Дорогие друзья!
На высоком берегу реки Камы стоит старинный город Елабуга. Тут в семье купца 25 января 1832 года родился Иван Шишкин. Мальчику повезло с отцом: тот интересовался историей, археологией и смог привить сыну любовь к родной стране и её природе.
Из воспоминаний двоюродной сестры художника Е.В. Шишкиной: «Мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны самыми замысловатыми фигурами… Бывало и так, что в жаркие дни у ворот собирались няни, хвастались скромностью и кротостью детей купеческих. В разговорах никто не замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева дома шли обычно жаловаться родителям Вани. Няня и соседи прозвали его «мазилкой».
Отец, замечая тягу сына к рисованию, принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них — Осокиным, Иван вскоре познакомился.
Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и в меру своих сил он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.
Надо сказать, что в августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния в Казани, но бросил учёбу: он считал, что уклад учебного заведения убивает в нём индивидуальность и свободу художественного мышления. Решил перебраться в Москву. Уговорить семью было непросто, а вот отец поддержал сына. В Москве Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.
За внешний вид и молчаливость новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поражал редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» — таков был девиз Шишкина в ту пору.
Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.
Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств. В 1862 году он попал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным.
За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.
К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Так, полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.
В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса.
Но сколь бы ни был велик творец, его жизнь не складывается только из творчества. Жизнь имеет свою житейскую сторону. И у Шишкина создание прекрасных полотен происходило на фоне семейных событий. К сожалению, не только счастливых.
Ивану Ивановичу Шишкину было 42 года, когда умерла его жена Евгения Васильева, сестра художника Фёдора Васильева. Чуть позже умер их сын. Второй женой Шишкина стала талантливая художница Ольга Лагода. Ольга умерла через год после свадьбы. И эта утрата стала причиной тяжелейшей душевной драмы. Когда страдание становилось невыносимым, Шишкин с друзьями из училища живописи и ваяния уезжал в деревню. Художник пил, стараясь избавиться от душевной боли. Но побеждала сильная натура, он брал себя в руки и снова рисовал. Поразительно, как в таких драматических обстоятельствах создавались шедевры!
Иван Иванович Шишкин и умер за мольбертом, работая над картиной «Лесное царство». Было это 20 марта 1898 года.
Виктор Васнецов писал когда-то Шишкину: «Корни наши так высоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать». Время показало правоту этих слов. И сегодня полотна Шишкина способны вызывать у зрителей сильные эмоции. Целостное ощущение мира природы, любовь и преклонение перед ним нельзя смешать с копированием.
У Шишкина ценнейшим качеством живописи является глубочайшее проникновение в душу лесного пейзажа. В его полотнах мы находим полную открытость и личную искреннюю откровенность, с которой переданы и неброская прелесть русской природы, и любовь автора к Родине.
ВИДЕОРОЛИК «Мастер лесного пейзажа»
Но об одной картине Ивана Ивановича хочется сказать отдельно.
Это картина «Утро в сосновом лесу»
Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Правда, называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Павел Михайлович неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Когда он платил за картину — на ней стояла одна подпись — Ивана Шишкина, когда получил — уже две: к фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н.А. Мудрогель в книге «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.
Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись.
ВИДЕОРОЛИК «Утро в сосновом лесу»
Тема леса для Ивана Шишкина не просто была любимейшей. Леса являлись для художника неиссякаемым источником для творчества. И хоть в то время существовало целое созвездие выдающихся мастеров русского пейзажа, каждый работал в собственном направлении. Куинджи, Поленов, Саврасов, Левитан — они были разными, но все блистательны и оригинальны. Если сравнить, например, Шишкина и Куинджи, то нельзя не признать, что если первый более совершенен в передаче света, то второй — более силён как рисовальщик.
Лес на картинах Ивана Шишкина особенный. Вот что писал о своих впечатлениях от одной из картин Шишкина Иван Крамской: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему…, тут он всё знает. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом… Шишкин — это человек — «школа».
И об этом можно почитать.
Приходите в нашу библиотеку! Здесь вы найдёте много интересного и полезного.
Прошу присутствующих расширять свои познания по теме мероприятия, обратившись к фонду библиотеки.
Спасибо за внимание.
Мероприятие подготовила Шумская В.В.