Литературный коллаж «Жизнь и театр»

      Комментарии к записи Литературный коллаж «Жизнь и театр» отключены

15 января знаменательная дата – 400 лет со дня рождения интереснейшего автора комедиографа, которому были подвластны любые эмоции и настроения самых разных представителей человеческого мира: отважные герои и трусы, лидеры и тихони, сплетники и плуты, бедняки и богатеи – Жана-Батиста Мольера.

Жан-Батист Мольер -(1622-1673 гг.) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера.

За свою жизнь Мольер создал 40 пьес, но до наших дней сохранилось лишь 32 из них. Остальные были утеряны безвозвратно.

Настоящее имя комедиографа – Жан-Батист Поклен.

Знаменитый комедиограф Жан-Батист Мольер всю жизнь твёрдо знал, чего он хочет — быть актёром, быть писателем и литератором. Он успешно справился со всеми этими задачами, и широко прославился даже среди высшего света.

Видеоролик «Жизнь и театр»

 Факты из биографии Мольера

*Родители занимались обивкой мебели, в семье всегда были лишние деньги. Поэтому в детстве мальчик жил в достатке. К сожалению, он в раннем возрасте лишился матери, скоропостижно ушла заболев туберкулёзом. Отец страстно желал, чтобы сын продолжил его дело. В связи с этим, парень рано пошёл работать, а образование начал получать лишь в юношестве.

*Отец желал, чтобы сын пошёл по его стопам, либо отправлялся на обучение профессии адвоката, но Мольер этому так отчаянно воспротивился, что всё-таки добился своего и стал учиться на актёра.

*Настоящая фамилия Мольеру не нравилась, поэтому он и изобрёл себе псевдоним.

*В Париже Мольер учился в знаменитой Клермонской коллегии, в которой в то же самое время проходили обучение принцы королевской крови, приходившиеся роднёй королю.

*В 14 лет он поступил в Клермонский иезуитский колледж по настоянию деда. Он изучал иностранные языки, математику и некоторые естественные науки. В то же самое время проходили обучение принцы королевской крови, приходившиеся роднёй королю, но автор не зависел от этих обстоятельств, всегда выбирая себе свой путь.

*Благодаря приобретённым знаниям он смог переводить литературные произведение и читать труды заграничных авторов, в том числе Плавта и Теренция. Окончив обучение, он получил квалификацию преподавателя. По специальности он работал очень мало. Жан-Батист также имел опыт работы адвокатом. Тем не менее вскоре парень решил стать актёром театра.

С того момента он взялся за создание собственного театра. У него нашлись единомышленники, которые помогли будущему комедиографу успешно начать новое дело. Театр был назван “Блистательным”. Именно с этого момента Жан-Батист становится официально Мольером. Этот псевдоним останется у него до конца жизни.

*В 1646 году труппа отправилась гастролировать по всем крупным городам Франции. Она также выступала и в провинциальных театрах. Вскоре интерес к популярным пьесам начал спадать. Поэтому Мольер решил заняться написанием собственных произведений. Теперь он окончательно решил стать комедиографом, выступление на сцене больше не казалось ему столь романтичным и почётным занятием.

*В 1651 году выходит его первая пьеса под названием “Смешные жеманщины”. Автор был очень сильно удивлён, что его труды очень быстро стали популярными в обществе. Успех пьесы побудил Мольера продолжить заняться написанием следующих произведений. За 5 лет у него вышло много комедий, в том числе “Школа мужей”, “Дон Жуан” и “Мизантроп”. Эти комедии являлись сатирой. Многие представители властвующих слоёв противились и темам и характерам обличённым драматургом.

*Обострившиеся проблемы не вынудили известного комедиографа остановить работу театра. Во многом ему помогли представители королевской семьи. Они объявили труппу королевской, повысив её авторитет в обществе. Мольер продолжил писать пьесы. С 1664 по 1673 года он написал порядка 10 крупных произведений, в том числе комедии “Принцесса Элиды”, “Скупой” и “Мещанин во дворянстве”.

*Главные роли он исполнял самостоятельно. Одной из хороших вышла роль Цезаря в трагедии Корнеля «Смерть Помпея». /Художник Н. Миньяр, 1656г./

*Мольер работал очень усердно, что сказалось на его здоровье. В связи с этим, ему очень часто становилось плохо прямо на сцене. На одном из спектаклей ему стало не по себе. Актёр кашлял кровью. Соратники Мольера отвезли его домой. Лекари не смогли приехать вовремя. Комедиограф ушёл из жизни 17 февраля 1673 года.

Близкое знакомство с античной драмой и с театром соединялось у Мольера с глубоким знанием человеческой натуры и с ясным пониманием нравственных недугов и слабостей его современников. Тщательный выбор, образность, характер слов и легкость его стихов придавали его произведениям высокое совершенство и изящество внешней формы, а его диалогам – чисто французскую грацию.

Он писал с одинаковой легкостью и гениальные фарсы и самые глубокие обдуманные характеристики. Всеми произведениями автор постоянно обращался к действительной жизни.

Чтоб забавлять толпу, на злобу дня Мольер иногда писал водевили и национальные фарсы. К этому разряду принадлежат: «Лекарь поневоле», «Мещанин во дворянстве», «Жорж Данден», «Сганарель», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Осмеявши нравственные недуги своего времени в комедиях «Скупой» и «Учёные женщины», Мольер изобразил в самой тщательно отделанной и в самой законченной из своих комедий, «Тартюфе», притворное благочестие пиетистов, скрывающих под маской религии себялюбивые мирские стремления и чувственные влечения.

Со времен Корнеля, Расина и Мольера драма сделалась предпочтительной во французской поэзии.

*Будучи признанным комедиографом, Мольер и сам много играл на театральной сцене, причём если в собственных пьесах он играл обычно комические роли, то в чужих он нередко играл трагических героев.

*Иоганн Гёте, автор знаменитого «Фауста», очень высоко отзывался о творчестве Мольера.

*Из-за своенравного характера комедиографа, который не боялся показать жизнь такой, какая она есть, пьесы Мольера неоднократно запрещались, а театр закрывался.

*Во всех комедийных пьесах Мольера очень едко высмеиваются людские пороки. Одно из самых известных и популярных его произведений — «Мещанин во дворянстве».

*Жена Мольера была моложе его на 20 лет. Когда они поженились, ему было 40, а ей 20. У них было трое детей, двое из которых ушли ещё в раннем возрасте, а третий ребёнок ушёл в возрасте семи лет.

*Несмотря на то, что он не был дворянином, к нему с уважением относились знатные господа и сам французский король — все они по достоинству ценили талант Мольера, который фактически создал жанр комедии в том виде, в котором он с некоторыми изменениями дошёл и до наших дней.

*Король Людовик XIV благоволил Мольеру, и даже согласился быть крёстным отцом его первого сына. Людовик 14-й и Мольер(справа) /на картине Жана-Леона Жерома/

*Последним произведением Мольера стала комедия «Мнимый больной», написанная им, когда он сам уже был неизлечимо болен. Когда она ставилась на сцене театра в четвёртый раз, Мольер, игравший в ней одну из главных ролей, почувствовал себя плохо прямо на сцене. Через несколько часов после этого великий комедиограф скончался.

*Всю жизнь у Мольеры были весьма натянутые отношения с церковью. После смерти его даже отказывались хоронить. В результате вопрос решился только после прямого вмешательства короля. В итоге его всё-таки похоронили, но всё равно за оградой кладбища.

*Множество пьес Жана-Батиста Мольера и по сей день ставятся в театрах по всему миру.

*Имя великого комедиографа носит один из кратеров на планете Меркурий.

*Во Франции учреждена литературная премия имени Мольера.

Предлагаем вашему вниманию фильм и спектакль из архива ГосТелеРадиоФонда:

Отечественная экранизация «Мнимый больной» по пьесе Мольера / с О. Ефремовым в гл. роли/:

16+  Отечественная экранизация «Тартюф» по Мольеру /М. Боярский в гл. роли:

Спектакль по пьесе «Мещанин во дворянстве» /театр им. Вахтангова /:

В наше время в Санкт-Петербурге существует постановка «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» — балет Бориса Эйфмана.

А также более современная постановка в фонде телеканала «Культура», телеспектакль Государственного Академического Малого Театра «Мнимый больной»:

/1-я часть/  

https://youtu.be/j8NgcoJh3Ug

/2-я часть/

https://youtu.be/LiGG7_-Ov5c

Цитаты и высказывания:

*Любовь – великий учитель.

*На свете нет лекарств противу клеветы —

Нам надо честно жить и презирать злословье,

А сплетники пускай болтают на здоровье.

*Завистники умрут, но зависть никогда.

*Высшее доказательство любви – подчинение воле того, кого любишь.

*Любовь ревнивца более походит на ненависть.

*Надо действовать, дела решают спор лучше, чем слова.

*Медицина – одно из величайших заблуждений человечества.

*От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

*Учёность в дураке несноснее всего.

*Грамматика повелевает даже царями.

*Кто всякому друг, того я другом не считаю.

*Кто время выиграл – всё выиграл в итоге.

Столько мудрости в словах автора. Если вдуматься, времени прошло…  уже 400 лет. И тогда и сейчас существовали авторы, которые несли мудрость жизни в своих произведениях, адресованную всем способным мыслить и понимать, чувствовать и переживать, стремиться и учиться быть ближе к образу человеческому. Чтение хороших книг облагораживает души.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Васильева О.А.