Кинолекторий «Мастер детектива»

Дорогие друзья! 8 октября исполняется 90 лет русскому, советскому писателю, сценаристу и прозаику, публицисту, поэту, педагогу и журналисту, основателю журнала «Детектив и политика» и газеты «Совершенно секретно», заслуженному деятелю искусств РСФСР – Семенову Юлиану Семеновичу. Предлагаем Вашему вниманию кинолекторий «мастер детективов» в котором мы с Вами узнаем об известных книгах Юлиана Семеновича и их экранизациях.

За многие годы в российской и советской литературе сформировался литературно-киношный образ разведчика: боец невидимого фронта отличался в первую очередь мужеством перед лицом врага, во вторую — бесконечной борьбой с желанием разрядить в этого врага обойму.

Семенов придумал другого советского разведчика — ироничного интеллектуала и виртуозного игрока, для которого хорошая интрига — это такое же убойное оружие, как вербовка или умение вскрывать сейфы с картами. Образ советской разведки, работать в которой мечтали все юноши, в свое время сформировал именно Семенов. В его романах Лубянка представала таким идеальным НИИ, где аналитического ума сверхлюди решали сложнейшие логические загадки. Киносимволом этого мозгового центра стал Вячеслав Тихонов, причем не столько в «Мгновениях», сколько в «ТАСС уполномочен заявить», где его генерал Константинов — чистой воды академик, бьющийся над неразрешимой проблемой.

Чекисты у Семенова начитанны и спортивны (в теннис играют и Штирлиц, и генерал Константинов, и полковник Славин), умеют пить не пьянея, а бутылку при случае могут и открыть ребром ладони, и разбить о голову врага.

Семенова пускали в архивы, с ним бывали откровенны большие погоны, ему многое позволяли. Советский политический детектив априори рассказывал о работе не разведки, а контрразведки (разумеется, если дело не происходило во время Великой Отечественной или Гражданской войн). Чекисты боролись с иностранными шпионами на своей территории, а если и выезжали за границу, то под видом завербованных пособников (как Синицын-Бекас в трилогии о резиденте Тульеве).  

У Семенова было несколько любимых тем, к которым он обращался то и дело. Он недолюбливал Китай, причем явно искренне и сделал китайцев злодеями международного масштаба в «Бомбе для председателя» и «ТАСС уполномочен заявить». Его волновала тема предательства и РОА, как минимум в двух книгах у Семенова действуют бывшие власовцы, отсидевшие свое и спокойно живущие в СССР.

Книжная выставка «Книги Юлиана Семенова»

Его герои-полковники при каждом удобном случае заводят разговоры о неопасности для социализма частного предпринимательства в отдельных отраслях экономики —позиция, порожденная личным опытом автора: Семенов занялся бизнесом, как только это стало можно. Несколько перестроечных лет были, вероятно, счастливейшими в его жизни: именно в эту эпоху сын репрессированного и поклонник Дзержинского (Семенов написал о нем огромный роман «Горение») мог чувствовать себя наиболее органично. Есть, вероятно, и некоторая злая ирония в том, что Юлиан Семенов умер за две недели до начала октябрьских событий 1993 года, которые положили начало уже совсем другому времени.

Юлиан Семёнов выпустил более ста книг — рассказов, романов и пьес. По его произведениям было снято 20 популярных и любимых зрителям фильмов. Среди них:

«Петровка, 38«

Семёнову очень хотелось написать произведение на МУРовскую тему, но, когда он озвучил задумку главному редактору журнала «Юность» — тот начал его отговаривать, а когда понял, что автор упорный, сказал: «Давайте, давайте. Будем печатать, если получится». В результате повесть «Петровка, 38» стала началом трилогии романов о работниках Московского уголовного розыска, правда, вышла не в «Юности», а в журнале «Москва».

Вскоре по пьесе был поставлен спектакль, а затем снят фильм.
Писатель активно работал над фильмом — писал и правил сценарий, отсматривал пробы актеров, договаривался с сотрудниками МУРа, чтобы актеров познакомили с профессией и пустили в архивы. Фильм снимали по одноименному адресу, на Петровке, 38, где в то время располагался МУР, а сейчас МВД России. Специально для съемок на территории построили декорации, а будничная работа сотрудников создавала необходимый фон.

Главные роли в детективе об ограблении сберкассы и убийстве милиционера сыграли Георгий Юматов и Василий Лановой, уже снимавшиеся вместе в фильме «Офицеры». Сильный актерский состав, детективная интрига и знаменитый первоисточник сделали «Петровку, 38» одним из самых популярных фильмов 80-го года — его посмотрело 53 миллиона зрителей.

«Огарева, 6»

Продолжение «Петровки, 38», но уже по другому адресу. Во второй части майор Костенко получил повышение до полковника и вместе с полковником Садчиковым они расследуют хищения на ювелирной фабрике и связанные с ними убийства и нападения.

К присутствию актеров в Московском уголовном розыске уже привыкли, их любили и оказывали всяческую поддержку — Ланового, Юматова и Евгения Герасимова, игравшего капитана ОБХСС пускали уже не только в кабинеты, но и на допросы и даже в тюремные камеры. Сейчас улицы Огарева в Москве уже нет — ее переименовали в Газетный переулок, а вот здание по-прежнему существует. Раньше там находилось Министерство внутренних дел, а сейчас — Следственный комитет и кадровый департамент МВД России.

«Противостояние»

Через пять лет вышел сериал «Противостояние». Заключительная часть трилогии, предыдущими частями которой были «Петровка, 38» и «Огарева, 6».

Роль полковника Владислава Костенко вместо Василия Ланового в шестисерийном фильме играет Олег Басилашвили, а сюжет построен на розыске политического предателя, бывшего власовца и дезертира Николая Кротова, живущего под другим именем. В основу сюжета легла реальная история — в середине 60-х в Магадене таксист убил золотоискателя, забрал у него аккредитив на выдачу денег и получил их в сберкассе. Юлиан Семенов лишь дописал преступнику захватывающую биографию.

«ТАСС уполномочен заявить…»

Сериал о борьбе советской и американской разведок и разоблачении агента ЦРУ Трианона так же стал одним из рейтинговых экранизаций произведений Юлиана Семёнова. Сюжет частично основан на реальных событиях — у героев были прототипы. Трианон существовал на самом деле — это был советский дипломат Александр Огородник, прототипом полковника Славина был друг Юлиана Семёнова — генерал КГБ Вячеслав Кеворков, под именем полковника Константинова был выведен заместитель начальника контрразведки Виталий Бояров, а сам Юлиан Семенов в фильме стал журналистом Дмитрием Степановым.

День премьеры согласовывали на высшем уровне — его назначило Политбюро Ц К КПСС. 28 июля 1984 года в Лос-Анджелесе открывалась Олимпиада, которую бойкотировал СССР, и премьера нового фильма по произведению знаменитого писателя с участием Юрия Соломина, Вячеслава Тихонова, Алексея Петренко, Георгия Юматова, Ирины Алферовой и других звезд первой величины должна была отвлечь зрителей от просмотра церемонии.

«Семнадцать мгновений весны»

Легендарная экранизация, которая неподвластна времени и до сих пор собирающая у экранов большое число зрителей. Одноименный шпионский детектив Юлиана Семёнова входил в цикл произведений о советском разведчике Исаеве-Штирлице, который после премьеры фильма стал культовой личностью, героем анекдотов и предметом женских грез.

Режиссер Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова.

Образ разведчика, работающего во вражеской ставке, настолько впечатлил режиссера, что она связалась с автором и добилась чтобы он отозвал уже написанный сценарий из «Ленфильма» и передал ей. Сначала Лиознова попросила Семёнова добавить в сценарий мелодрамы, но это не было его сильной стороной, и всю написанную им романтику она переделала. От себя добавила несколько персонажей «без мундиров» в окружение Штирлица — например, Габи и фрау Заурих, вписала встречу с женой в кафе, ставшую одной из самых романтических сцен советского кино. Этот чисто женский подход только украсил экранизацию.

Двенадцатисерийный фильм показали в августе 1973 года и успех был ошеломляющим — его смотрели не только в СССР, но и за границей. Например, Фидель Кастро организовал просмотр картины для членов своего правительства, а венгерский пограничник шутил, что во время выхода в эфир никто не бежал через границу в Австрию — там не показывали Штирлица.

«Исаев»

Самая современная экранизация произведений Юлиана Семёнова и снова о Штирлице. Сериал снят в 2009 году по двум романам и одному рассказу из цикла о легендарном разведчике — «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» и «Нежность». До этого «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о хищениях драгоценностей из Гохрана уже выходили отдельным фильмом в 1975 году, роль разведчика там сыграл Владимир Ивашов. Историю о первых заданиях совсем молодого Исаева в Ревеле и Владивостоке снял Сергей Урсуляк. После успешной «Ликвидации» ему предложили на выбор несколько сценариев, однако, он решил воспользоваться ситуацией и осуществить свою мечту — экранизировать Юлиана Семенова.

Роль Исаева сыграл Даниил Страхов. Избежать сравнений, конечно, не удалось, но сам актер про своего героя говорил: «Пока он еще не Штирлиц, и в этом его большое отличие от персонажа Тихонова. Образ, который создал Вячеслав Васильевич, более возрастной, что ли. Его герой в Германии стал более закрытым, суперпрофессиональным, непробиваемым, идущим по лезвию. Но внутри у него все кипит… Мой же Исаев еще мальчишка, совсем другой человек хотя бы потому, что на 20 лет моложе, — соответственно, меньше опыта, мозолей, болей…».

Юлиана Семенова не стало задолго до премьеры, но сценарий и экранизация были одобрены его дочерью — журналисткой Ольгой Семёновой. В сериале «Исаев» она сыграла роль Марии Козловской. Это не первый раз, когда она снималась в экранизациях произведений отца — до этого она играла журналистку Киру в фильме «Противостояние».

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовил зав.схл — Кобяцкий В.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *