Кино-досье «Судьба и роли Фаины Раневской»

      Комментарии к записи Кино-досье «Судьба и роли Фаины Раневской» отключены

Дорогие друзья! 27 августа — 125-летие со дня рождения Фаины Григорьевны Раневской (1896-1984), Народной  артистки СССР, уроженки Таганрога — легендарной советской актрисы театра и кино, звезды вторых планов.  В небольшом эпизоде она создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени. В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. Она прожила долгую жизнь, полную драматизма и одиночества, не дожив месяц до 88-летия.

В 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

Раневская говорила…

Удивительно то, как слова, произнесенные актрисой много лет назад, звучат актуально сегодня.  Мы решили вспомнить остроумные высказывания великой актрисы. В свое время они заставляли надолго умолкать собеседников. 

Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Оптимизм – это недостаток информации.

Люди сами себе устраивают проблемы — никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли.

Бог создал женщин красивыми для того, чтоб их любили мужчины, а глупыми – для того, чтоб они любили мужчин.

Что за мир нас окружает? Сколько же умалишенных вокруг… а ведь как с ними весело!

Фаина Георгиевна не написала мемуаров. Но вот о самой Раневской написано немало.

Виртуальная выставка книг «Раневская на сцене и в жизни»

Сделано на Padlet

Кинозал приглашает!

«Пышка» (1934)

Экранизация одноименной новеллы Ги де Мопассана. 

Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало. Павильоны сохраняли температуру холодильной камеры. Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры, вечная неразбериха… Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник мопассановского рассказа. И затвердила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.

Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

Но Раневская решила больше не сниматься в кино. Уж больно это утомительное дело.

«Подкидыш» (1939)

Сценарий приключений маленькой девочки в большом городе придумали детская писательница Агния Барто и актриса Рина Зелёная

Главные роли писались под популярных театральных актёров Ростислава Плятта и Фаину Раневскую. Они сомневались, что такие знаменитые люди будут сниматься в наивной истории про девочку Наташу.  Но оба согласились. Раневская согласилась только из дружеских чувств к Агнии Барто. В кино она уже снималась, но особого интереса к экрану не проявляла.

Уже во время съёмок Рина Зелёная дописала роль для себя. Нужен был ещё один комедийный персонаж и она придумала домработницу Аришу. На съёмках она познакомилась с Фаиной Раневской, и актрисы подружились на всю жизнь.

Исполнительницу главной роли — девочку лет четырёх — искали очень долго. Вероника Лебедева очаровала всю съёмочную группу. Она уже снималась в кино. Поэтому не боялась камер, светски поддерживала беседу со взрослыми.  В ней не было ни одного недостатка. И только в процессе съёмок выяснилось, что характер девочки не имел ничего общего с её ангельской внешностью!

В одном из эпизодов фильма снялись известные советские футболисты Андрей Старостин и Станислав Леута. А  два эпизодических актёра даже не упомянуты в титрах. Один из них — Анатолий Папанов, который сыграл прохожего. Это было его второе появление на экране. А узнавать его станут только через двадцать лет после роли в альманахе «Совершенно серьёзно». Второй — знаменитый литературный критик Лев Аннинский.  Он сыграл мальчика, мечтавшего стать и танкистом, и милиционером, и пограничной собакой.

После «Подкидыша» Фаина Раневская не могла спокойно пройти по улице. Отовсюду неслась фраза её героини: «Муля, не нервируй меня!». И так продолжалось годами! Актрису это очень злило. Она просто возненавидела роль, которая на самом деле принесла ей большой успех. Даже Леонид Брежнев, вручая актрисе орден Ленина, не удержался от «мули».

Во время Великой Отечественной войны негативы фильма погибли во время бомбардировок. Но Госфильмофонд сохранил копию, которую вернули на экраны в 50-х годах. В 1988 году фильм отреставрировали, переозвучили некоторые сцены, убрали все намёки на Сталина и снова выпустили в прокат. В 2010 году «Подкидыш» был выпущен в цвете.

«Золушка»

Фильм-сказка, снятый на киностудии «Ленфильм» режиссёрами надеждой Кашеваровой и Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца.

В основу киносказки Шварца было положено одноимённое произведение Шарля Перро. Премьера картины состоялась в мае 1947 г. в Ленинградском Доме кино. В течение года фильм посмотрели более 18 миллионов зрителей (четвёртое место в советском прокате года).

Раневская не хотела и не могла делать мачеху из «сказки». Например, она сымпровизировала  знаменитую сцену, как обычно добавив в неё свой текст. «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!»

Во время съемок она заметно похудела, и не щадя лица, перекраивала его под образ зловредной лесничихи. Раневская засовывала в рот кусочки ваты, чтобы приподнять скулы. Подтягивала нос (в сказке нос у Раневской вздернутый) с помощью клея. «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», — говорила Фаина Раневская.

Роскошные декорации к фильму собирали с миру по нитке. Мебель приносили из домов. Массовка на балу была одета в конфискованные из берлинского театра костюмы. Часть нарядов сшили из бархатных штор.

Для платьев Золушки и Феи-крёстной Фаина Раневская принесла из дома кусок привезённого из заграницы шифона. Настенное бра из запасов актрисы, сотканное из кристалликов, пошло на украшения. 

Раневская вспоминала, что гонорар, выплаченный ей за работу в «Золушке», показался актрисе непривычно большим. Придя с полученной пачкой денег в театр драмы, Фаина Георгиевна стала предлагать их коллегам.  Раздачу купюр сопровождала вопросами и предложениями: «Вам не нужно ли штаны купить? Вот, возьмите на штаны. И как-то очень быстро раздала всё».

В 2001 году почта России выпустила почтовую марку с Фаиной Раневской в роли мачехи из фильма «Золушка».

Последним появлением Фаины Георгиевны в кино стала роль директора цирка в ленте 1966 года «Сегодня — новый аттракцион». Тогда актрисе было 70 лет.

В кино Раневская появлялась не очень часто. Она любила повторять фразу: «Деньги съедены, а позор остался». А еще говорила: «Сняться в плохом кино то же самое, что плюнуть в вечность: не сотрешь».

Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила она. Но даже то немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой.

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила гл.библиотекарь икс — Стебловская Н.А.