Литературный вечер «Кто любит, тот не спрашивает, что делать»

Дорогие друзья! 21 августа исполняется 150 лет со дня рождения Леонида Николаевича Андреева. Это был человек глубокий и вдумчивый, пессимизм его включался чаще обычного при общении с людьми, в рассуждениях о жизни. Не все могли тронуть его как друга. Творчество автора затрагивает множество вопросов, направлений, оно многогранно.

«Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идёт и делает всё. Он плачет, он кусается, он душит врага и кости ломает у него! Кто любит!» – цитата из книги Леонида Андреева

«Бездна» -рассказ с невероятно эмоциональным выплеском жизненного напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. В произведении, полном пессимизма, автор не рассказывает историю, а дает волю своему мрачному мироощущению, рисует образами Босха, где каждый герой – не свершившаяся тризна по душе и оттого совершенное чудовище.

«Иуда Искариот» — одного из лучших произведений в русской и мировой литературе.

Книга эта обращена к человеку. Она заставляет задуматься — о том, что такое истинная любовь, подлинная вера и страх смерти. Леонид Андреев словно бы спрашивает — ничего ли мы здесь не путаем? Не прячется ли за нашей верой страх смерти? И много ли веры в нашей любви? Задуматься и почувствовать…

Иуда из Кариота — символ предательства, великий грешник, обрекший Иисуса Христа на смерть. При этом Иуда, пожалуй, самый загадочный евангельский персонаж — тем он и притягателен для Леонида Андреева с его интересом к противоречиям в человеческой душе. Повесть «Иуда Искариот», по словам самого автора, — «фантазия на тему о предательстве, добре и зле». Автор пытается понять, что руководило поступками Иуды и почему он убивает себя. Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, размышляя о любви и ненависти, страдании и жертвенности, случайном и неизбежном.

«Ангелочек»: Сашка не любил ходить в гимназию, а дома его ждали печальный отец и грубая мать. За творящееся вокруг него зло сорванец бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники, рисовал карикатуры в тетрадях и лгал всем, кроме отца. Как-то раз в сочельник богачи Свечниковы, определившие Сашку в гимназию, пригласили его на елку. На елке сорванец увидел в гуще темных ветвей воскового ангелочка.

 «Кусака»: Рассказ о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

Пьеса «Жизнь человека» представляет собой, как это видно из названия, миниатюру человеческой жизни от рождения до смерти. Основной темой произведения и одновременно главным его конфликтом становится противостояние Человека и таинственного персонажа Некто, под которым подразумевается судьба, рок, бог – высшие силы, влияющие на жизнь Человека.

«Красный смех»: Рассказ «Красный смех» — одно из самых страшных произведений Андреева, сложная и символичная картина ужасов войны.

На войне можно уцелеть. Но можно ли ее пережить? Вернуться и просто забыть?

Или война, со всем ее кромешным ужасом и безумием, с ее нелепостью и жестокостью, так и остается навеки в сознании уцелевшего, обреченного поневоле снова и снова возвращаться мыслями к воспоминаниям о пережитом?..

«Петька на даче»: Леонид Андреев (1871-1919) — писатель необычный, обладающий своеобразным художественным стилем и взглядом на мир. Он пытается найти ответ на вечные и мучительные вопросы: в чем смысл жизни, что есть истина? Поэтому почти в каждом его произведении сведены, как правило, характеры, олицетворяющие силы добра и зла. Но кто бы ни был его герой все равно он многогранен, и каждый по-своему страдает.

Факты биографии:

Леонид Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле.

Его отец, Николай Андреев, работал на железной дороге и получал небольшое жалованье. Мать, Анастасия Пацковская, была дочерью обедневшего польского помещика. Андреев был первым ребенком, позже в семье родились еще пятеро детей. После рождения первенца отец устроился на службу в банк и стал зарабатывать гораздо больше, чем прежде, — Андреевы переехали в собственный дом на Пушкарской улице. Там прошло детство будущего писателя. Позже в рассказе «Баргамот и Гараська» он так описывал улицу:

 «Населённая сапожниками, пенькотрепальщиками… и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке».

Леонид Андреев рано начал читать. Пример брал с отца: «…отец мой был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия… Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью». Сначала Андреев-младший прочитал все книги дома, а когда ему исполнилось семь лет, получил абонемент в местной библиотеке. Мать Андреева научила его рисовать. Будучи уже известным писателем, он даже участвовал в выставках, хотя никогда и не считал себя талантливым художником:

«Натуры я не любил и всегда рисовал из головы, впадая временами в комические ошибки: до сих пор вспоминаю лошадь, у которой по какой-то нелепой случайности оказалось всего три ноги. Все уже кончил, «оттушевал» бока, похожие на колбасу, а четвертую ногу позабыл.

В 1882 году родители отправили Леонида Андреева в Орловскую классическую гимназию. Учился он плохо: в седьмом классе был последним учеником в классе. В автобиографическом рассказе «Лето» он писал: «Гимназические правила не допускали для нас употребления табаку и вина, которыми можно заглушить угрызения совести, и я должен был прибегнуть к другим средствам. Рано утром, а иногда и на ночь я уходил с ребятами ловить рыбу, сидел на плотине и следил за небом, в котором с божественным покоем и красотой сменялись нежные краски».

В гимназии будущий писатель изучал труды Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра, знал наизусть «Учение о пище» Якоба Молешотта. Он настолько увлекся философией, что в 16 лет захотел проверить философские учения о воле Провидения и лег между рельсами перед приближающимся поездом. Остался жив и невредим, слава Богу.

В 1889 году умер отец, и мать осталась одна с шестью детьми. Денег не хватало. Семнадцатилетний Андреев пытался помочь семье: давал уроки младшим школьникам, рисовал на заказ портреты. Но этого было недостаточно, и матери пришлось продать землю с домом. Андреевы переехали на съемную квартиру.

В старших классах гимназии Леонид Андреев влюбился в Зинаиду Сибилеву. Она уговорила его после окончания учебы переехать в Петербург.

В 1891 году Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Зарабатывал Андреев тем, что писал портреты. В надежде на новые доходы стал сочинять рассказы. В 1891 году он закончил произведение «О голодном студенте» и отнес текст в редакцию газеты «Неделя». Однако публиковать его отказались. Не приняли работы и в журналах «Нива» и «Северный вестник».

Несмотря на неудачу, Андреев продолжил писать. Наконец, в 1892 году в литературном журнале «Звезда» опубликовали рассказ «В холоде и золоте». Андреев писал своему знакомому Виктору Вейнштоку: «Это было моим первым опытом — и, к счастью, удачным. Теперь уж с уверенностью последую своей склонности и займусь не на шутку писательством. Я уверен, что меня ожидает успех. Я знаю себя, знаю, что я могу сделать многое, если захочу».

В 1893 году Андреева отчислили из университета: у него не было денег, чтобы оплатить учебу. Он перевелся на второй курс юридического факультета Московского университета и переехал в Москву. Там Андрееву финансово помогали друзья из орловского землячества. В 1895 году к писателю приехали жить мать с детьми. Семье не хватало денег даже на еду: «Леонид оставался в студенческой столовой, откуда иногда украдкой таскал нам хлеб…

В мае 1897 года Андреев сдал экзамены и получил диплом адвоката.

Летом 1897 года Леонид Андреев устроился на работу помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. В конторе он познакомился с адвокатом Павлом Малянтовичем, тот параллельно писал судебные отчеты для журнала «Московский вестник». Узнав о том, что Андреев пробовал себя в литературе, Малянтович предложил ему стать судебным репортером журнала. Заведующий судебным отделом Исаак Новик вспоминал: «Судебные отчеты Андреева не были обычными репортерскими сообщениями о разбиравшихся в суде делах… Все его внимание сосредотачивалось на характеристике подсудимого и среды, в которой он вращался».

В конце 1897 года Леонида Андреева пригласили в новую ежедневную газету «Курьер» готовить фельетоны из зала суда. Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции Андреев написал рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника.

Произведение прочитал литератор Максим Горький. В «Книге о Леониде Андрееве» Горький вспоминал: «…от этого рассказа на меня повеяло  крепким  дуновением   таланта».

«Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера. Красивое лицо его показалось мне малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах… Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом… и однообразно размахивая рукой — точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неземно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия» — рассказывал Максим Горький о первой встрече с Леонидом Андреевым.

По рекомендации Горького Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили писатели Иван Бунин, Иван Белоусов, Евгений Чириков. Поэт Николай Телешов рассказывал в «Записках писателя»: «В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора. <…> Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища». На собрании кружка был издатель популярного «Журнала для всех» Виктор Миролюбов. Его тронули рассказы Андреева, и он предположил писателю опубликовать произведения. Там напечатали «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших», «Кусаку».

В 1901 году в издательстве «Знание», которое возглавлял Горький, вышел первый сборник рассказов писателя. Николай Телешов писал: «Имя Леонида Андреева стало сразу известным и вскоре заблистало в литературе. Все журналы и газеты заговорили о нем. Книга его, что называется, — «полетела». Сборник был настолько популярен, что через год его переиздали и дополнили новыми рассказами».

В 1902 году Леонид Андреев женился на Александре Велигорской, дальней родственнице поэта Тараса Шевченко. Накануне свадьбы квартиру писателя обыскали: полиция хотела найти письма Горького, которого обвиняли в революционной пропаганде. С Леонида Андреева взяли подписку о невыезде. Вскоре после свадьбы у Андреевых родился первый сын — Вадим.

В 1902 году Леонид Андреев и Александра Велигорская отправились в свадебное путешествие в Крым. Они были в гостях у писателя Антона Чехова, который прочитал и высоко оценил рассказы Андреева. Чехов подарил молодоженам свою фотографию с подписью: «Леониду Николаевичу Андрееву на добрую память от ялтинского отшельника. А. Чехов. 18 марта 1902 года».

Супруга Андреева помогала ему в литературном творчестве: писатель диктовал тексты, а жена печатала их на машинке.

В 1904 году Андреев закончил рассказ«Красный смех», навеянный Русско-японской войной. Его главный герой — офицер, испытавший на себе суровость и бессмысленность происходящего.

Александра Велигорская вела специальный альбом, куда вклеивала газетные вырезки с публикациями о муже.

Опасаясь повторного ареста, Леонид Андреев вместе с беременной женой и ребенком переехал сначала в Финляндию, а оттуда — в Германию. Там во время родов ушла из жизни супруга писателя. Новорожденного Даниила и старшего Вадима литератор отдал на воспитание тёще.

Леонид Андреев тяжело переживал смерть жены. Он писал: «…для меня и до сих пор вопрос — переживу я смерть Шуры или нет, — конечно, не в смысле самоубийства, а глубже. Есть связи, которых нельзя уничтожить без непоправимого ущерба для души». Утешение писатель искал в работе: в феврале 1906 года он закончил пьесу «Савва».

Максим Горький пригласил Леонида Андреева к себе на остров Капри, писатель переехал туда на полгода. Он хотел вернуться в Россию, но друзья из «Среды» отговорили, Андреева могли арестовать.

В 1907 году в «Сборнике товарищества «Знание» вышла повесть Андреева «Иуда Искариот», в которой он переосмыслил образ предателя. Писатель показал Иуду как самого близкого из учеников Христа, а мотивы измены — благородными. Споров вокруг этого произведения до сих пор множество.

Весной 1907 года Андреев уехал с Капри и в одиночестве провел лето в Финляндии. Осенью — на свой страх и риск — вернулся в Петербург, где стал печататься в журнале символистов «Шиповник». В этом же году он отдал в редакцию рукопись пьесы «Жизнь человека». Максим Горький пытался отговорить Андреева от публикации произведения: «Ты слишком оголил своего человека, отдалив его от действительности, и этим лишил трагизма, плоти, крови». Тем не менее, писатель решил издать произведение.

Через несколько месяцев Андреев опубликовал рассказ «Тьма» и пьесу «Царь голод». Оба произведения подверглись критике.

В 1908 году Леонид Андреев окончательно переехал в Финляндию. Писатель объяснял: «Чтобы свободнее писать о «вне временном» и «вне пространственном», я сам должен быть вне времени и пространства. А для этого нужно — деревенское уединение. Здесь я создал для себя обстановку, чуждую влияния среды, мысль отдал пространству». Он жил в деревне Ваммельсуу, где у него был собственный дом. К Андрееву часто приезжали немногочисленные друзья.

В одну из встреч Корней Чуковский представил ему Матильду Денисевич. Она стала второй женой Андреева, и у них родилось трое детей: Савва, Вера и Валентин.

В Финляндии Леонид Андреев в основном писал драмы.

В 1909 году вышла пьеса «Анатэма». Главный герой Давид Лейзер раздал все наследство нищим, и те решили, что он чудотворец. Толпа ждала чуда, а когда оно не произошло — забили Лейзера камнями. Режиссер МХТ Немирович-Данченко сразу же взял пьесу в репертуар.

Когда началась Первая мировая война, Леонид Андреев написал патриотическую пьесу «Король, закон и свобода».

 В 1916 году он стал заведующим литературной редакцией в политической газете «Русская воля», в 1917 году большевики закрыли издание.

Леонид Андреев не принял Октябрьскую революцию.

В декабре 1917 года Финляндия получила независимость. Андреев, находившийся в своем доме в деревне Ваммельсуу, оказался в эмиграции.

Писатель составлял антибольшевистские манифесты, пытался переосмыслить революцию, начал роман «Дневник Сатаны».

В 1919 году Леонид Андреев ушёл из жизни. Причиной смерти стала болезнь сердца.

Цитаты:

*Борьба — вот радость жизни.

*Даже самая незначительная доля власти легко кружит неразвитые головы.

*Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше, и еще по тому… насколько от нее в душе светлеет.

*Жизнь победит — сколько рук ни налагалось бы на нее, сколько безумцев ни пытались бы ее прекратить.

*Счастье… обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом.

*Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти.

Рассказы и пьесы Леонида Андреева вызывали споры и дискуссии в литературной среде. Некоторые его произведения называли «образцовой гнусностью», другие — «крепким дуновением таланта». Максим Горький говорил, что Андреев «был талантлив, особенно во всем, что касалось темных сторон жизни».

Произведения Леонида Андреева переводились на многие языки, а многие книги переиздавались неоднократно.

Писатель Леонид Андреев серьезно увлекался фотографией и одним из первых фотографов России применил технику «автохром».

«Он не мог вообразить, что есть люди, которым эти стёклышки не интересны. Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией. Ночью, шагая по огромному своему кабинету, он говорил монологи о великом Люмьере, изобретателе цветной фотографии, о серной кислоте и поташе…»

К. Чуковский.

В Государственном литературном музее И.С.Тургенева в Орле хранится значительная часть «автохромов» Л.Андреева, полученная в разные годы от его потомков.

Уникальной коллекцией «автохромов» обладает Русский архив Бромертонской библиотеки Лидского университета (Великобритания).

Альбом цветных фотографий Леонида Андреева был недавно издан в Англии заведующим Русским архивом Ричардом Дэвисом при поддержке семьи Андреевых.

За 1908-1914 годы он сделал около четырехсот цветных снимков, помимо этого еще до полутора тысяч черно-белых снимков. (В 1978 г. в одном из парижских архивов обнаружены многие неизвестные фотоснимки Андреева, часть которых включена в вышедший в прошлом году в Нью-Йорке альбом «фотографии, сделанные русским писателем»). Британский ученый Ричард Дэвис, подготовивший к печати это издание, в предисловии пишет, что «для каждого, кто знает произведения Леонида Андреева, фотографии, вошедшие в этот альбом, станут чем-то вроде шока». На снимках изображены друзья и близкие писателя, а также прекрасные пейзажи Карельского перешейка.

Похоронен Леонид Андреев недалеко от своего дома (Вилла «Аванс», арх. Андрей Оль), на небольшом кладбище около маленькой церкви Всех скорбящих радости (арх.Иван Фомин) на берегу Черной речки рядом с Финским заливом (теперь пос.Серово).Дом вскорости разрушился, так как некому было присматривать за ним. Членов семьи писателя разбросало по всему свету.

В тридцатых годах журнал русских эмигрантов «Содружество», издававшийся в Выборге, объявил сбор средств на. памятник на могиле Леонида Андреева. Советско-финская война 1939-1940 гг. помешала завершить это дело. В 1959 году прах писателя был перенесен на Литераторские мостки.

Помните, что есть удивительный мир литературы, интересных авторов, которые своими произведениями открывают нам новые грани окружающего мира.

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила вед.библиотекарь схл — Васильева О.А.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *