Литературный очерк «Портрет художника в юности»

      Комментарии к записи Литературный очерк «Портрет художника в юности» отключены

2 февраля исполняется 140 лет со дня рождения знаменитого ирландского писателя и поэта, считающимся одним из самых влиятельных авторов ХХ века в мире западной литературы – Джеймсу Огастину Алоишейсу Джойсу или Джеймсу Джойсу, как он известен нашему читателю. Писатель творил в начале ХХ века, времени, когда менялось все: искусство, быт и культурное восприятие людей, появлялись новые философии и научные теории. Его произведения были очень прогрессивными для того периода и из-за этого встречали неоднозначную оценку современников Джойса, а некоторые книги, такие как «Улисс» или «Дублинцы» долгое время не могли найти своего издателя.

Краеведческий Библиотечно-информационный центр имени М. А. Шолохова приглашает Вас познакомиться с литературным наследием Джеймса Джойса в нашем литературном очерке «Портрет художника в юности»!

Джеймс Джойс – знаменитый ирландский писатель и поэт, считающийся одним из самых влиятельных авторов XX века. Мастер литературы, внесший вклад в развитие модернизма, прославился благодаря романам «Улисс», «Портрет художника в юности» и «Поминки по Финнегану», а также рассказами сборника «Дублинцы».

Еще в студенческие годы Джойс начал писать одно из первых своих произведений – «Эпифании», которое было окончено в 1903 г. После этого были изданы такие работы, как «Камерная музыка» и «Святая контора».

В 1904 г. Джеймс Джойс начал создавать сборник рассказов «Дублинцы», где описывал жизнь соотечественников того времени. Этот труд писался на протяжении нескольких лет. Тогда же было окончено психолого-автобиографическое эссе «Джакомо Джойс». Интересен факт, что данное произведение признано одним из лучших среди малой модернистской прозы. В нем повествовалось о пережитой Джойсом влюбленности в свою ученицу по имени Амалия Поппер.

Некоторые ранние рассказы были опубликованы в различных дублинских журналах. Джеймс Джойс в течение нескольких лет тщетно пытался опубликовать «Дублинцев». Для того чтобы книга увидела свет, Джойс был вынужден обращаться к разным издателям, но получал отказ. В конце 1905 г., написав 10 рассказов, Джойс в надежде на издание «Дублинцев» отправляет сборник английскому издателю Гранту Ричардсу (Grant Richards), который годом раньше отказался издавать сборник стихотворений Chamber Music. Пока длились переговоры с Ричардсом, Джойс написал еще 4 рассказа и исправил рассказ «Сестры».

В апреле 1906 года Ричардз сообщает Джойсу, что в некоторые рассказы необходимо внести изменения, на чем настаивает печатник. Джойс твердо отказывается от какой-либо правки, и Ричардз расторгает контракт с Джойсом в конце 1906 г. В одном из писем к Гранту Ричардсу в 1906 г. Джойс писал о «Дублинцах»: «Моим намерением было написать главу моральной истории моей страны, и я выбрал в качестве сцены Дублин, поскольку этот город показался мне центром паралича…»

В 1907 году Джойс пишет рассказ «Мертвые» (The Dead) и посылает сборник издателю Elkin Mathews, который осуществил выпуск книги Chamber Music. Но и там отказались издавать «Дублинцев».

Затем Джойс отправляет «Дублинцы» в дублинскую издательскую контору Maunsel and Co., подписавшую контракт с Джойсом в 1909 году. В 1910 г Джордж Робертс (George Roberts), один из основателей Maunsel and Co., настаивает на том, чтобы Джойс смягчил некоторые места в рассказах из-за опасения, что некоторые рассказы могут быть признаны оскорбительными в Дублине. С Робертсом Джойс оказался более сговорчивым, чем с Грантом Ричардсом, и согласился на некоторые изменения. Переговоры насчет этих изменений, которые Джойс вел из-за границы, тянулись еще два года. Чтобы устроить публикацию сборника «Дублинцы», Джойс приехал на некоторое время в Ирландию. В 1912 сборник был уже отправлен в набор, однако, по поводу ожидавшегося выхода книги разразился скандал.

Печатник Робертса — Джон Фальконер (John Falconer) — опасаясь дальнейшего роста недовольства, сжег тысячу уже отпечатанных экземпляров книги, за исключением одного, хранившегося у Джойса. В ожидании поезда, на железнодорожной станции Джойс написал гневный памфлет против Робертса и Фальконера, посвященный этому эпизоду — «Газ из горелки» (Gas from a Burner).

В ноябре 1913 года Ричардс неожиданно вновь проявляет интерес к когда-то отвергнутому им сборнику «Дублинцы» и предлагает издать рассказы отдельной книгой без каких-либо исправлений, на которых он настаивал в прошлом.

В 1914 году, наконец-то, «Дублинцы» были изданы отдельной книгой тиражом 1250 экземпляров. Однако книга расходилась плохо: спустя 6 месяцев было продано лишь 379 копий.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Это был первый законченный роман Джеймса Джойса, главный герой которого (Стивен Дедал) перейдет и в следующую грандиозную книгу Джойса — «Улисс».

В романе Джойс отслеживает интеллектуальное и религиозно-философское становление своего персонажа, который подвергает сомнению безоговорочную истинность католических постулатов и устройство современного ему ирландского общества.

Имя героя является ссылкой на древнегреческий миф о мастере Дедале, создавшем искусственную пару крыльев. Кроме того, Стивен Дедал в романе является альтер-эго Джойса. Сама книга «Портрет художника в юности» является переработкой ранней рукописи Джойса «Стивен Герой», в которой автор разочаровался в 1905 году. Многие части остались не изменёнными, в то же время характер повествования кардинально отличается от ранней рукописи. Черновой вариант рукописи «Стивен Герой» был издан после смерти Джойса в 1944 году.

В 1914 г. писатель начинает работать над своим главным произведением в творческой биографии – романом «Улисс». Эта книга писалась на протяжении 7 лет. Она представляет собой сложное полистилистическое произведение и считается вершиной литературного модернизма. На страницах «Улисса» находится большое количество исторических, философских, литературных и культурных аллюзий. Действия 600-страничной книги повествуют об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. В этом труде имеются явные и скрытые посылы к «Одиссее» Гомера.

После окончания работы над этой книгой, Джеймс был так сильно истощен, что долго не мог заниматься никакой писательской деятельностью. Джойс писал «Улисса» в период 1914 — 1921 гг., как раз во время Первой мировой войны. В письме к Харриет Шоу Уивер Джойс заметил, что потратил на написание «Улисса» по крайней мере 20000 часов.

Джойс описал один день (с 8 утра до 2-х ночи) из жизни дублинского еврея Леопольда Блума и молодого писателя Стивена Дедала. День, в который происходят события книги, — 16 июня 1904 года. Именно в этот день произошло первое свидания Джойса с Норой Барнакль, которая впоследствии стала его верной спутницей жизни.

Действие книги происходит в родном городе Джойса — Дублине. Каждый эпизод происходит в определенном месте города, а место действия всегда имеет подробное описание. Детали города, описанные в книге, настолько правдивы, что, однажды Джойс сказал: «Если город исчезнет с лица земли, его можно будет восстановить по моей книге». Реальны и многие события, упомянутые в книге, как, например, скачки на Золотой кубок в Аскоте. Примечательно, что Джойс писал «Улисса» вдали от Дублина, однако, для описания деталей использовал справочник «Весь Дублин за 1904 год» и газеты за 16 июня 1904 год.

Роман долго запрещали и не печатали — после того, как некоторые главы появились в печати в 1918—1921 годах, роман запретили, обвинив автора в непристойности. Впервые целиком он был издан только спустя 12 лет после окончания рукописи.

В 1922 г. Джойс приступил к написанию своего последнего крупного произведения «Поминки по Финнегану» — экспериментальный «словотворческий, мифологический и комический» роман, над которым полуослепший автор работал в Париже в течение 16 лет (начал работу 10 марта 1923 года). Увидел свет при жизни автора, в 1939 году, и вызвал крайне неоднозначную реакцию в литературном сообществе. Текст романа представляет собой макароническую цепочку бесконечных каламбуров и неологизмов с использованием многих языков, что делает его малодоступным для понимания.

Сюжет и персонажи книги вызывают оживлённые споры литературоведов. Название отсылает к народной ирландской песне об алкоголике, воскрешённом спрыскиванием «водой жизни» — виски. Finnegans Wake — последнее произведение Джойса, до выхода в свет отдельным изданием публиковавшееся под названием Work in Progress. Писатель умер спустя 20 месяцев после выпуска книги, так и не успев дать пояснений к своему тексту.

Личная жизнь

Когда Джеймсу было около 22 года он познакомился с Норой Барнакл, которая трудилась горничной в отеле. В этом браке у пары родились сын Джоджио и дочь Лючия. Любопытно, что влюбленные узаконили свои отношения только через 27 лет после начала совместной жизни.

В молодости супругам пришлось пережить немало материальных трудностей, поскольку Джойс постоянно менял работу, не имея стабильного заработка. Он занимался преподавательством, трудился клерком в банке, продавал ткани и т.д.

В 1907 г. Джеймс начал стремительно терять зрение, вследствие чего ему было проведено свыше десятка операций. Финансовое состояние супругов начало улучшаться только после того, как писателю удалось добиться признания на литературном поприще.

Накануне смерти поэт перебрался в Цюрих, где ему была проведена операция в связи с прободной язвой. К тому моменту биографии он серьезно страдал от последствий глаукомы. Джеймс Джойс умер 13 января 1941 года, через пару дней после операции. На момент кончины ему было 58 лет.

Видеоролик: Гений места с Петром Вайлем. Серия 22. Джеймс Джойс — Дублин

Ирландский классик оказал заметное влияние на мировую культуру. Важно отметить, что положением на сегодня он является одним из наиболее читаемых англоязычных прозаиков. В 1999 г. журнал «Time» включил Джойса в рейтинг «100 героев и кумиров XX века».

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовил Кобяцкий В.И.