к сравнению «Космического кадета» Роберта Энсона Хайнлайна, а от СССР – роман «Гианэя» Георгия Мартынова. Это разные произведения, они написаны по-разному, но у них есть общая черта – это космическая фантастика. В обоих этих произведениях есть описание будущего – как его видит автор.

Как видит будущее Хайнлайн: с одной стороны, на Земле – мир. Никто ни с кем не воюет. Мир этот поддерживается «Патрульной службой». На орбитах Земли есть очень много «устройств». Переводчики просто и без затей обозвали их «бомбами». «Бомбы» — это именно термоядерные устройства. Как только в каком-то городе (или стране) начинаются какие-либо нехорошие настроения, туда могут «уронить» такое устройство с орбиты. И, как это сказано в романе – такое уже было.

Среди тех, кого «выкликают» на поверках, есть такой Мартин Эрера. Как только называются фамилии его – и прочих, кто пал на службе в Патрульной Службе, кто-то из присутствующих говорит: «Я заменяю его!» … В ходе одного из конфликтов, что возник на Земле, Эрера отправился в свой родной город, чтобы попробовать уладить всё мирным способом. Те же, с кем он  отправился договариваться, решили взять его в заложники – мол, по своим бить не станут. Однако, Эрера, отправившись «вниз», приказал, чтобы удар был нанесён в любом случае, если он не отменит его, лично прибыв на корабль. Резюмируя, можно сказать, что по Хайнлайну, мир основан на страхе. На страхе того, что будешь «возражать против США» (а главгерои произведения все уроженцы Америки) – прилетит «подарок» на несколько мегатонн. И защититься от него не получится. Такой вот себе «мир», особенно с учётом того, что всё это дело уже применялось.

Что же касается мира, что описан в романе «Гианэя», то тут всё совершенно иначе. Никто ни про какую войну не говорит. На Земле мир –люди сами смогли договориться о мире. А над Землёй нависает угроза – и очень даже серьёзная угроза – некие создания, родом с очень далёкой планеты, хотят устроить на Земле свою колонию. Одна беда – люди им там не нужны. И для этого они строят на Луне базу, с которой периодически стартуют два беспилотных аппарата. Аппараты эти выходят на орбиту Земли, чтобы облучать планету неким излучением… И вот с этого и начинается завязка романа.

И книга на самом деле увлекает сюжетом, теми событиями, что там происходят, приключениями и тому подобными вещами. И знаете, несмотря на то что героям придётся пройти через очень многое, несмотря на то что им придётся не раз рискнуть собой – роман очень хорош. И, что самое необычное – в романе нет никакого насилия, нет никакой жестокости и прочего.

Советская фантастика никогда не превращалась в боевик, даже несмотря на то, что порой герои советских произведений и сталкивались с враждебно настроенными расами. Можно сказать, что батальные сцены присутствуют у Александра Казанцева в «Пылающем острове», но русские там обороняли стройку, которая должна была всех спасти. Удивительно, что это шло вразрез с планами капиталистов, которые хотели делать деньги на «спасении жизни». Так и получается, что большая часть советской фантастики построена на не войне, не представляет собой боевую фантастику или фантастической боевик, а основана на мирном исследовании космоса, на мирном сосуществовании.

Даже элементы боевика, например, в приключениях Алисы Селезнёвой в произведениях Кира Булычёва – не боевик. Герои выходят из всех испытаний не грубой силой, не превосходной огневой мощью – а исключительно умом и добрыми намерениями.

Советская научная фантастика пропитана духом исторического оптимизма, будущее представляется если уж не безоблачным, то, по крайней мере, более справедливым, разумно устроенным и гармоничным, чем современность. Советские фантасты верили в человека и в человечество, и заражали этой верой и мечтой своих читателей. Иное дело фантастика американская, с её бунтами роботов, нашествиями зубастиков, глобальными пандемиями, кровавыми схватками с чужими и прочая-прочая. Таким образом создаётся ощущение, что американцы и впрямь живут в условиях «конца истории», который предрёк после развала СССР Фрэнсис Фукуяма. Будущее у них уже давно наступило, лучше, чем сейчас, быть не может по определению, всё, что может произойти плохого, обязательно произойдёт.

Увы, но современная российская научная фантастика сейчас мало отличается от такой же на Западе, хотя и сохраняя черты от старой Советской школы.

Книжная выставка «Звездные персоналии»

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовил Кобяцкий В.И.